Растения обереги в славянской традиции.
Нашими предками таким растениям придавалась функция защиты от неблагоприятных сил природы.
Растения обереги использовались, да и поныне используются в первую очередь, как защитники от болезней и порчи.
А в древности растения, как обереги, "спасали" наших предков еще и от нечистой силы и стихийных бедствий. Растения - цветы, травы деревья и и их части были основными оберегами. Свою охранительную и спасающую силу они получали благодаря свойствам, данным им от природы - сильному запаху, острому вкусу, жгучести, колючкам. Хвойные растения ( можжевельник, ель), дуб, береза, полынь, базилик, чеснок, лук, крапива, шиповник, боярышник, терн, ежевика, репейник, чертополох, фиалка и многие многие другие - все они в поверьях и ритуалах выступали в роли оберегов от всего того, что вторгалось извне в спокойную жизнь сельского жителя - земледельца и скотовода.
Славянские традиции и растения
Обережная (или апотропейная - отвращающая беду, от греч. apotropaios) функция растений была зачастую обусловлена не столько их свойствами (запах, жгучесть, колючесть и пр.), сколько разными легендами, мифами и поверьями, связанными с растениями, например для осины и терновника: на осине повесился Иуда, а из терновника был сделан венец распятого Христа.
Южные славяне считали что в зарослях боярышника живут вилы (у македонцев это - самовила, у хорватов и словенцев vila, у поляков - wila) - женские духи, прелестные девушки с распущенными волосами и крыльями. Платья у них волшебные , и если отнять у них платье, то они станут подчинятся. Русские считали, что в репейнике \лопухе живет чёрт, а колючие и пахучие растения ограждают от козней нечистой силы.
Церковное освящение растений во время некоторых календарных праздников придавало им силу оберега. В Вербное (Пальмовое) воскресенье в церкви освящались веточки вербы (первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава), ее освященные ветки хранились в доме весь год, как украшение икон, а в некоторых местностях их клали в руки умерших в знак того, что они воскреснут и встретят Христа - Спасителя с освящёнными ветвями.
Южные славяне (православные и католики) в Сербии, Боснии, Герцеговине, Далмации, Истрии, отчасти в Болгарии, Македонии, Хорватии и Словении использовали оставшиеся от бадняка (дубовое полено, которое жгли в Сочельник в очаге) кусочки дуба в качестве универсального оберега. Некоторым растениям придавали свойства оберегов специальными ритуалами. Сербы во время одной весенней ночи отрубали кусок тисового дерева, разводили костер, клали этот кусок рядом с костром и стерегли его всю ночь, а утром объявляли, что тис "уберегли". Этими кусками "убереженного" тиса окуривали детей и скот, носили кусочки тиса зашитыми в одежду.
ТисМагические оберегающие свойства тиса присвоены ему от исключительного долгожительства этого дерева. Некоторые методы датировки позволяют предположить, что из всех деревьев тис - самое долгоживущее растение.
Тис, как растение оберег почитается не только у южных славян. С древнейших времен друиды (жрецы древних кельтских народов) использовали этот вид деревьев в своих магических ритуалах, считая, что они охраняют врата между этой жизнью и жизнью будущей, а также защищают нас от злых духов иного мира.
Освященные растения обычно ограждали человека от опасностей. Некоторые растения обереги - осина, крапива, боярышник , использовались как прямое действие на носителя вредоносной силы. Они отпугивали, отгоняли, обманывали или символически уничтожали его. Такие растения обереги носили в одежде, в волосах, их прикрепляли к тому предмету, которое хотели охранить от злых сил - окнам, дверям, крыше дома, к воротам, колыбели, колодцу, загону для скота. Ветки или пучки таких растений втыкали в поле, сад, огород. Дымом от сжигания растений оберегов окуривали людей, скот, постройки, могилу. Из них делали отвары, которыми обмывали или окропляли от сглаза. Обряды с растениями оберегами происходили в "опасные" дни, особенно на Святки, Троицу, в канун Юрьева дня, Ивана Купалы, Илыина дня.
Растения обереги использовались и в семейных обрядах: свадьбах, крестинах, похоронах, проводах и встречах. Универсальные растения обереги для целей охраны\отгона злых сил - крапива, полынь, лук и чеснок, причем сила "отгона" злых духов приписывалась не только самому растению, но и его названию - слову, или магической формуле, в которой это слово-название встречается, например, русские считали, что отогнать лешего можно было, повторяя слово чеснок, сербы отгоняли от себя вампира формулой - приговором "Чтобы путь ему преградила марена (Rubis tinctorum ) и колючки боярышника". Оберегающие свойства растений часто служили для его называния\номинации:
Например, у моравов и словаков название - hromotresk (Sempervivum tectorum - молодило кровельное), у полабов и в Силезии - hromotrzask (Sedum acre L. - очиток едкий), у сербов нетресак, у болгар гръмотрън (Ononis hircina - стальник) - это названия растений, спасающих дом от удара молнии. Сербы называют эти растения чуваркупа, пазикупа ("защитники дома"), считая, что они защищают дом не только от молнии и грома, но и от вештицы (ведьмы), болезней и всякого прочего несчастья.
Русский чертополох (пугающий чертей), старопольский czartoploch уже в самом названии несет идею отпугивания (от ст. славянского полошити, рɫоszуć- устраивать полох\пугать, наводить страх). Чертополох вешали над дверью, над постелью, клали под подушку для защиты от нечистой силы, им окуривали печные трубы в день Агафьи-коровницы (5.II ), чтобы в дом не лезли нечистые духи. Входили в заросли чертополоха и бросали в нечистую силу оторванные головки цветков.
Защитой села от нечистой силы и стихийных бедствий служило дерево. В Словакии в центре села сажали липу, она охраняла село. В тех же целях охранения лужичане, чехи, словаки и мораване ставили в центре села в канун 1 мая майское дерево. В Болгарии оберегом для дома от зла и болезней считался вяз, вязами обсаживали усадьбы. А чтобы не впустить в пределы села моровое поветрие (чуму, холеру и пр. болезни) его окружали посадками колючих кустарников.
Из веток вербы делали крестики и втыкали их в ржаные и пшеничные поля для охраны от неурожая, сорняков, насекомых, кротов; их прикрепляли на чердаке за стропилами, за стрехой для защиты от молнии, бури, града. Рыбаки польского Поморья в Вербное воскресенье привязывали вербовую ветку к сетям, чтобы их не запутала ведьма, а в Словакии ветки вербы (иногда ольхи) во время бури бросали в печь, держали на столе от пожара.
Особая защитная сила приписывалась пахучим, жгущим и колючим растениям. Ель, кедры, можжевельники, пихты, сосны, туи, кипарисы имеют специфический запах,они колючие и поэтому они всегда использовались повсюду в защитных целях. У западных славян в Сочельник дома, двери хлева, конюшни, ворота украшали хвойными ветками, чтобы ведьма не проникла внутрь. На Украине еловые ветки в канун дня Ивана Купалы втыкали перед воротами, хлевом, в стреху крыши, чтобы защитить дом и скот от ведьмы. Мораване на Пасху втыкали ветки хвойных деревьев в посевы для защиты от града. На Витебщине освященные на годовые праздники ветки ели клали при закладке дома под четыре угла, чтобы "перуны" (молнии) не били. Славяне считали универсальным оберегом от нечистой силы осину, а на русском Севере такие же свойства приписывались рябине.
Свойствами оберегов наделялись и изделия\ предметы сделанные из растений оберегов: амулеты, крестики, браслеты, бусы, венки, пояса, пряжки и т.д.
Растения и приметы
Болгары верили, что ясень и граб прогоняют злых духов, поэтому из древесины этих деревьев делали коромысла. Такое коромысло должно было защитить от самодив (лесных нимф), юд (водяных вил\русалок) и змея девушек и молодых женщин, когда они шли за водой к источнику, туда, где они обитали. Из явора (белого клена) с той же целью делали ведра. На русском Севере некоторые музыкальные инструменты, батоги и рукояти кнутов пастухи делали из рябины или можжевельника, эти растения обереги передавали предметам свою защитную силу. Из осины пастухи делали барабаны, ночью выбирали дерево, растущее в густых зарослях на болоте, также ночью изготовляли барабан при свете костра, причем жгли только осиновые дрова. Считалось, что использование "проклятого" дерева скрепляет договор пастуха с лешим (не прятать скот) и усиливает магические свойства инструмента. Кол из осины, боярышника, тиса прекращал "хождение" покойника и не давал ему превратиться превращение в вампира. Из липы изготавливали крестики. По поверьям, леший боялся очищенной от коры липовой ветки, которой его можно было отогнать. Защитными свойствами могут наделяться не только сами растения и предметы из них, но и связанные с ними места: место в тени под явором - безопасно для человека, а под тисом - ядовито и опасно. Многие растения обереги служат защитой одновременно от многих опасностей, например сказочная одолень-трава ( "Одолень растет при реках, ростом в локоть, цвет рудожелт, листочки белые. И та трава добра, коли человека окормят... И корень травы добр от зубной боли, и пастуху, чтобы стадо не расходилось, или кто тебя не любить станет и хочешь его присушить - дай ясти корень") у русских и чуваркупа у сербов. Но чаще всего растения обереги не обладали каждое универсальностью, их сфера "обережения" закреплялась за ними в зависимости от их позитивного или негативного воздействий.
Так, уберечься от нечистой силы можно было прежде всего с помощью осины, боярышника, крапивы, бузины, мака, чеснока, от грозы, бури и града лучше всего защищала ветка вербы, орешника, крапивы (у словенцев), от вредителей (мышей, насекомых) требовался аир, крапива, полынь, дуб, черемуха, скот оберегали ветками липы, бузины, троицкой зеленью и др., от диких зверей защищал можжевельник , от змей — орешник, тополь, шиповник, от воров — иван-да-марья , покойнику в гроб клали осину, боярышник, терн, полынь, базилик, сыпали мак и т. д.
Растения-обереги упоминаются во многих быличках. Русалка при встрече с человеком спрашивает его: «Полынь или петрушка?» Если тот ответит: «Петрушка», русалка со словами: «Ты ж моя душка» утащит его с собой; если же он скажет: «Полынь», русалка убежит от него с криком: «А ну, ты, сгинь!», поскольку боится горького запаха полыни, так считали на Полтавщине. В Полесье мертвого жениха, повадившегося навещать по ночам девушку, останавливают рута и туя , их надо было вплетать в косы и, почуяв эти растения, "ходячий" покойник исчезает: «Каб не рута и не тоя, то была бы девка моя».
Источник:
Славянские древности. Том 4.