Наши предки в обычаях, приметах, поверьях.

Предки и память о них

....."предки", лат. pro-avus, ст.-слав. прадѢдъ, др.-русск. прадѢдъ, русск. прадед, укр. прадiд, польск. pradziad, чешск. praded, словенск. praded, сербск. прадед, npадjed, праħед, болг. прадядо....

".......предки могли восприниматься и как такие, к которым обращались взоры наверх, как к началу рода....."

О. Трубачев

Предки  — умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства,  они наделены высоким сакральным (священным) статусом, и их соотносят с  родоначаль­никами и опекунами дома, семьи. В славянском культе мертвых  есть «чистые» покойники - похороненные в соответствии с погребальными нормами и получившие успокоение на «том свете», и опасные «нечистые» покойники - умершие «не своей» смертью. Эти "нечистые" покойники наделяются чертами демонов. Почитание предков присуще древнеславянской культуре,  поверия и обряды, связанные с культом предков  образуют целый комплекс, - это система погребения и по­миновения умерших, семейные и календарные обряды, формы ритуального поведения и  ма­гические действия связанные с культом мерт­вых.  Они занимают очень важное место в славянских мифологических представлениях что отражается  в текстах различных жанров: обмираниях, похоронных плачах, сновидениях, быличках, приметах, запретах на определенные виды деятельности и т. д.  Основой почитания предков  является представление о посто­янной связи, существующей между живыми и умершими членами рода. Полагали, что души предков способны как положительно, так и отрицательно влиять на благополучие живых родственников. Если живые помнят о своих предках и почитают их, то предки покровительствуют им, помогают в хозяйстве, обеспечивают здоровье членов семьи, плодовитость скота и урожай; в противном случае умершие выражают неудо­вольствие и обиду, насылая на живых несча­стья, болезни, голод, разлад в семье, убытки в хозяйстве, падеж скота, засуху и пр.

Предки и отношение к ним

Отно­шения с предками строились на двойственной основе: их чтили как старших представителей рода. Среди них выделялись давно умершие и утратившие свои имена «старые» предки -  мифические родоначальники и «новые» предки (последние два-три поколения), чьи имена еще помнили в семье. Особую группу представляли умершие в тече­ние последнего года — до тех пор, пока по ним не справили индивидуальные поминки годо­вого цикла (третий, девятый, сороковой день, полгода, год) , они не воспринимались как предки; после завершения годового поминального кру­га их причисляли к общей группе «родителей» и поминали наряду со всеми. Иногда причис­ление умершего к предкам происходило сразу после погребения. У белорусов, возвратившись до­мой после похорон, старшая женщина в семье брала горбушку хлеба и медный грош и про­износила, обернувшись к дверям: «Дзеды, бацьки, матульки, дзядухни, цетухны, примице к себе помершего нашего бацюхну и живеци тамом з им добре, не поспорце», — этим она включала недавно умершего в число предков. Названия предков подчеркивают их старшин­ство и принадлежность к данному роду (рус. родители, бел. , укр. деды, пол. dziady) и их сакральное положение (рус. благословенные родители, бел. святые деды, праведные ду­шечки). Души предков связаны с «пограничьями» до­машнего пространства, их считали местами общения с потусто­ронним миром. Это были чердаки, печи и местом за и под ней, очаги, пороги, красные углы и вообще — углы дома, окна, подпол, где  славяне со­вершали поминальные ритуалы в честь предков - оставляли им пищу, одежду. Славяне также верили в то, что души предков воплощались  в птиц, насе­комых, животных (муху, бабочку, мышь, ласку, змею и т. д.), дерево, растение или ка­мень. Для южных славян характерны представ­ления о т. н. сеновите  ("сенка" - тень у сербов ) - животном, дереве, камне, в которых заключена душа предка. Считалось также, что предки связаны с покро­вителями и хозяевами дома — домо­вым, домашней змеей, стопаном (основной домашний дух у южных славян - это некое подобие змеи, которая обитает в каждом доме (болг. змия-стопанка, змия-домакинка; серб. кућарица, чуваркућа, змиjа чуваркућа). Стопан-стопанка  оберегает семью и все хозяйство от беды, в нем воплотилась душа предка - опекуна, заботящегося о судьбе членов семьи, иногда  даже целого села - рода, они происходят из душ первопредков или людей, умерших первыми в доме. По восточнославянским поверь­ям, домовой имеет облик умершего хозяина дома или последнего умершего члена семьи, поэтому повсеместно существовал запрет убивать домашнюю змею. В поминальные ритуалы включали символических предков или "заместителей" предков - посредников между «этим» и «тем светом», — нищих, странников, богомо­льцев, первых встречных, которым раздавали милостыню, поминальную еду или одежду, чтобы они помянули предков. Например, на Карпатах считалось, что душа умершего может приходить в дом в виде нищего. Считалось также , что души предков имеют  сверхъестественные возможности и к ним обращались с просьбами и мо­литвами  прежде всего — о благоприятной погоде, об урожае, о благополучии семьи, об охра­нении живых от опасности. В Полесье, чтобы воробьи не клевали посевов, во время обхода поля называли имена умерших родственников, они должны были поле от птиц. Тамже,  в  Полесье при встрече с волком выкрикивали имя предка - оберега.  Предки все знают и, особенно,  будущее, поэтому к ним обращались живые, чтобы узнать предстоящие события. Появление предка в сновидениях считалось знаком того, что он предупреждает об опасности, высказывает какую-то просьбу, выражает неудовольствие. В любых бытовых случаях -  стуке птицы в окно, паде­нии ложки со стола, разбитой посуде и т. д. усматривалось волеизъявление предка. У русских в Сибири разлитый по столу чай означал, что «родители» захотели чаю, нуж­даются в пище, разбитая посуда означила не­довольство предка  недостаточно усердным поми­новением.

Предки и почитание их

Центральное место в отношениях живых родственников с предками занимает их почитание, поминовение и вообще — забо­та об их посмертном существовании. Благопо­лучие предка «том свете» зависит от живых - если они поминают предков, устраивают в их честь трапезы, жертвуют в церковь, оставляют на могилах еду, раздают милостыню нищим, то и предки на "том свете" ни в чем не нуждаются. Если родственники забывают поминать предков, то такие души стра­дают от голода и холода и пребывают в тем­ноте. Часто полагали, что умершие питаются той пищей, которая была приготовлена в по­минальные дни, отнесена на могилу, отдана в церковь, или которую их родственники раздали в виде милостыни.  Участь предков на «том све­те» зависит также от того, молятся ли за них родные, которые могут облегчить их положение и отмолить их грехи. Умершие сами не могут молиться за себя и что-либо изменить в своей загробной судьбе, но они могут мо­литься за живых: "Мы за них молимся, а они за нас. Ни им без нас, ни нам без них нельзя быть", так говорят в архангельской обл. В память о покойном родителе заказывают поминаль­ную службу, ставят свечу, вынимают просфо­ру или раздают милостыню ("и ангелы ставят душу его у престола Божьего" и " глаза покойника видят свет". Субботняя заупокойная панихи­да освобождает души предков из загробного мира вплоть до окончания воскресной службы. Основные обряды и магические действия почитания предков происходят  в годовые поминальные дни («Деды», Задушки , Задушницы, Радуни­ца). В эти дни, установленные церковью или местной традицией, «родителей» поминали в церкви - заказывали панихиды и сорокоусты, ставили свечи, молились о предках, приносили по­жертвования пищей, вином, полотном, деньга­ми, раздавали милостыню,  устраивали по­минальные трапезы дома или на кладбище, посещали и убирали могилы умерших родственников, оставляли там еду для предков, крошки и крупу для птиц, совершали магические дей­ствия, чтобы увидеть предка, соблюдали опреде­ленные правила поведения, чтобы не оскорбить предка -  нельзя было в эти дни работать по хозяйству, шуметь, петь, хотя в некоторых местах, наоборот, предписывалось ритуальное веселье. Одна из главных обязанностей живых по отношению к предкам - их кормление, в основном в поминальные дни во время трапез, на которых, как считалось, незримо присутствуют и предки. Бытовало и поверье, что предки  приходят ужинать ночью после живых. Эти поверья определяют набор и расположение столовых приборов - лишняя миска для предка, количество ложек на столе по числу умерших в семье, отсутствие ножа, запрет убирать на ночь посуду со стола и т. д.,  приготовление поминальных блюд - колива, блинов, киселя и пр.,  после­довательность их подачи, поведение во время трапезы поминальной за столом - нельзя  пользоваться ножом, махать руками, чтобы не толкнуть душу предка, а также ритуальные начало и коне­ц трапезы - приглашение предков на трапезу и выпроваживание их после ее окон­чания.

Предки и поминальные даты

Кроме установленных поминальных дат, символическое кормление предка происходило и тогда, когда  умерший родственник начинал бес­покоить живых - являться им во сне или наяву, обращаться с жалобами и просьбами. Тогда специально готовили поминальную еду и ставили ее на окно, относили на кладбище или в церковь, раздавали нищим и т. д. У всех славян важное значение имело выделение первого куска, первой ложки от какого-либо блюда, первого блина, первого плода нового урожая, первого глотка напитка как жертвенной доли для предков. Например, у чехов при выпечке хлеба хозяйки отрывали кусок теста от первой раскатанной буханки и бросали в огонь, говоря, что это дается ду­шечкам. Едой, предназначенной предкам, счи­тались также остатки поминальной пищи, крошки и куски, упав­шие со стола, — их запрещалось поднимать. В обязанности живых входило также обогревание предков - приготовление для них бани, одежды. Для славянских верований характерено представление о сезонном пребывании предков на на земле и их возвращения на «тот свет». Верили , что  в «пограничные» моменты времени - периоды зимнего и летнего солнцестояний (в христиан­ском календаре это время совпадает со святками и троицко-купальским циклом) и весеннего и осеннего равноденствий. Восточные и южные славяне связывали  время нахождения душ умерших в земном мире с периодом цветения растений и злаков, в которые они воплощаются. Болгары  в Странджах (горная местность в Болгарии, на востоке исторической области Фракия) полагали, что души предков ходят по цветам до Вознесения, а потом уходят, т. к. в это время начинают созревать плоды, в ко­торых "мертвые теряются". По другим болгарским поверьям, в пе­риод с Великого четверга до Духова дня души предков "пребывают на травах, цветах",  ветках дере­вьев, а в понедельник после Троицы возвра­щаются на «тот свет». Растения, особенно троицкая зелень, у восточных славян  - форма  воплощения и одновременно место пребывания душ предков на земле, поэтому если после Троицы не удалить из дома обрядовую зелень, предки не смогут  вернуться в загробный мир. Одна украинская быличка рассказывает о том, что хозяйка, вынесла  из дома не всю троицкую зелень, она забыла в углу одну ветку, поэтому душа одного из предков  вынуждена была сидеть на этой ветке весь год до следующей Троицы. В  период пребывания душ предков на земле строго регламентировалось поведение живых: святочный и троицкий периоды имеют один набор запретов на домашнюю работу — шитье, прядение, че­сание шерсти и обработку пеньки, стирку, под­метание и мытье пола, побелку дома и печей, рубку дров, выгребание золы из печки: нельзя было тревожить предков, кото­рые в эти дни незримо присутствуют среди живых, — грязью и золой не засорить им глаза, не уколоть их веретеном, не замазать глиной, не запутать нитками им дорогу. Считалось, что предки, приходящие в дом в поминальные дни, невидимы. Увидеть или услышать их можно только с помо­щью специальных способов:

-  во время поминального ужина не есть и молча сидеть на печи около трубы;

- смот­реть с печи сквозь хомут или сито;

- во время поминального обеда молча сидя на печи сжигать щепки, оставшиеся от гроба;

- выпрясть нитки из волокна, остаю­щегося под кроснами во время тканья, замо­тать ими отверстие вывернутого наизнанку хомута и смотреть сквозь эти нитки на дверь, через которую приходят в дом предки ( в Полесье).

Видеть души предков, могут дети, они еще безгрешны, или «знающие» люди, обладающие статусом посредников между «тем» и этим светом: солдат, странник, кладбищенский сто­рож и др.

У болгар считалось, что услышать души предков можно в троицкую субботу» когда умершие возвращаются в места своего посто­янного пребывания. Для этого пол в церкви застилали ореховыми листьями, на которые женщины ложились лицом вниз (наверх смотреть запрещалось, чтобы не спугнуть мертвых), веря, что предки находятся под листьями. Женщины старались уснуть во время службы, чтобы во сне увидеть умерших родственников.

В обмираниях (летаргических снах, душа человека странствует на том свете по аду и раю, видит там своих родных страдающих или блаженствующих) предки - проводники по загробном у миру, они встречают своих живых родственников на «том свете», показывают его устройство и место их будущего "посмертного пребывания" прорицают судьбу. Согласно поверьям, предки  не только преду­преждают человека о близящейся смерти, но и  приходят за умирающим, во время агонии пребывают около его постели и провожают его на «тот свет» .

Источник : Славянские древности. Т. 4.

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика