Прогулка III. Белый город (начало).

Угол Воздвиженки и Моховой, д. 4 на месте бывшего опричного двора

Белый город и прогулка по его стенам. 

От Страстного монастыря по Тверскому, Никитскому и Пречистенскому бульварам до Храма Христа Спасителя.

Как и многие русские города Москва разрасталась концентрическими кругами.

Кстати сказать так же росли и многие европейские города.

Изумительную аналогию с планом Москвы представляет план Парижа.

Белый город или  Царев-город - третий такой круг.

Он занимал пространство между стеной Китай города и неправильным полукольцом от Яузского моста до Пречистенских ворот.
Белый город пересекали, расходясь по радиусам улицы: Покровка, Мясницкая, Сретенка, Петровка, Тверская, Б.Никитская, Арбат (прежде Арбатом называлась Воздвиженка), Пречистенка.

За теснотой в Кремле в Белый город выселялись именитые люди, приказные, купцы, дети боярские.

Здесь им жаловались земли для постройки загородных домов.

Получив эти земли в вотчину, они не платили податей, считались как бы "обеленными" от них.

Отсюда некоторые и выводят название Белый город.

Другие же это название объясняют тем, что каменная стена, окружавшая этот город, была белого цвета.

Угол Воздвиженки и Моховой, д. 4 на месте бывшего опричного двора

Угол Воздвиженки и Моховой, д. 4 на месте бывшего опричного двора

Имя Царева город получил со времени Иоанна Грозного, который поселил в его пределах опричнину и, сам покинув Кремль, построил себе дворец на углу нынешней Моховой и Воздвиженки.

Царь Федор Иоаннович в 1586 г. велел Ф. Коню,

русскому мастеру, построить каменную стену, чтобы защитить Белый город.

28 башен и десять ворот имела стена, окружившая полукольцом этот город.

Названия ворот сохранились до сих пор в пересечениях главных улиц с бульварами, расположенными на месте былых стен.

Стены пришли в ветхость уже ко времени Елизаветы Петровны (18 в.) и она приказала их снести.

При Екатерине II кирпич от последней части стены (за Страстным монастырем, где ныне Нарышкинский сквер) был использован на постройку дома графа Чернышева (ныне генерал-губернаторский дворец, на углу Тверской и Чернышевского пер.).

Некоторое время  оставались в целости ворота, последними в 1792 г. были снесены Арбатские.

Екатерина II велела на месте стен насадить быльвары.

Первым был разбит  Тверской бульвар., выходящий на Страстную площадь (или площадь у Тверских ворот).

Отсюда мы и начнем нашу прогулку по линии бульваров, до храма Христа Спасителя.

Многие названия сохранили память о былых стенах.

Другой отличительной чертой этого района являются местами еще уцелевшие дома московского барства, привлеченного сюда после французского нашествия простором и зеленью.

Много здесь и памятников более далекой старины.

Осмотр Страстной площади мы начнем с церкви Дмитрия Солунского, которая находится на углу Тверской улицы, построена она на месте Киево-Печерского подворья (14-15 вв.).

Первоначально она была трехшатровая, но неоднократно перестраивалась.

Последняя перестройка - 1791 г - памятник екатерининского классицизма.

Колокольня сохранилась от 17 века.

Она - яркий пример перехода от звонницы к колокольне.

Страстной монастырь

Страстной монастырь

Центральным зданием на площади является Страстной Девичий монастырь, основанный в 1641 г.

Царь Михаил Федорович торжественно встретил здесь чудотворную икону Божьей матери, перенесенную из нижегородской вотчины князя Бориса Лыкова.

На этом месте была воздвигнута "церковь камена", а затем и монастырь.

Название монастырю дала икона Божьей матери именуемая  "Страстныя" - орудия страстей Господних в руках ангелов, окружающих лик Богоматери.

Собор монастыря в настоящем виде существует с 1799 г.

Колокольня построена позже арх. Быковским в 1855 г.

По левую сторону монастыря находится 7- ая мужская гимназия.

Это один из тех домов, которые уцелели при пожаре 1812 г.

В начале 19 в. дом принадлежал Марии Ивановне Римской-Корсаковой .

Там встречалось блестящее общество: Пушкин, Грибоедов...

В книге Гершензона "Грибоедовская Москва" можно найти очень интересно и живо написанную историю этой семьи.

Тверская улица упоминается уже летописях 15 века.

Она тогда называлась Царской, она была даже вымощена белым камнем.

Прямо против Страстного монастыря стоит памятник А.С. Пушкину.

Поставлен летом 1880 г.

Тверской бульвар играл в начале 19 века значительную роль.

Широкая "першпектива", обсаженная молодыми березками была местом, где в полдень собиралось все общество Москвы.

По левой стороне бульвара тянутся невысокие дома, уцелевшие от пожара 1812 г., они дают представление о небольших дворянских домах 19 в.

За этими домиками высится громада 11-этажного здания, нового для Москвы американского типа, в Гнездниковском пер.

Направо, из-за старинного барского дома №25, виднеется фасад Городского ломбарда, получившего одну из 3-х премий на конкурсе современных выдающихся фасадов.

Кофейня на середине Тверского бульвара стоит как раз на том самом месте, где возвышалась одна из башен Белого города.

На правой стороне, прямо против кофейни - дом Вырубовых (№23) первой половины 19 в. , ныне приспособленный под театр.

Рядом с ним маленькая церковь Иоанна Богослова, на противоположной стороне бульвара - здание градоначальства.

Это здание - не очень выразительный представитель стиля Ампир.

Построено оно было Кологривовыми в 10-х годах 19 в., в 1819 г. приобретено для московского обер-полицмейстера.

Отметим красоту фронтона, лепные украшения, решетку балкона из литого чугуна, украшенную рыцарскими доспехами.

Выходим на площадь у Никитских ворот.

Площадь у Никитских ворот- место необычайно оживленное.

Примыкающие улицы, особенно Большая и Малая Бронные  населены преимущественно учащейся молодежью и были раньше в Москве ее "Латинским кварталом".

Налево и направо от Никитских ворот идет Большая Никитская улица.

Раньше по ней пролегала дорога в Новгород, и в 17 веке называлась Царицыной.

По одному преданию она получила свое название от того, что по этой улице ездили царицы на богомолье.

По другим сведениям, название это дал ей дворец царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, бывший недалеко от церкви Большого Вознесения.

ц. Большого Вознесения у Никитских ворот

Церковь Большого Вознесения находится направо от Никитских ворот.

Первоначальная церковь была выстроена в 15-16 вв., но сгорела в 1629 г., и была заменена новой каменной, которую построила царица Наталья Кирилловна в 1685-89 гг.

А теперешний храм построен уже в 1798-1816 гг.

Это лучший памятник екатерининской эпохи, перехода от классических форм к Ампиру.

Автором проекта называют Баженова, а исполнителем - Казакова.

Колокольня уцелела от храма 17 в., разобранного в 1831 г.

Стоит она поэтому отдельно от нового храма и представляет собой2 типичный шатер 17 в.

В этой церкви в 1831 г. венчался А.С. Пушкин.

Минуя Никитские ворота, видим направо за оградой церковь Федора Студита, основанную патриархом Филаретом в 1626 г. на месте часовни при бывшем здесь женском монастыре.

Она была переделана и подновлена в 18 веке.

Надо отметить ее колокольню.

Таких отдельно стоящих ( не "надвратных") от храма колоколен в Москве  осталось только две:  колокольня Большого Вознесения и Федора Студита.

При церкви похоронены родители Суворова, которые жили в приходе этой церкви, а на Б. Никитской  стоит дом, где они жили ( д. Гагмана).

Дом Луниных, арх. Джилярди.

Дом Луниных, арх. Джилярди.

В начале Никитского бульвара, на левой стороне стоит дом ("на валу у Никитских ворот"), построенный Д. Джилярди для Луниных в начале 20-х годов 19 в.

Теперь в нем находится контора Государственного банка.

Это здание - лучший образец стиля Ампир.

На правой стороне Никитского бульвара дома №№ 9 и 7  сохранили облик старой барской усадьбы с фасадом во двор.

№ 7 - дом Аксаковых, где провел последние дни жизни Н. Гоголь.

Огибаем с левой стороны дом, замыкающий Никитский бульвар и выходим на Арбатскую площадь.

Слева, на скрещении Воздвиженки, Нижне-Кисловского и Никитского стоит Большая Церковь Бориса и Глеба, выстроенная на месте древнего храма 16 в. графом А.П. Бестужевым-Рюминым в 1763-67 гг.

Арбатская пл. со стороны Гоголевского бул.

 

После вступления на престол Екатерины II в 1762 г, канцлера Бестужева-Рюмина, впавшего в немилость в конце правления Елизаветы Петровны, вернули ко двору, видимо, строительство этой церкви было  связано с этим  событием.

Архитектурный стиль церкви, пышный и торжественный, - отражение увлечения западно-европейского барокко.

Очень типичны наличники окон, а над ними маленькие ангелочки.

И вот мы  на Арбатской площади, с 1909 г. ее назвали Гоголевской.

В 1792 г. на ней были снесены последние остатки башен Белого города.

Слово Арбат - восточного происхождения.

У арабов оно означает - пригород ("рабад" в ед. и "арбад" во мн. числе), в Москве в 16-17 в. Арбатом называлась Воздвиженка, затем это название было перенесено и на продолжение этой улицы.

Много интересного перевидала на своем век Арбатская площаь.

Здесь в 1440 г. было разбито войско казанского царя Мехмета князем Юрием Патрикеевичем Литовским с помощью братии соседнего Крестовоздвиженского монастыря и схимника Владимира, в миру боярина Ховрина.

Здесь в 1610 г. московская толпа требовала низложения Василия Шуйского, в 1612 г. у церкви Бориса и Глеба шли бои земского ополчения с польским гетманом Ходкевичем.

На левом углу площади интересна церковь "Тихона Чудотворца, что у Арбатских ворот", освящена она была в 1689 г. в присутствии царевны Софьи.

На углу Знаменки и Арбатской виднеется мощная колоннада Александровского военного училища.

Это бывший дом хлебосольного вельможи графа С.С. Апраксина, построенный арх. Кампорези в 1792 г.

У входа на Пречистенский бульвар стоит памятник Н. Гоголю (1909 г.) арх. Н.А. Андреева.

Идем вниз по Пречистенскому бульвару.

Справа виднеется небольшая церковка  апостола Филиппа, построенная в 1688 г. боярином Кузьминым.

С 1817 г. этим районом владеет Иерусалимское подворье, построившее доходные дома.

Пречистенская пл. Вид со стороны Храма Христа Спасителя. Справа - ц. Св. Духа

Направо - пер. Сивцев Вражек.

Здесь,  по оврагу текла речка Сивка, а налево повышение другой стороны бульвара живо напоминает нам, что мы идем по былому валу , тому самому, на котором высилась когда-то стена Белого города.

На высокой стороне бульвара расположился дом Удельного Ведомства, сохранивший облик екатерининских времен, хотя и был построен позже.

А за флигелем дома стоит церковь Ржевской Божьей матери, построенная в 17 веке окольничьим Кондыриным, она перестраивалась в 19 в.

Продолжая путь по бульвару выходим на площадь у Пречистенских ворот.

Здесь скрещение многих трамвайных линий.

Сюда выходят несколько улиц, справа почти сходятся своими концами Пречистенка и Остоженка.

 

 

 

 

 

Источник:

Путеводитель по Москве. М. 1917

изд. Сабашниковых

 

[продолжение следует. см. Прогулку IV.]

 

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика