Москва и ее старина. Прогулки.

Москва до 1917 года.  Какой она была?

Предлагаю прогуляться по Москве 1917 г.

Прогулки пешеходные, за исключением объезда вокруг Земляного города.

Кто не умеет ходить, ничего не увидит.

А внимательный пешеход во время этих прогулок порой и сам сделает много интересных открытий.

Начнем прогулки с основного ядра Москвы - Кремля и торгового посада, где выделяется район, сыгравший большую роль в истории русского просвещения,

пройдемся специально по Никольской улице.

Следующее кольцо, охватившее Москву - Белый город, но посмотреть весь Белый город в одной прогулке - сложно.

Их будет две.

Тоже самое и для прогулки  - по  былым стенам Белого города.

Ведь свое название "Белый город" эта часть получила название по цвету стен, окружавшим его.

Дальнейшее кольцо - Земляной город, мы пройдем часть этого района, а потом, может быть, если хватит сил объедем его на трамвае, ведь тогда по этому кольцу они ходили. Это будут очень интересные прогулки.

Обособленный район старой Москвы составляли ее слободы, отсюда и название первой и второй прогулки - По Государевым слободам.

Замоскворечье взято, как типичный купеческий район, а Москва, как центр былого барства, показана будет в прогулке По дворянской Москве.

Несколько на отлете - своеобразный старообрядческий мир Москвы, один уголок которой посмотрим в описании Рогожского кладбища.

Эти прогулки завершатся обозрением окраинных монастырей-сторожей, когда-то сыгравших большую роль в военной обороне Москвы.

Эти прогулки, конечно, не дадут исчерпывающую информацию о зданиях, интерьерах и прочих деталях градостроительства и градообразования.

Это просто прогулки, их цель увидеть "физиономию" города, своеобразную и только ему присущую.

А поможет нам в этих прогулках "Путеводитель по старой Москве" 1917 года.

Судьбу города прежде всего определяет его географическое положение.

Москва лежит почти в центре Европейской России, на небольшой возвышенности, по обеим сторонам небольшой реки Москвы, при впадении в нее Яузы, Неглинной и нескольких других речек и ручьев, многие из них теперь засыпаны или заключены в трубы.

Благодаря своему положению, Москва, как говорил историк Забелин, стала "добрым мостом-распутием для сообщения во все стороны и во все края страринных народных сношений".

Москва, как город, образовалась путем слияния в одно целое 4-х по сути городов: Кремля, Китая, Белого города и Земляного.

Огромный город развился из крохотного княжеского поселения, занимавшего едва ли не 1\10 часть нынешнего Кремля. Московские бытописатели XVI в., отделенные от первых времен Москвы сравнительно небольшим промежутком времени, могут рассказать  нам только легенды или благочестивые домыслы, вроде таких, что Москву основал шестой сын Iафета - Мосох, у которого была жена - Ква (отсюда и легендарное происхождение названия города).

Есть еще одно предание, которое имеет историческую основу, оно говорит о том, что на теперешней территории Москвы были села боярина Степана Кучки.

О трагической судьбе боярина и его сыновей, запутанных в любовную интригу Улитой Юрьевой, женой Даниила Александровича Суздальского, рассказывала повесть "О зачале Московского княжения".

В какой-то своей части эта повесть описывает действительные события, но....явные следы библейской повести об Iосифе, вплетенные в ткань рассказа лишают доверия детали событий.

Остается  лишь факт существования Кучковых сел (соврем. Кучково), лежавших далеко от Кремля. И было бы неправильно видеть в них зародыш Москвы.

Начало города Москвы пошло не от них, а от княжеского поселения, в юго-западной части Кремля, при впадении Неглинки в Москву-реку.

Первое достоверное (документальное) сведение о Москве относится к 1147 г., когда на село Москву звал для свидания Юрий Долгорукий своего союзника, князя Новгород-Северского, Святослава Ольговича.

Вскоре после этого свидания, в 1156 г., Юрий превратил село Москву в "город", т.-е. обнес это село деревянными стенами и рвом.

Размеры этого городака " на устье Неглинки, выше реки Яузы" были самые крохотные.

Посредине его стояла деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, срубленная еще по словам летописи тогда, когда здесь был бор.

Эта церковь, простоявшая, в перестроенном виде, но на старом месте, до 1847 г., находилась между теперешними Боровицкими воротами и Большим Кремлевским дворцом, в шагах в 120 от Боровицких ворот, она была сломана при постройке Большого Кремлевского дворца, а несколько ранее, во время закладки фундамента этого дворца, в 1843 г., были найдены остатки древнейшей деревянной ограды из сосновых бревен и рва, окружавших первоначальную Москву.

Эта ограда шла с западной стороны церкви Спаса на Бору, значит, церковь Спаса не входила в границы первоначальной Москвы и вся Москва занимала только крайний юго-западный угол теперешнего Кремля.

По своему характеру она была городком обычного типа, каких много было в Суздальской Руси, ее характер не изменился и тогда, когда в ней поселился первый московский удельный князь Даниил Александрович ( 1271 г.). Ее характер стал меняться при Иване Калите, а окончательные границы Кремля установились при Иване III, лет 125-140 спустя после Ивана Калиты.

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Яндекс.Метрика