Прогулка VIII. Вокруг Земляного города (продолжение)

Новинский бульвар

Вокруг Земляного города

 

На прошлой прогулке мы доехали на трамвае от Красных ворот (если вы помните, мы едем вокруг Земляного города на трамвае "Б") до Новинского бульвара, который занимает ту часть Земляного вала, где до 1861-62 гг. происходило знаменитое Подновинское гулянье. С левой стороны бульвара, устроенного на месте Земляного вала,   на углу Кречетниковского переулка видна церковь св. Иоанна Предчети, что в Кречетниках, в бывшей государевой Кречетной слободе, где жили кречетники и содержались кречеты для царской охоты, под горой, влево от нынешнего Смоленского рынка, была стрелецкая слобода полка Каковина, что охранял западные пути Москвы (здесь нынче Каковинские переулки).

Справа выходят на бульвар переулки Конюшковский, Девятинский ( в глубине переулка стоит церковь Девяти Мучеников на патриаршей слободе, что на "кочерыжках") и Новинский.

В нижней части Новинского бульвара, за домом кн. Щербатова ( см. прогулку: по Земляному городу), среди зелени видны главки церкви, к которой можно пройти Новинским переулком.

Это церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, последний остаток когда-то стоявшего здесь Патриаршего Новинского монастыря в патриаршей слободе Новинской.

Здесь у патриархов было громадное хозяйство: свои конюшни (отсюда название всей местности "Конюшки" и Конюшковские переулки), пруды с ценной рыбой, сады, поля и огороды.

Дом Ускова, где провел свои детские годы А.С. Грибоедов

Дом Ускова, где провел свои детские годы А.С. Грибоедов

На углу Девятинского пер. стоит дом Ускова, где провел свои детские годы А.С. Грибоедов.

Следующая остановка трамвая на многолюдной площади Смоленского рынка у Николо-Щеповского переулка.

В глубине одного из Щеповских пер. видна церковь Николы, что "на Щепах у государева дровянного двора, у Смоленских ворот".

Здесь была лесная биржа старой Москвы и продавался всякий "щепной товар", от деревянных ложек и кадок до целой избы.

Здесь можно было купить готовый дом.

Далее пересекаем Арбат, от которого вправо расходятся две улицы: Плющиха к Девичьему полю  и Смоленская улица, ведущая через Бородинский мост в Дорогомиловские ямские слободы.

Мы выезжаем на Сенную Смоленскую площадь.

На этой площади искони торговали сеном.

Далее тянется тенистый Смоленский бульвар, замыкающийся Зубовской площадью.

Второй переулок с левой стороны бульвара, Левшинский  - прежняя стрелецкая слобода полка Левшина, а второй справа, Неопалимовский - Новая государва Конюшенная слобода.

Церковь этой слободы была построена царскими конюхами по обету в 1680 г.

Следующая остановка, и мы на Зубовской площади, или в Зубове, как называлась старая стрелецкая слобода у бывших здесь Зубовских ворот, которые вели из Москвы на Старую Смоленскую дорогу - в Литву.

Этот путь охранял стрелецкий полк Зубова.

Зубовские стрельцы выстроили в этой слободе в конце 17 века красивую церковь Знамения Божьей Матери, которая своими золотыми главками ярко блестит на солнце.

Зубовским бульваром подъезжаем к спуску на  Москву-реку.

Небольшая Крымская площадь принимает слева улицу Остоженку, или Стоженку.

Весь этот берег Москвы-реки был собственностью великих князей московских еще издревле.

Тут были прекрасные поемные луга, так называемые Самсоновские у села Семчинского, на которых косилось сено для царских конюшен и тут же ставились стога.

Стожье, или Остожье и дало название улице Остоженке.

Виднеющаяся на Остоженке церковь Успения Пресвятые Богородицы (17 век) по своему происхождению связана с глубокой стариной.

Она находилась в селе Семчевском, или Семчинском, вотчине великих князей московских.

Еще Иван Калита в своей духовной грамоте упоминает о ней.

Мы спускаемся к реке и переезжаем по Крымскому мосту в Замоскворечье.

И Крымская площадь, и мост хранят в самых своих названиях память о крымском броде через Москву-реку, которым переправлялись татары в постоянных своих набегах на Москву.

За рекой открывается красивая панорама.

ц. Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке

ц. Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке

Справа, на высоком берегу, среди зелени садов выделяется величественная колоннада Голицынской больницы, слева  - группа ярких церквей и зданий: церковь Иоанна - Воина, что в малых Лучниках, на Якиманке, построенная при Петре I (1709 - 1717) и резко отличающаяся от храмов 17 века, церковь Марона, что в Старых Панехах (18 век).

Над этими церквами виднеется оригинальный дом Игумнова (2-я половина 19 в. - теперь одно из зданий посольства Франции), представляющий собой попытку возрождения русского стиля.

Вся местность слева от моста называлась Бабьим городком.

Немножко в гору и мы на Калужской площади.

Она, как и близлежащая Серпуховская площадь, круглая.

Обе площади по своей форме и застройке относятся к Екатерининской эпохе, а напоминанием более отдаленной старины является и доныне сохраненная привычка называть  их Калужскими и Серпуховскими воротами.

Во все стороны этих площадей радиусами идут улицы.

Это бывшие дороги на Юг.

Из них Калужская улица - старая Калужская дорога,  по которой отступал Наполеон.

Около Калужских ворот находился старый Житный двор ( напоминание - Житная улица).

Прямо, небольшим переулочком - Коровьим валом (место торговли скотом) - выезжаем на Серпуховскую площадь.

Южная сторона Москвы была наиболее опасной (набеги татары, ногаев) и самой охраняемой.

И память об этом сохранилась в названиях: Мытная улица, Конная площадь.

Тут в 1542 г. был открыт ногайский базар для ногайских послов, и взималось мыто ( пошлина) с привозимых товаров.

Налево - Б. Ордынка - место поселения ордынских послов и большая татарская дорога.

Далее тянется Зацепский вал Товары в старую Москву шел только через Заставы.

У Зацепского вала товары подвергались более тщательному досмотру - особенно досматривались или "щупались" возы с сеном, отсюда названия местностей "Щипок", "Зацепа".

Ближе к реке были слободы кузнецов ( Кузнецкая ул.), кожевников (Кожевническая наб.), садовников ( Садовники).

Через реку на горе справа над обрывом, группа церквей, окруженная стенами: это монастырь Спаса Нового, или Новоспасский, основанный в 15 веке, родовой монастырь боярской семьи Романовых с их фамильной усыпальницей.

На этом месте в 14 веке у московских князей были склады оброчного меда.

Дом Игумнова

Монастырь был перенесен сюда из Кремля в 1462 г. и поставлен на так наз. Васильевском лужке.

Монастырская колокольня строилась в 1759-1783 гг по проекту Ивана Жеребцова.

Поднимаясь от реки в гору, мы проезжаем слева слободы гончаров с их церковью Воскресения Христова, что в Гончарах, справа - слобода Каменщиков.

Въезжаем на Таганскую пл. с ее обширным рынком, торговыми рядами.

Это самое высокое место на нашем пути.

Налево, на берегу Яузы расположилаь высокая местность под именем Воронцова поля.

В старину на краю этого поля стояло село Воробино, а посредине - монастырь Ильи пророка.

Село иначе называлось на "Гостиной горе", потому что здесь издавна селились купцы или гости, торговавшие в Китай-городе.

Мы прошли по

 

Источник:

Путеводитель по Москве

М. 1917

изд. Сабашниковых

 

[будет продолжение....]

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика