Прогулка IX. Государевы слободы (начало)

ц. Воскресния Христова что в Гончарах

Государевы слободы - обширная территория за городской чертой, за Земляным валом.

От Курского вокзала по Земляному валу, через Таганскую площадь, по Гончарной улице  к Спас-Чигасу.

На прошлой прогулке мы с вами прошлись вокруг Земляного города, нынешняя прогулка - это Государевы слободы бывшие в старину за городской чертой почти до конца 18 века.

За Земляным городом еще в старину вырос широкий пояс слобод.

До половины 18 века в местность по Садовым улицам и Земляным валом не входила в пределы городской черты и имела чисто сельский характер.

Таганская площадь.

Таганская площадь.

Вот почему мы встречаем здесь целый ряд барских загородных усадеб, к которым принадлежало и нынешнее владение Найденовых.

Владение это с огромным прекрасным садом, расположенное на высоком берегу речки Яузы - типичная подмосковная усадьба конца 18- начала 19 века.

От этой усадьбы мы и начнем свою окраинную прогулку через Государевы слободы.

Дом Найденовых (Земляной вал № 53) выстроен в начале 19 века в духе итальянских вилл знаменитым Д.Джилярди для кн. Гагариных.

Высокий его фронтон величественен и изящен.

Пышность фасаду придают пилястры - фон для гладких и стройных колонн.

Усадьба Найденова на Яузе

еликолепный, тонкообработанный фриз тянется над окнами, которые, к сожалению, не сохранили первоначального вида.

Лучше всего смотреть на дом с пригорка Грузинского переулка.

Перед домом палисадник, за ним ряд лип, они были посажены позднее, но постригали их с манерной изысканностью, которая живо напоминает увлечение садами Версаля.

А все надворные службы строго выдержаны в стиле самого дома.

Перейдем Высокий мост и остановимся на левой его стороне, отсюда хорошо виден Найденовский парк, раскинутый позади дома и спускающийся к Яузе.

Великолепная терраса, круглые изящные беседки.

С Высокого моста открывается очень своеобразный вид на речку Яузу, берега которой занимают фабрики и заводы, пустыри, сады и огороды.

В старину река Яуза имела важное значение для Москвы.

Это был водный путь из Москвы до Клязьмы, а дальше в Оку и в Волгу.

Позднее она утратила это значение и ее берега превратились в свалку для мусора и нечистот.

В 18 веке городские власти начали благоустройство этой местности, берега Яузы подняли, сняли запруды, очистили и отдали эти земли в частные руки.

Так появилась нынешняя усадьба Найденовых.

Земляной вал идет по неровной местности.

За подъемом Высокого моста следует впадина Николо Ямской улицы и снова подъем к Таганской площади.

И на пересечении Земляного вала с Николо-Ямской мы и попадаем в кольцо слобод, о которых говорили выше.

Ближе всего к нам Ямская слобода.

Здесь жили ямщики, которые должны были поставлять лошадей для почтовой гоньбы.

Слово "Ям" по- татарски означало почтовый двор.

Ямщикам в старину принадлежало много земель, прилегавших к городу и их слободы были расположены в различных местах Москвы: за Тверской заставой, за Дорогомиловской и др.

Поднимаемся на Таганскую площадь, это центр, к которому сходятся многочисленные улицы.

Первая и вторая налево - Алексеевская и Семеновская - ведут к целой сети Рогожских улиц.

Эта часть Москвы - старинное и очень прочное гнездо богатого старообрядческого купечества, игравшего немалую роль в торговом обороте Москвы.

Вспомним пьесы Островского, в которых наравне с Замоскворечьем часто мелькает упоминание Таганки.

В старину Таганскую площадь занимала Таганская слобода.

Есть разные предположения о названии площади.

Кто говорит, что здесь жили мастера, выделывавшие железные таганы.

Но есть и другое - таганом по-татарски называлось высокое место, может быть Таганная слобода - это просто слобода на высоком месте.

Пойдем по правой стороне площади.

Середину ее занимает низкое, неправильное здание городских торговых помещений.

В деталях этого много раз перестраивавшегося здания проглядывают черты стиля Ампир и это позволяет отнести эту постройку к началу 19 века.

Первая улица направо - Нижняя Николо-Болвановская улица.

Храм Николая Чудотворца, что на Болвановке

Храм Николая Чудотворца, что на Болвановке

Раньше здесь была Болвановская слобода.

Предполагают, что тут жили мастера, изготовлявшие деревянные болваны - формы для отливки металлических изделий, другие считают, что здесь жили мастера шапочных болванов.

Все эти слободы были промысловыми в отличие от слобод для служилых людей.

Эти слободы имели некоторые привилегии, например, некоторую форму самоуправления и центром такого самоуправления были т. наз. "братские" дворы.

Один их них находился в теперешнем Дурном переулке, первый налево по Семеновской ул.

На "братском дворе" каждая слобода выбирала себе старосту, целовальников и т.д.

Там же собирались сходки, на которых решались все местные дела.

"Братские дворы" назывались еще "съезжими" и это название позднее было перенесено на полицейские участки и долго сохранялось в народной речи.

Слободы были переведены на городское положение в 1742 г., когда Москву обвели новой границей.

Границу прокладывала Камер-Коллегия, оттого и вал называется Камер-коллежским.

Вал это перестал существовать с начала 19 века, но название сохранилось.

Иногда он назывался Компанейским, т.к. насыпан был в интересах т. наз. "компанейщиков" - откупщиков корчемного вина.

Идем дальше по правой стороне Таганской площади и подходим к углу Гончарной улицы.

Здесь была слобода гончарей (глинчарей, по-старинному).

Налево от Гончарной идут Большие и Малые Каменщики (слобода каменщиков).

Прямо - Краснохолмская улица , здесь высокий берег Москвы реки образует холм, называвшийся Красным, т.е. красивым.

Гончарная тянется по гребню высокого берега, зайдем в один их ее переулков - 1-й Гончарный.

Здесь находится очень интересная церковь Воскресения Христова, что в Гончарах.

В конце 16 века, ниже этой церкви, у Красного холма, расположен был Зосимо-Савватиевский мужской монастырь.

Постоянные разливы Москва-реки заставили перенести этот монастырь (он теперь в г. Бронницы).

ц. Воскресния Христова что в Гончарах

ц. Воскресния Христова что в Гончарах

Повыше древнего монастыря поставлена была в конце 16 века церковь Воскресения.

А в настоящий свой вид перестроена она была в 1657 г. и очень типична для архитектуры того времени.

Великолепный тип шатрового храма - архитектурный стиль, который в ту пору отживал свое, т.к. "найден был не соответствующим церковному чину".

Таких храмов по Москве уцелело очень мало.

Три небольших и просто обработанных шатра поставлены в ряд на общем основании, а скругленные ребра граней шатра перевиты расцвечеными жгутами.

Этот декоративный мотив был характерен для 17 века.

Расположенный на высоком месте, храм Воскресения Господня в Гончарах дает живо почувствовать старую Москву.

А чтобы проникнуться ею еще больше стоит пройти по Нижне-Гончарному переулку.

Низкие ворота домов, широкие дворы, маленькие домишки, старые сады.

Выйдем снова на Гончарную и пойдем по левой ее стороне.

В самом начале ее стоит угловой, несомненно когда-то барский, дом в стиле Ампир, на его фризе - пеликаны.

Владелец этого дома  - церковь Успения Божией Матери, что в Гончарах, или что в Спасской слободе, находящейся на правом углу Успенского переулка.

Вся слобода называлась Спасской по церкви Всемилостивого Спаса, что в Чигасах, о ней мы скажем немного дальше.

ц. Успения Божьей матери, что в Гончарах

ц. Успения Божьей матери, что в Гончарах

Церковь Успения очень интересная.

На Гончарную выходит ее колокольня (18 век), она соединена с главным храмом длинной трапезной.

На стене колокольни образ Богоматери в великолепном изразчатом обрамлении.

Построена церковь в 1654 г. и сохранила облик 17 века.

Трапезная построена позднее и некрасива.

Но есть одно украшение - ряд великолепных изразцов, бледных зеленых и желтых  тонов, быть может взятых из ранее разрушенного здания.

Главный мотив изразцов - цветы и плоды.

Храм - в глубине переулка.

Это пятиглавая бесстолбная церковь, своеобразно разработанная с нарядными крестами, четырьмя кокошниками, которые служат чисто декоративным украшением и положены в основание всего верха, они разделены кровлей, образуют два ряда, их нижний ряд подведен под самую крышу.

С левой стороны Гончарной, против Успенского переулка находится Спасо-Чигасовский пер. из которого открывается далекий вид на Замоскворечье.

Назван переулок по церкви на его правой стороне.

Эту церковь, именуемую Происхождение Честных Древ, или Спас-Чигасы, а также бывший мужской монастырь, по преданию основал в 1483 г. игумен, носивший прозвище Чигаса.

Пожар 1543 г. уничтожил монастырь и церковь, последняя была возобновлена и с 1625 г. она числится приходской.

 

Источник:

Путеводитель по Москве. М. 1917 г.

изд. Сабашниковых.

[Заходите на продолжение прогулки....]

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика