Государевы слободы - обширная территория за городской чертой, за Земляным валом.
От Курского вокзала по Земляному валу, через Таганскую площадь, по Гончарной улице к Спас-Чигасу.
На прошлой прогулке мы с вами прошлись вокруг Земляного города, нынешняя прогулка - это Государевы слободы бывшие в старину за городской чертой почти до конца 18 века.
За Земляным городом еще в старину вырос широкий пояс слобод.
До половины 18 века в местность по Садовым улицам и Земляным валом не входила в пределы городской черты и имела чисто сельский характер.
Вот почему мы встречаем здесь целый ряд барских загородных усадеб, к которым принадлежало и нынешнее владение Найденовых.
Владение это с огромным прекрасным садом, расположенное на высоком берегу речки Яузы - типичная подмосковная усадьба конца 18- начала 19 века.
От этой усадьбы мы и начнем свою окраинную прогулку через Государевы слободы.
Дом Найденовых (Земляной вал № 53) выстроен в начале 19 века в духе итальянских вилл знаменитым Д.Джилярди для кн. Гагариных.
Высокий его фронтон величественен и изящен.
Пышность фасаду придают пилястры - фон для гладких и стройных колонн.
еликолепный, тонкообработанный фриз тянется над окнами, которые, к сожалению, не сохранили первоначального вида.
Лучше всего смотреть на дом с пригорка Грузинского переулка.
Перед домом палисадник, за ним ряд лип, они были посажены позднее, но постригали их с манерной изысканностью, которая живо напоминает увлечение садами Версаля.
А все надворные службы строго выдержаны в стиле самого дома.
Перейдем Высокий мост и остановимся на левой его стороне, отсюда хорошо виден Найденовский парк, раскинутый позади дома и спускающийся к Яузе.
Великолепная терраса, круглые изящные беседки.
С Высокого моста открывается очень своеобразный вид на речку Яузу, берега которой занимают фабрики и заводы, пустыри, сады и огороды.
В старину река Яуза имела важное значение для Москвы.
Это был водный путь из Москвы до Клязьмы, а дальше в Оку и в Волгу.
Позднее она утратила это значение и ее берега превратились в свалку для мусора и нечистот.
В 18 веке городские власти начали благоустройство этой местности, берега Яузы подняли, сняли запруды, очистили и отдали эти земли в частные руки.
Так появилась нынешняя усадьба Найденовых.
Земляной вал идет по неровной местности.
За подъемом Высокого моста следует впадина Николо Ямской улицы и снова подъем к Таганской площади.
И на пересечении Земляного вала с Николо-Ямской мы и попадаем в кольцо слобод, о которых говорили выше.
Ближе всего к нам Ямская слобода.
Здесь жили ямщики, которые должны были поставлять лошадей для почтовой гоньбы.
Слово "Ям" по- татарски означало почтовый двор.
Ямщикам в старину принадлежало много земель, прилегавших к городу и их слободы были расположены в различных местах Москвы: за Тверской заставой, за Дорогомиловской и др.
Поднимаемся на Таганскую площадь, это центр, к которому сходятся многочисленные улицы.
Первая и вторая налево - Алексеевская и Семеновская - ведут к целой сети Рогожских улиц.
Эта часть Москвы - старинное и очень прочное гнездо богатого старообрядческого купечества, игравшего немалую роль в торговом обороте Москвы.
Вспомним пьесы Островского, в которых наравне с Замоскворечьем часто мелькает упоминание Таганки.
В старину Таганскую площадь занимала Таганская слобода.
Есть разные предположения о названии площади.
Кто говорит, что здесь жили мастера, выделывавшие железные таганы.
Но есть и другое - таганом по-татарски называлось высокое место, может быть Таганная слобода - это просто слобода на высоком месте.
Пойдем по правой стороне площади.
Середину ее занимает низкое, неправильное здание городских торговых помещений.
В деталях этого много раз перестраивавшегося здания проглядывают черты стиля Ампир и это позволяет отнести эту постройку к началу 19 века.
Первая улица направо - Нижняя Николо-Болвановская улица.
Раньше здесь была Болвановская слобода.
Предполагают, что тут жили мастера, изготовлявшие деревянные болваны - формы для отливки металлических изделий, другие считают, что здесь жили мастера шапочных болванов.
Все эти слободы были промысловыми в отличие от слобод для служилых людей.
Эти слободы имели некоторые привилегии, например, некоторую форму самоуправления и центром такого самоуправления были т. наз. "братские" дворы.
Один их них находился в теперешнем Дурном переулке, первый налево по Семеновской ул.
На "братском дворе" каждая слобода выбирала себе старосту, целовальников и т.д.
Там же собирались сходки, на которых решались все местные дела.
"Братские дворы" назывались еще "съезжими" и это название позднее было перенесено на полицейские участки и долго сохранялось в народной речи.
Слободы были переведены на городское положение в 1742 г., когда Москву обвели новой границей.
Границу прокладывала Камер-Коллегия, оттого и вал называется Камер-коллежским.
Вал это перестал существовать с начала 19 века, но название сохранилось.
Иногда он назывался Компанейским, т.к. насыпан был в интересах т. наз. "компанейщиков" - откупщиков корчемного вина.
Идем дальше по правой стороне Таганской площади и подходим к углу Гончарной улицы.
Здесь была слобода гончарей (глинчарей, по-старинному).
Налево от Гончарной идут Большие и Малые Каменщики (слобода каменщиков).
Прямо - Краснохолмская улица , здесь высокий берег Москвы реки образует холм, называвшийся Красным, т.е. красивым.
Гончарная тянется по гребню высокого берега, зайдем в один их ее переулков - 1-й Гончарный.
Здесь находится очень интересная церковь Воскресения Христова, что в Гончарах.
В конце 16 века, ниже этой церкви, у Красного холма, расположен был Зосимо-Савватиевский мужской монастырь.
Постоянные разливы Москва-реки заставили перенести этот монастырь (он теперь в г. Бронницы).
Повыше древнего монастыря поставлена была в конце 16 века церковь Воскресения.
А в настоящий свой вид перестроена она была в 1657 г. и очень типична для архитектуры того времени.
Великолепный тип шатрового храма - архитектурный стиль, который в ту пору отживал свое, т.к. "найден был не соответствующим церковному чину".
Таких храмов по Москве уцелело очень мало.
Три небольших и просто обработанных шатра поставлены в ряд на общем основании, а скругленные ребра граней шатра перевиты расцвечеными жгутами.
Этот декоративный мотив был характерен для 17 века.
Расположенный на высоком месте, храм Воскресения Господня в Гончарах дает живо почувствовать старую Москву.
А чтобы проникнуться ею еще больше стоит пройти по Нижне-Гончарному переулку.
Низкие ворота домов, широкие дворы, маленькие домишки, старые сады.
Выйдем снова на Гончарную и пойдем по левой ее стороне.
В самом начале ее стоит угловой, несомненно когда-то барский, дом в стиле Ампир, на его фризе - пеликаны.
Владелец этого дома - церковь Успения Божией Матери, что в Гончарах, или что в Спасской слободе, находящейся на правом углу Успенского переулка.
Вся слобода называлась Спасской по церкви Всемилостивого Спаса, что в Чигасах, о ней мы скажем немного дальше.
Церковь Успения очень интересная.
На Гончарную выходит ее колокольня (18 век), она соединена с главным храмом длинной трапезной.
На стене колокольни образ Богоматери в великолепном изразчатом обрамлении.
Построена церковь в 1654 г. и сохранила облик 17 века.
Трапезная построена позднее и некрасива.
Но есть одно украшение - ряд великолепных изразцов, бледных зеленых и желтых тонов, быть может взятых из ранее разрушенного здания.
Главный мотив изразцов - цветы и плоды.
Храм - в глубине переулка.
Это пятиглавая бесстолбная церковь, своеобразно разработанная с нарядными крестами, четырьмя кокошниками, которые служат чисто декоративным украшением и положены в основание всего верха, они разделены кровлей, образуют два ряда, их нижний ряд подведен под самую крышу.
С левой стороны Гончарной, против Успенского переулка находится Спасо-Чигасовский пер. из которого открывается далекий вид на Замоскворечье.
Назван переулок по церкви на его правой стороне.
Эту церковь, именуемую Происхождение Честных Древ, или Спас-Чигасы, а также бывший мужской монастырь, по преданию основал в 1483 г. игумен, носивший прозвище Чигаса.
Пожар 1543 г. уничтожил монастырь и церковь, последняя была возобновлена и с 1625 г. она числится приходской.
Источник:
Путеводитель по Москве. М. 1917 г.
изд. Сабашниковых.
[Заходите на продолжение прогулки....]