Предки и память о них
....."предки", лат. pro-avus, ст.-слав. прадѢдъ, др.-русск. прадѢдъ, русск. прадед, укр. прадiд, польск. pradziad, чешск. praded, словенск. praded, сербск. прадед, npадjed, праħед, болг. прадядо....
".......предки могли восприниматься и как такие, к которым обращались взоры наверх, как к началу рода....."
О. Трубачев
Предки — умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства, они наделены высоким сакральным (священным) статусом, и их соотносят с родоначальниками и опекунами дома, семьи. В славянском культе мертвых есть «чистые» покойники - похороненные в соответствии с погребальными нормами и получившие успокоение на «том свете», и опасные «нечистые» покойники - умершие «не своей» смертью. Эти "нечистые" покойники наделяются чертами демонов. Почитание предков присуще древнеславянской культуре, поверия и обряды, связанные с культом предков образуют целый комплекс, - это система погребения и поминовения умерших, семейные и календарные обряды, формы ритуального поведения и магические действия связанные с культом мертвых. Они занимают очень важное место в славянских мифологических представлениях что отражается в текстах различных жанров: обмираниях, похоронных плачах, сновидениях, быличках, приметах, запретах на определенные виды деятельности и т. д. Основой почитания предков является представление о постоянной связи, существующей между живыми и умершими членами рода. Полагали, что души предков способны как положительно, так и отрицательно влиять на благополучие живых родственников. Если живые помнят о своих предках и почитают их, то предки покровительствуют им, помогают в хозяйстве, обеспечивают здоровье членов семьи, плодовитость скота и урожай; в противном случае умершие выражают неудовольствие и обиду, насылая на живых несчастья, болезни, голод, разлад в семье, убытки в хозяйстве, падеж скота, засуху и пр.
Предки и отношение к ним
Отношения с предками строились на двойственной основе: их чтили как старших представителей рода. Среди них выделялись давно умершие и утратившие свои имена «старые» предки - мифические родоначальники и «новые» предки (последние два-три поколения), чьи имена еще помнили в семье. Особую группу представляли умершие в течение последнего года — до тех пор, пока по ним не справили индивидуальные поминки годового цикла (третий, девятый, сороковой день, полгода, год) , они не воспринимались как предки; после завершения годового поминального круга их причисляли к общей группе «родителей» и поминали наряду со всеми. Иногда причисление умершего к предкам происходило сразу после погребения. У белорусов, возвратившись домой после похорон, старшая женщина в семье брала горбушку хлеба и медный грош и произносила, обернувшись к дверям: «Дзеды, бацьки, матульки, дзядухни, цетухны, примице к себе помершего нашего бацюхну и живеци тамом з им добре, не поспорце», — этим она включала недавно умершего в число предков. Названия предков подчеркивают их старшинство и принадлежность к данному роду (рус. родители, бел. , укр. деды, пол. dziady) и их сакральное положение (рус. благословенные родители, бел. святые деды, праведные душечки). Души предков связаны с «пограничьями» домашнего пространства, их считали местами общения с потусторонним миром. Это были чердаки, печи и местом за и под ней, очаги, пороги, красные углы и вообще — углы дома, окна, подпол, где славяне совершали поминальные ритуалы в честь предков - оставляли им пищу, одежду. Славяне также верили в то, что души предков воплощались в птиц, насекомых, животных (муху, бабочку, мышь, ласку, змею и т. д.), дерево, растение или камень. Для южных славян характерны представления о т. н. сеновите ("сенка" - тень у сербов ) - животном, дереве, камне, в которых заключена душа предка. Считалось также, что предки связаны с покровителями и хозяевами дома — домовым, домашней змеей, стопаном (основной домашний дух у южных славян - это некое подобие змеи, которая обитает в каждом доме (болг
Предки и почитание их
Центральное место в отношениях живых родственников с предками занимает их почитание, поминовение и вообще — забота об их посмертном существовании. Благополучие предка «том свете» зависит от живых - если они поминают предков, устраивают в их честь трапезы, жертвуют в церковь, оставляют на могилах еду, раздают милостыню нищим, то и предки на "том свете" ни в чем не нуждаются. Если родственники забывают поминать предков, то такие души страдают от голода и холода и пребывают в темноте. Часто полагали, что умершие питаются той пищей, которая была приготовлена в поминальные дни, отнесена на могилу, отдана в церковь, или которую их родственники раздали в виде милостыни. Участь предков на «том свете» зависит также от того, молятся ли за них родные, которые могут облегчить их положение и отмолить их грехи. Умершие сами не могут молиться за себя и что-либо изменить в своей загробной судьбе, но они могут молиться за живых: "Мы за них молимся, а они за нас. Ни им без нас, ни нам без них нельзя быть", так говорят в архангельской обл. В память о покойном родителе заказывают поминальную службу, ставят свечу, вынимают просфору или раздают милостыню ("и ангелы ставят душу его у престола Божьего" и " глаза покойника видят свет". Субботняя заупокойная панихида освобождает души предков из загробного мира вплоть до окончания воскресной службы. Основные обряды и магические действия почитания предков происходят в годовые поминальные дни («Деды», Задушки , Задушницы, Радуница). В эти дни, установленные церковью или местной традицией, «родителей» поминали в церкви - заказывали панихиды и сорокоусты, ставили свечи, молились о предках, приносили пожертвования пищей, вином, полотном, деньгами, раздавали милостыню, устраивали поминальные трапезы дома или на кладбище, посещали и убирали могилы умерших родственников, оставляли там еду для предков, крошки и крупу для птиц, совершали магические действия, чтобы увидеть предка, соблюдали определенные правила поведения, чтобы не оскорбить предка - нельзя было в эти дни работать по хозяйству, шуметь, петь, хотя в некоторых местах, наоборот, предписывалось ритуальное веселье. Одна из главных обязанностей живых по отношению к предкам - их кормление, в основном в поминальные дни во время трапез, на которых, как считалось, незримо присутствуют и предки. Бытовало и поверье, что предки приходят ужинать ночью после живых. Эти поверья определяют набор и расположение столовых приборов - лишняя миска для предка, количество ложек на столе по числу умерших в семье, отсутствие ножа, запрет убирать на ночь посуду со стола и т. д., приготовление поминальных блюд - колива, блинов, киселя и пр., последовательность их подачи, поведение во время трапезы поминальной за столом - нельзя пользоваться ножом, махать руками, чтобы не толкнуть душу предка, а также ритуальные начало и конец трапезы - приглашение предков на трапезу и выпроваживание их после ее окончания.
Предки и поминальные даты
Кроме установленных поминальных дат, символическое кормление предка происходило и тогда, когда умерший родственник начинал беспокоить живых - являться им во сне или наяву, обращаться с жалобами и просьбами. Тогда специально готовили поминальную еду и ставили ее на окно, относили на кладбище или в церковь, раздавали нищим и т. д. У всех славян важное значение имело выделение первого куска, первой ложки от какого-либо блюда, первого блина, первого плода нового урожая, первого глотка напитка как жертвенной доли для предков. Например, у чехов при выпечке хлеба хозяйки отрывали кусок теста от первой раскатанной буханки и бросали в огонь, говоря, что это дается душечкам. Едой, предназначенной предкам, считались также остатки поминальной пищи, крошки и куски, упавшие со стола, — их запрещалось поднимать. В обязанности живых входило также обогревание предков - приготовление для них бани, одежды. Для славянских верований характерено представление о сезонном пребывании предков на на земле и их возвращения на «тот свет». Верили , что в «пограничные» моменты времени - периоды зимнего и летнего солнцестояний (в христианском календаре это время совпадает со святками и троицко-купальским циклом) и весеннего и осеннего равноденствий. Восточные и южные славяне связывали время нахождения душ умерших в земном мире с периодом цветения растений и злаков, в которые они воплощаются. Болгары в Странджах (горная местность в Болгарии, на востоке исторической области Фракия) полагали, что души предков ходят по цветам до Вознесения, а потом уходят, т. к. в это время начинают созревать плоды, в которых "мертвые теряются". По другим болгарским поверьям, в период с Великого четверга до Духова дня души предков "пребывают на травах, цветах", ветках деревьев, а в понедельник после Троицы возвращаются на «тот свет». Растения, особенно троицкая зелень, у восточных славян - форма воплощения и одновременно место пребывания душ предков на земле, поэтому если после Троицы не удалить из дома обрядовую зелень, предки не смогут вернуться в загробный мир. Одна украинская быличка рассказывает о том, что хозяйка, вынесла из дома не всю троицкую зелень, она забыла в углу одну ветку, поэтому душа одного из предков вынуждена была сидеть на этой ветке весь год до следующей Троицы. В период пребывания душ предков на земле строго регламентировалось поведение живых: святочный и троицкий периоды имеют один набор запретов на домашнюю работу — шитье, прядение, чесание шерсти и обработку пеньки, стирку, подметание и мытье пола, побелку дома и печей, рубку дров, выгребание золы из печки: нельзя было тревожить предков, которые в эти дни незримо присутствуют среди живых, — грязью и золой не засорить им глаза, не уколоть их веретеном, не замазать глиной, не запутать нитками им дорогу. Считалось, что предки, приходящие в дом в поминальные дни, невидимы. Увидеть или услышать их можно только с помощью специальных способов:
- во время поминального ужина не есть и молча сидеть на печи около трубы;
- смотреть с печи сквозь хомут или сито;
- во время поминального обеда молча сидя на печи сжигать щепки, оставшиеся от гроба;
- выпрясть нитки из волокна, остающегося под кроснами во время тканья, замотать ими отверстие вывернутого наизнанку хомута и смотреть сквозь эти нитки на дверь, через которую приходят в дом предки ( в Полесье).
Видеть души предков, могут дети, они еще безгрешны, или «знающие» люди, обладающие статусом посредников между «тем» и этим светом: солдат, странник, кладбищенский сторож и др.
У болгар считалось, что услышать души предков можно в троицкую субботу» когда умершие возвращаются в места своего постоянного пребывания. Для этого пол в церкви застилали ореховыми листьями, на которые женщины ложились лицом вниз (наверх смотреть запрещалось, чтобы не спугнуть мертвых), веря, что предки находятся под листьями. Женщины старались уснуть во время службы, чтобы во сне увидеть умерших родственников.
В обмираниях (летаргических снах, душа человека странствует на том свете по аду и раю, видит там своих родных страдающих или блаженствующих) предки - проводники по загробном у миру, они встречают своих живых родственников на «том свете», показывают его устройство и место их будущего "посмертного пребывания" прорицают судьбу. Согласно поверьям, предки не только предупреждают человека о близящейся смерти, но и приходят за умирающим, во время агонии пребывают около его постели и провожают его на «тот свет» .
Источник : Славянские древности. Т. 4.