Продолжим нашу прогулку, посмотрим какими были дома и церкви Государевых слобод.
Наш маршрут - от Гончарной улицы к Швивой горке, к Яузской больнице на Таганной улице
На прошлой прогулке мы дошли до левой стороны Гончарной улицы и остановились.
Тут против Успенского переулка, находится Спасо-Чигасовский пер.
Назван переулок по церкви на его правой стороне.
Эту церковь, именуемую Происхождение Честных Древ, или Спас-Чигасы, а также бывший мужской монастырь, по преданию основал в 1483 г. игумен, носивший прозвище Чигаса.
Пожар 1543 г. уничтожил монастырь и от церкви мало что осталось, но последняя была возобновлена и с 1625 г. она числится приходской.
Общие очертания одноглавой, бесстолбной этой церкви ясны и довольно типичны для второй половины 17 века.
О Спасо-Чигасовском приходе сохранилось предание, что жители его славились богатством.
Отголосок былой славы местных обывателей - следующая песенка:
"У Спаса в Чигасах, за Яузой,
Живут мужики богатые,
Гребут золото лопатами,
Чисто серебро лукошками,
Слава!"
"Мужики" со временем разбогатели еще больше, замкнулись в богатые особняки, но не стали культурнее.
Дома на Гончарной улице не поражают ни богатством архитектурных замыслов, ни изысканностью вкуса.
Зато в этом районе необыкновенное количество церквей.
В нескольких шагах от Спасо-Чигасовского пер. на углу Старого Козьмодемьянского, снова церковь - Козьмы и Дамиана, что в Старых Кузнецах (слободы, где жили кузнецы).
Обычно церковь зовется "Космы и Дамиана Старого".
Неизвестно, когда построенная, она переделывалась много раз в 18 веке и в начале 19 в.
Очертания церкви как-то раздроблены и не имееют целостного образа.
Около нее - церковь Козмы и Дамиана Нового ( сооружена в 1745-52 гг. на месте старой церкви 17 века) очень большая, но мало интересная в архитектурном смысле.
За нею Гончарная ул. заканчивается.
Мы идем теперь по Швивой или Вшивой горке.
Раньше она была частью Гончарной, а Швивой горкой называлась параллельная ей Таганная ул.
Названия переместили в самое последнее время.
Старинное название целого урочища Швивая Горка очень трудно объяснить.
Что это Горка - понятно, большая возвышенность, образованная р. Яузой.
По одному толкованию Швивая Горка получила название от живших здесь швецов, т.е. портных.
Но в народе она всегда звалась Вшивой горкой, может потому, что здесь жила городская беднота.
На Швивой Горке интересен дом № 16 (Клаповской).
Большой, отступивший немного от улицы, дом этот и общим видом и многими деталями принадлежит к стилю Ампир.
Но есть в нем что-то неуловимое, что лишает его благородства и изящества.
Идем далее по Швивой горке, в ее конце высится церковь Великомученника Никиты, что за Яузой, а сзади церкви целой сетью расходятся переулки, кривые и горбатые со странными многоугольными домами, неровной мостовой и выбитыми тротуарами.
Войдем в церковный двор.
Весь уголок, отграниченный высокой красивой решеткой дает интересное декоративное пятно. Решетка (во многих местах изломанная) осталась, вероятно, от 18 века, ворота очень характерны для Елизаветинской эпохи.
Церковь Мученика Никиты относится к типу бесстолбных церквей 17 века.
Верх церкви, видимо, переделывался в 18 веке, так как мотивы его обработки носят явные следы барокко.
Обогнув церковь, можно подняться к застекленной галлерее, откуда открывается великолепная панорама на башни и стены Кремля.
Видны также и другие здания: справа - Центральная телефонная станция близ Мясницкой.
Далее, левее шатры Василия Блаженного, перед Кремлем на берегу реки белеет здание Воспитательного Дома.
А на дальнем изгибе реки, на высоком берегу- купол Храма Христа Спасителя, от которого через реку пролегает путь к Болотной площади.
Ее местоположение определяется высокими трубами Городской электрической станции.
А прямо за рекой, в низине раскинулось Замоскворечье.
Левей Болотной площади - высокая, стройная золотая группа церкви Воскресения в Кадашах, еще левее 5 барочных куполов церкви Климента, папы Римского на Пятницкой.
Прямо перед нами, на том берегу, здание Комиссариата, старинная запущенная постройка, сохранившаяся со времени имп. Анны Иоанновны.
Налево от нас - окраины Москвы, за ними поля, лега и леса, а крайнее здание замыкающее вид слева - высокая колокольня Симонова монастыря.
Выходим опять на Швивую Горку и левой стороной крутого косогора Б. Никитского пер. спускаемся к Б. Устьинскому.
Он находится вблизи от устья реки Яузы.
Повернем направо и выйдем на Таганную улицу.
На ее левой стороне стоит небольшая, но очень интересная церковь св. Стефана Архидиакона густо-красного цвета.
В ней очень хороша низенькая, широкая колокольня половины 17 века и крытый переход, соединяющий ворота с папертью.
Главный храм - более позднего периода - это конец 17 или начало 18 века.
Пройдя немного, окажемся перед великолепным зданием Яузской больницы.
Раньше оно принадлежало Шепелеву и всей Москве был известен как Шепелевский дворец.
Выстроил его в 1798 г. Иван Родионович Баташев для своей единственной дочери, Дарьи, которую он выдал за Д.Д. Шепелева (й771-1841), генерал-лейтенанта, участника войны 1812 г.
Родоначальник семьи Родион Баташев при Петре Великом был простым мастеровым на Тульском заводе.
Разбогатев по случаю, оставил своим сыновьям Ивану и Андрею значительное состояние.
Старший сын, Андрей, решительный и волевой, сумел увеличить правдами, а скорее всякими неправдами, это состояние до миллионных размеров.
Оба брата жили на одном из своих чугунно-литейных заводов, на Выксе, в Нижегородской губернии, в Ардатовском уезде.
Главную роль в деле играл старший брат Андрей.
О его жестокости, самоуправстве и самодурстве ходили легенды.
Младший, Иван, более мягкий и человечный, проявил себя только после раздела имущества с Андреем.
Он смягчил нравы, царившие на Выксунском заводе, завел там образцовый порядок, получил орден св. Владимира и дворянство.
Шепелевский дворец был построен архитектором Баташева М. Кисельниковым по проекту де Валли.
В 1812 г. дворец пострадал сравнительно мало, так как его занимал Мюрат.
Шепелевский дворец великолепен , как архитектурное произведение.
Каждая деталь - стройное архитектурное целое.
Красивый, очень тонкий орнамент придает флигелям нарядность и изысканность.
Ворота декорированы, на них черные львы не совсем обычного типа, с широко разинутой пастью и приплюснутой головой.
А главное здание - просто chef d'oeuvre создателя дворца: пышный фронтон с высоко поднятыми колоннами так гармонирует с величественными размерами!
Чудесен и орнамент, придающий фасаду богатство и красоту.
Несмотря на свою грандиозность, все здание поражает соразмерностью частей.
От Шепелева его дворец перешел к кн. Голицыным, а с 1876 года отдан под Яузскую больницу.
И покои отделанные Баташевым со сказочной роскошью, остатки которой сохранились в прекрасной росписи и лепных украшениях потолков, заполнены теперь однообразными рядами больничных коек.
Источник:
Путеводитель по Москве. М. 1917.
изд. Сабашниковых
........