Прогулка I. Белый город.

В историческом росте Москвы Белый город является третьим концентрическим кругом.

Белый город непосредственно прилегает к стенам Кремля и Китай-города.

Мы пойдем от Лубянской площади, которая соединена с Китай-городом Владимирскими воротами.

От чего пошло название Лубянка - точно неизвестно.

По одному мнению с 1704 г. здесь были места для торговли овощами и фруктами в лубяных лукошках.

Но вряд ли это справедливо, т.к. это название существовало уже до 18 века.

Белый город. План Меттеуса Мериана (выделен желтым) 1638.

Белый город. План Меттеуса Мериана (выделен желтым) 1638.

По другому, более вероятному мнению, название это идет от Новгорода, с которым у Москвы были очень тесные торговые и политические связи.

Как отражение этой связи мы видим в целом ряде фактов: Лубянка в Москве, Лубяница - в Новгороде, Гребневская церковь, построенная в связи с судьбами Новгорода (церковь Божьей матери Гребневскiя на углу Мясницкой)

После покорения Новгорода и Пскова в 1510 году великий князь Василий III поселил здесь  до 7000 "житьих" людей,  на эту связь указывает и наличие урочища церкви Введения (Введение во храм Пресвятой Богородицы на углу Б. Лубянки перед угловым с Кузнецким мостом серым домом), что  "во Псковичах" (на месте, где сейчас стоит памятник Воровскомe, она была уничтожена одной из первых в Москве после 1917 г.).

В летописи под 1514 г. записано: "тоя же весны...князь великий Василий Иванович всея Руси повеле заложити и сделати церковь кирпичны и камены...да на Устретенской улице церковь Введения Святыя Богородицы... в всем тем церквем был мастер Алевизъ Фрязинъ".

Храм Введения на Б. Лубянке. Н.А. Найденов (1882-1883)

Храм Введения на Б. Лубянке. Н.А. Найденов (1882-1883)

В  1551 г.  Введенская церковь стала одним из семи московских соборов, учрежденных властью для решения духовных дел каждого из семи церковных сороков, на которые Стоглавым собором была тогда поделена Москва - Кремлевский, Китайгородский, Замоскворецкий, Пречистенский, Сретенский, Никитский и Ивановский.

В 1737 г. Введенская церковь сгорела и настоящий вид приобрела только в 1742 г.

Существует предание, что придел Введенской церкви во имя Параскевы Пятницы пристроен был князем Дмитрием Пожарским в память первой его жены, в 1635 г., здесь погребенной.

Здесь же недалеко были и владения князя.

Родственники Пожарского, князья Хованские,  также жили в приходе церкви Введения, здесь же и находили они место вечного успокоения.

Во второй половине 18 века здесь же, близ Лубянской площади, у церкви Введения жила известная Дарья Николаевна Салтыкова, "мучительница и душегубица".

В 1812 г. у дома тогдашнего московского главноначальствующего гр. Ф.В. Ростопчина, на Лубянке (дом - часть владения 17 века кн. Д.М. Пожарского: в 1642 г. угловая часть по Фуркасовскому пер. владений князя перешла к его вдове, а от нее - к ее братьям Голицыным, в 1855 г. эта часть была куплена для 3-й гимназии, другая часть владений попала к кн. Хованским, потом к Ростопчиным), произошла жуткая сцена - самосуд и растерзание мнимого поджигателя Москвы Верещагина (см. "Война и мир" Л.Н. Толстого).

Лубянская площадь - узел, в котором сплетаются, расходясь отсюда во все стороны, важнейшие городские пути.

Через эту площадь проходят линии почти всех трамваев.

Соорентируемся прежде всего в направлениях.

Ильинский проезд, спускаясь вниз вдоль стены Китай-города, ведет к Ильинским и Варварским воротам, к Солянке (былой Соляной слободе, торговавшей прежде рыбой и солью).

Мясницкая ул. 1900-е годы

Мясницкая ул. 1900-е годы

Через Мясницкую (слобода мясников, державших здесь убойные дворы, ныне почти сплошь торгует машинами и "железом") идет сообщение с главными вокзалами столицы.

Большая Лубянка (былая лубяная слобода) соединяет Лубянскую площадь с районом Сухаревки и Мещанских улиц, Китайский проезд ведет вниз, к Театральной плащади.

С левой стороны Лубянская площадь замыкается древней стеной Китай-города.

Через широко открытые Владимирские ворота и боковые Проломные ворота сплошным потоком движутся экипажи и люди.

Краем площади пройдем направо, к церкви Божьей матери Гребневскiя на углу Мясницкой.

 

Необыкновенно простая в очертаниях, она является древнейшим памятником московского зодчества.

ц. Гребеневской Божьей матери на Лубянке (ф. Н.А. Найденова)

ц. Гребеневской Божьей матери на Лубянке (ф. Н.А. Найденова)

На этом месте в 1472 г. вел.кн. Иван III приказал заложить в память покорения Новгорода деревянную церковь Во имя Успения Божьем Матери.

От иконы, поднесенной еще Дмитрию Донскому жителями города Гребня и поставленной в этой церкви, она и получила свое название (Гребенскiя,Гребневскiя).

Каменную же церковь здесь воздвиг Иван Грозный в 1570 г., после разгрома Новгорода.

В архитектуре церкви характерна ее  "бесстолпность" и небольшая шатровая колокольня, поставленная над алтарем ее придела.

Колокольня представляет собой раннюю стадию шатрового типа: восьмискатный шатер поставлен непосредственно на основание и отмечен четырьмя зачаточной формы небольшими "слухами" (для уничтожения глухоты звона).

При церкви - могилы "пiита" Тредиаковского и автора первой русской арифметики Магницкого.

Итак, поворачиваем налево от Владимерских ворот и идем по элегантнейшей улице Москвы - Кузнецкому мосту.

 

Широкие тротуары, оживленная толпа, изящные экипажи и автомобили, великолепные витрины и..."А все Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам и и авторы и музы, Губители карманов и сердец....."

Весь этот склон назывался Неглинным верхом, Кузнецкой горой.

А.М. Васнецов. Пушечно-литейный двор на Неглинной. 17 век.

А.М. Васнецов. Пушечно-литейный двор на Неглинной. 17 век.

Внизу под ним протекала  речка Неглименная, через нее был перекинут мост, а по берегам раскинуласт Кузнецкая слобода, где жили пушечные кузнецы находившегося поблизости Пушечного двора (приблизительно на месте театрального училища, напротив Малого театра).

Есть предание, что уезжавшие из Москвы, приходили или приезжали на Неглинный верх и, бросая последний взгляд на город, прощались с провожающими и пускались в дальний путь.

Во второй половине 18 в. картина Кузнецкого моста сильно изменилась.

Граф И.И. Воронцов построил здесь шесть великолепных домов с прихотливостью и затейливостью барского вкуса.

 

Дома эти были выстроены по линии Рождественки, по берегу р. Неглинной, а сады этих домов спускались к реке.

С конца 17 - начала 18 вв.  вся северная часть этой территории, от Рождественки до Петровки  принадлежала  кабинет-министру А.П. Волынскому.

Все имение было передано в казну после казни  Волынского, но в 1742 году оно было возвращено его сыну - П.А Волынскому и отдано в 1759 г. графу и камергеру И.И. Воронцову, который женился на дочери А.П. Воронцова, Марии.

И.И. Воронцов расширил усадьбу, ее центральная часть была превращена  сад, где были фонтаны, оранжереи, пруды.

А на  Кузнецкой улице были выстроены многочисленные каменные дома, сдававшиеся внаем под лавки и квартиры.

д. Воронцовых (МАРХИ)

д. Воронцовых (МАРХИ)

Своей парадной частью усадьба выходила к Рождественке, здесь в 1778 году был построен барский дом (теперь здесь находится перестроенное здание МАРХИ).

И началась новая эра для Кузнецкого моста.

За графом Воронцовым потянулись и другие вельможи других знатных фамилий: Бибиковы, Борятинские, Хомяковы, Боборыкины, Мясоедовы, Голицыны, Собакины. Щербатовы, Шаховские, Салтыковым, Долгоруким.

К этому же времени приблизительно относится и разрешение Екатерины II торговать по всей территории Москвы, а не только в Торговых рядах.

Постепенно всю торговлю на Кузнецком мосту  забрали в свои руки предпреимчивые французы, заменив роскошными магазинами мелкие еврейские и немецкие лавочки.

Сами они жили в значительном числе по обеим Лубянкам, где был у них и свой приход - церковь св. Филиппа Нерийского (2). 

Есть предположение, что соседний Фуркасовский переулок получил свое название от домовладельца 1757 г. (или "паричного" мастера - мастер по изготовлению париков) французской нации Петра Ивановича Фуркасе.

Интересно, что администрация Москвы в первой половине 19 в. пользовалась Кузнецким мостом в исправительных целях: провинившихся в нарушении благопристойности франтов и модниц заставляли здесь под наблюдением полицейских сметать метлами сор в присутствии гуляющей публики.

Магазин А.И. Дациаро. 1907 г.

Магазин А.И. Дациаро. 1907 г.

 

Некоторые магазины и салоны, начавшие свою жизнь в самом начале 19 в. существуют и доныне, например, художественный магазин А. И. Дациаро, насчитывающий 100 лет (1) (фото -  коллекция М. С. Парийского, "Москва в фотографиях" Спб. 2004).

Спускаясь вниз по Кузнецкому мосту, подходим к углу пересекающей его Рождественки, название свое улица получила от находящегося в верхней ее части, у бульваров Рождественского монастыря.

Вправо от Кузнецкого, там, где сейчас Строгановское училище, в доме, бывшем Воронцова, устроена была в начале 19 в. Платоном Бекетовым типография и книжная лавка.

Платон Бекетов, один из интереснейших и образованных людей своего времени, собиратель портретов " россiянъ знаменитыхъ"  повел дело с большим знанием и вкусом.

Его типография славилась красотой изданий и изяществом эстампов, а книжная лавка сделалась культурным центром.

Позднее владение Воронцова разделилось.

Бекетовская типография была перестроена для Медико-Хирургической Академии, а когда ее перевели в СПб, здесь обосновались Университетские клиники.

Заботы города о санитарном благоустройстве вызвали мысль о перенесении клиник на Девичье поле, там вырос целый клинический городок, а бывший дом Воронцова был приспособлен для Строгановского училища.

Другая часть его владений по Неглинному проезду занята ныне Государственным банком.

Спускаемся ниже и вот мы у Неглинного проезда, пересекающего Кузнецкий мост.

Там, где мы стоим сейчас перекинут был деревянный мост на р. Неглинной.

Направо до Трубной площади простиралась низменность в иное время совершенно непроходимая из-за непролазной грязи.

В 1754 г. деревянный мост был заменен на каменнный.

В конце 18 в. предприняты были работы по очищению русла реки от грязи и всяческих отбросов.

Берега подняли на 4 аршина, а течение заключили в каменные стены.

В 1820 г. большая часть речки была покрыта сводом и на ее месте устроена улица.

Кузнецкий мост кончается на его пересечении с Петровкой.

Улица получила название от Высоко-Петровского монастыря, он находится около бульварной линии, в верхней части улицы,  а продолжением Кузнецкого моста служит Кузнецкий переулок, с угловым домом (д. Анненковых), где сейчас находится кондитерская Трамблэ.

кафе-кондитерская Трамбле, слева

кафе-кондитерская Трамбле, слева

 

Кафе -кондитерская Коде-Октавия Трамбле было очень посещаемо  московским бомондом, это была типичная кондитерская эпохи модерна, сюда приходили выпить кофе  или горячего шоколада, здесь подавались изысканные десерты, например, фруктовые мармелады, здесь читали газеты, встречались с друзьями).

Повернем налево и выйдем на Театральную площадь, минуя Большой театр.

В топографическом отношении история этой площади очень интересна.

Речка Неглинная, огибая ее приблизительно около нынешнего Метрополя, превращала все это пространство в зловонное болото.

Через это болото перекинут был мост длиною около 50 саженей.

Он начинался у Охотного птичьего ряда и кончался близ Пушечного двора (на Софийке, в старину прозывавшейся Пушечным переулком).

Неглинка образовывала у стены Китай-города несколько прудов, на которых стояли мельницы, для перемалывания царского зерна.

В конце 18 века пруды были спущены, но еще долго местность оставалась в заброшенном виде с красовавшейся посредине площади огромной лужей, куда обыватели сбрасывали всякую падаль и мусор.

Еще и теперь это место настолько болотисто, что всякое здание приходится строить на сваях.

На таких сваях стоит Большой театр, а несколько лет назад, когда владение Мюр и Мерилиз стояло незастроенным оно быстро заросло ветлами.

В 1824 г. было начато устройство площади, до самых последних лет ее занимал плац-парад и только с 1911 г. на ней разбит сквер.

Прямо перед нами Большой театр (бывший Петровский) переделанный в 1856 г. Кавосом.

Направо от Большого - железобетонное и стеклянное здание Мюра и Мерилиза, единственного в Росии универсального магазина.

Угловые здания - Малый театр (до 1830 г. принадлежал купцам Варгиным), Незлобинский театр (частный театр, основатель -  антрепренёр и режиссёр К.Н. Незлобин в 1909. Он арендовал помещение театра Шелапутина на Театральной площади д.  2/7;  сейчас здесь - Российский молодёжный театр), гостиницы Континенталь и Метрополь, сейчас они переделаны и надстроены, а прежде по внешности и окраске были совершенно подобны Малому театру.

Метрополь переделывался арх. Валькотом, принимали участие - худ. Врубель, Головин и Шехтель.

Врубелю принадлежат майоликовые работы и "Принцесса Греза" на главном фасаде со стороны Китайского проезда.

Над третьим этажом дома идет надпись из хитро-переплетенных трудно читаемых букв: "Опять старая история, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему" (Ф. Ницше).

Фонтан на площади поставлен в 1835 г. архитектором Витали, он же ставил фонтан на Лубянской площади.

Сзади стена Китай-города.

После закрытия Неглинки сводом здесь устроили Цветочный рынок.

Вид на старый печатный двор. Цветочный рынок

Вид на старый печатный двор. Цветочный рынок

Большой сад служил не только местом прогулок, но и продажи цветов и деревьев.

В 1840-х рынок был перенесен на Трубную площадь, место осталось почти заброшенным, но в последние годы здесь появился великолепный розарий.

Круглую башню в стене занимает небольшой музей птицеводства, а за высокой стеной видны уступы крыш зданий Китай-города, купола и кресты церквей.

Особенно эффектно выделяется здание Печатного двора, а справа - Губернского правления.

За цветочным рынком, направо, видна Воскресенская площадь, где высится здание Городской Думы и Исторического музея, оба здания выстроены в русском стиле, далее - решетка Александровского сада и купол храма Христа Спасителя.

На углу Воскресенской и Театральной помещается знаменитый своими растегаями Тестовский трактир.

Повара трактира И.Я. Тестова

Повара трактира И.Я. Тестова

Он характерен для отошедшей Москвы: в былые времена он одинаково гостеприимно открывал свои двери и кутившему купечеству Замоскворечья и прожигавшему жизнь старому барству. В Москве с первой половины 19 века было 3 старых трактиров  с чисто русской кухней: "Саратов", трактир Гурина и трактир Егорова. В  1868 году приказчик Гурина, И.Я.  Тестов, уговорил хозяина дома, в котором находилось заведение Егорова, миллионера Патрикеева  отобрать у Егорова трактир и сдать ему. Через некоторое время на стене вновь отделанного дома на углу Воскресенской и Театральной площадей появилась вывеска «Большой Патрикеевский трактир». А внизу подписано: «И.Я. Тестов».

Идем по направлению к Большому театру и, дойдя до трамвайных путей, сворачиваем налево.

Здесь между гостинницей Континенталь и Благородным Собранием начинается Охотный ряд.

Здание Благородного собрания стоит на Большой Дмитровке, раньше этот дом принадлежал кн. Долгорукому.

В 1785 г. приобретен был в собственность московским дворянством.

Приобретение стоит в связи с дарованием Екатериной II жалованной грамоты дворянству.

Строил здание арх. М.Ф. Казаков, но переделки и дополнения 1896 и 1913 гг. сильно исказили облик здания.

Зато великолепно сохранились внутренние покои.

Особенно хорош Большой Белый зал, который вмещает более 2 000 тысяч человек, он замечателен свой стройностью, цельностью и гармоничностью линий.

Охотный ряд, по левой стороне которого мы идем, совершенно замечательный уголок Москвы.

[продолжение- Прогулка II. Белый город.]

 

---------------------------------------------

1.  Джузеппе  Дац(ц)иаро (186-1865)  - основал в России первое частное издательство печатной художественной графики (1830-1865). Приехав в Россию, итальянец Дж. Дациаро записался в купеческое сословие и стал продавать художественные эстампы, а в 1832 г.  он  уже просит разрешения открыть в Москве собственную литографическую мастерскую. Мастерская просуществовала недолго, всего 7 лет, делать в Москве печатную литографическую продукции было невыгодно из-за конкуренции с западными парижскими изданиями.  Дациаро перебирается в СПб, становится совладельцем, а затем и владельцем в 1849 г. книжного магазина на углу Невского пр. и Адмиралтейской площади, перепрофилировав его на продажу графической продукции. Успех предприятия был ошеломляющим. После смерти  смерти Дж. Дациаро его дело продолжили сыновья. В Москве, в магазине Дациаро на Кузнецком мосту  было все для всех любителей художеств: картины, репродукции, открытки, гравюры, эстампы, рамы, краски, кисти, принадлежности для черчения.

2.  М.б. речь идет о церкви при реальном уч-ще св. Филиппа Нерийского?  В 19 в. французская диаспора  в Москве насчитывала до 3 тысяч человек.  С 1819 г. в Москве действовало французское благотворительное общество, в начале века его возглавляли А.А. Брокар и его зять П.К. Жиро. При обществе был детский приют (в Милютинском переулке) и  средние учебные заведения - реальное училище св. Филиппа Нерийского и женская французская гимназия св. Екатерины. На М. Лубянке находилась римско-католическая церковь  св. Людовика.   

 

 

 

Источник:

Путеводитель по Москве.

М. 1917.

изд. Сабашниковых

 

 

 

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика