Загадки в народной традиции

Загадки

 

Загадки - древнейший фольклорный жанр,

в том числе и в славянской культуре. Этот жанр  сохранил довольно значительный  пласт общего наследия праславянской и обще индоевропейской культуры.  Он  также включил в себя элементы средневековой книжности, которая испытала влияние античной, библейской и восточных традиций.

Загадкам приписывался некий таинственный смысл, а в народных эпосах  - мотив "божьего суда", если отгадаешь, то исполнятся желания и будешь освобожден от опасности.  Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках - часть эпоса многих народов. Этот мотив перешел и книжную литературу, он встречается  в произведениях  всех веков и народов:  в индийской поэзии (Махабхарата и Рамаяна), в «Эдде»(скандинавский эпос) , в «Калевале» ( карело-финский поэтический эпос) .

В Древней Греции  загадки были связаны с предсказаниями и изречениями  оракулов, кроме того много дидактических загадок оставили так наз.  "семь мудрецов", из них Клеобул из Линды был наиболее почитаем. Греческие поэты и философы также вплетали в свои произведения изречения в форме загадок. В более поздние христианские времена появилось множество произведений, чье содержание - это вопросы-загадки  о предметах библейских и и ответы на них, например,  стихотворение XIV в. "Trougemund", в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином.

Русское слово "загадка" - производное от древнеславянского глагола gadati и *gatati (думать, советоваться, гадать, предсказывать), в семантическом поле этого глагола есть  значение сакральной (священной) и магической речи, гадания, ворожбы.

Наиболее распространенные названия загадки: у поляков - *zagadъka, у болгар и македонцев - гатанка, у сербов, хорватов и словенцев -  *zagonetъka, у чехов и словаков - hadka, hadanka, у белорусов и украинцев - за'гадка.

По своему происхождению загадки связаны с древними ритуалами, которые служили  моделями уничтожения хаоса и приведения в порядок структуры мирового пространства, так как обозначали (именовали) элементы этого мира. Их происхождение также связано с магией слова, с явлениями языковых табу (системы специфических запретов использования того или иного именования, суеверное преклонение перед фетишем «слово») и тайных языков, мифопоэтическими представлениями о мироздании. Загадки - это продукт и инструмент, одновременно, языкового миропонимания, через загадку древние познавали мир, идентифицировали его элементы, сравнивали и систематизировали их.

Церковь ставила загадывание загадок в один ряд с языческими обрядами и ведовством. При Алексее Михайловиче было запрещено "...в бесовские сонмища сходитися... загадки загадывать...», Загадывание считалось делом "нечистым", к которому прибегали мифологические персонажи, например, полудницы и русалки. По украинским верованиям, завлекая людей, они загадывают им загадки, а  не отгадавших "защекочивают" - "Панночка загадочек не вгадала./ Русалочка панночку залоскотала".

Древнейшие загадки, дошедшие до нас,  отражали мифическую символику, а поэтический образ с одной стороны описывал явление природы или элемент мироздания, а с другой стороны объяснял это явление или предмет. Сейчас эта познавательная роль загадок утратилась. Мы понимаем лишь иносказательность, аллегорическую форму и воспринимаем загадку как упражнение для ума.

Книжное влияние славянские загадки испытали прежде всего со стороны популярного в средневековье жанра вопросно-ответных произведений типа, «Беседы трех святителей» - духовного стиха о Голубиной книге: «Коя земля всем землям мати, которо море всем морям мати, кое возеро всем возерам мати...», а также толковательных книг - азбуковников, лунников, громовников, «Физиолога» и т.д. или  других переводных и оригинальных памятников средневековой литературы, таких как «Пчела», «Толковая Палея», «Разумник», повести об Акире премудром, о Соломоне, об Александре Македонском.....

Множество загадок имеют общеславянское распространение, например, загадка о звездах и месяце, она тождественна по семантике и по образности практически у всех славянских народов - "Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат"( рус) - "Один чабан тисячi овець пасе"(укр.), - "Поле не змерана, быдла не злiчана, пастух рагаты" (бел.)  -  "Овчар по сини ливади ходи и безброй овци води"(бол.) - "Полье немерено, овце неброjене, mehy ньима чобан рогоньа"(серб.) -  "Pole niewyrnierzone, bydlo niezliczone, parobek rogaty, a gospodarz bogaty"(польск).

Загадывание загадки - ритуальная речевая игра.

В этой игре  один участник предлагает зашифрованное высказывание о каком-то предмете, явлении и событии, а другой должен назвать обозначаемый предмет (денотат). Это ритуальная игра - диалог, в которой первая реплика  - иносказание (собственно загадка), а вторая расшифровка - ответ, отгадка.

То, что загадки имеют ритуальное происхождение видно из некоторых запретов и правил, которые сохраняются и до наших дней, касающихся времени и условий загадывания загадок.

Обычно ритуал загадывания проходил  зимой, после Рождества, в мясоед и,  особенно,  на масленицу. Сербы считали, что тот,  кто на масленицу не загадает или не отгадает ни одной загадки, весь год не будет иметь успеха в делах. Нередко и до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах, типа сербских семейно-родовых праздниках "славы". Часто женщины, пришедшие за водой к источнику также занимались загадыванием. Но строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, а этот же период запрещались пение, танцы и другое веселое времяпрепровождение.  Сербы Левча и Темнича (Центральная Сербия)  верили, что нарушившего запрет укусит змея. Сербы Косова считали, что загадывание загадок  в пост грозит болезнями скоту и  от этого происходят ссоры в семье.  Во многих местах южной Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, так как это приплод мог оказаться больным или хромым. В Белоруссии строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадок, когда начинался окот овец. В Пермской губернии нельзя было загадывать загадки летом, вообще, и особенно днем в летний пост. Считалось, что тогда коровы не вернутся домой или их задерет в лесу волк, или сам заблудишься в лесу.

Свадебный обряд также включал загадывание загадок, как форму ритуального общения между дружками жениха и подругами невесты, загадывала при этом всегда сторона невесты. У русских во время свадебного пира жених мог занять свое место рядом с невестой лишь после того, как дружка отгадает предложенные подругами невесты загадки, жених мог войти к невесте, только разгадав загадку. В Пошехонском уезде Ярославской губ. во время сватовства "продавец" невесты обращался к "покупателю" со словами: "Как ты у меня будешь торговать — на загадки или на золоту казну?" И если «покупатель» не умел отгадывать загадки, он должен был платить. В болгарском свадебном обряде роль загадывающего загадки принадлежит прежде всего старшему куму, который иносказательной форме, пользуясь известными загадками, выражает свои желания и распоряжения и таким образом "испытывает" жениха, и если жених не отгадывает загадку, над ним насмехаются. Накануне свадьбы старшие загадывали загадки по очереди жениху и невесте. В болгарской традиции загадыванием  сопровождается также ритуал девичьих гаданий с колечком - "ладуване" под Новый год, накануне Ивана Купалы или на другие праздники - девушкам объявляется предсказание судьбы в форме загадки, например: "Половин блюдо на стена виси" (обычная отгадка: "ухо") в данной ситуации означает, что к девушке посватается вдовец.

Правила загадывания загадки.

Старшие загадывали  молодым, а молодые мало-помалу приобщались к загадыванию. У сербов девушки часто
вообще стыдились сами произносить известные им загадки и просили это сделать кого-нибудь из старших. Тот, кто знал много загадок и умел разгадывать, считался ведуном, ему приписывалась особая способность к тайному знанию и македонцы и сербы таких знатоков называли - "вражач", "вражарка", "враж" (нечто вроде колдуна).

Загадывание  загадок зачастую проходило как состязание  или испытание: загадка адресовались какому-то определенному лицу, и никому другому нельзя было отвечать за него. Если загадка не разгадывалась, то следовало "наказание" иногда унизительное: проигравшего под "отгонные" (ритуальное изгнание) приговоры изгоняли "на мусорную кучу", "под юбку к какой-нибудь некрасивой женщине", "постирать чулки женщинам села", брали сковороду и мазали ему сажей бороду и брови, выставляли на осмеяние или же «присуждали» заплатить штраф - поцеловать кого-то из присутствующих, "полаять на лампу" и т. д.  Сами загадки в своем тексте несли мотив наказания и награды. "...Кто-сто отганет, тому сто рублей; кто не отганет, тому сто плетей". В  характере таких наказаний некоторые исследователи видят следы древних инициационных ритуалов.

Загадывание загадки - форма иносказательной речи.

В фольклоре - сказках, балладах, обрядовых песнях (колядки, купальские, свадебные), везде, где есть мотив испытания героев, мотив решения задачи, загадки  - это форма иносказательной речи. В  старинной польской купальской  песне поется: "Oj! poczekaj, docze kaj, Kasienko, / Oj! mam gadeczke, z(a)gadne ci ja, leluja! / — Coz bym ja byla za krasna panna, / Zebym gadeczki zgadnac nie miala?" (Ой, постой, подожди, Касенька, / Ой, у меня есть загадка, я тебе ее загадаю, лелуя! / — Что же я за красная девица, /если загадку твою не отгадаю"). Загадки всегда предлагаются в наборе, и состав загадок в разных песнях часто повторяется полностью или частично, например, в украинских, белорусских и польских песнях  популярны загадки типа украинской: "Ой, шчо росте без кореня, а шчо бiжить без повода, а шчо шчо цвiте без всякого цвiту? —Камiнь росте без кореня, вода бiжить без повода, папорот шчо цвiте без всякого цвiту".

Тексты загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п., единицы времени, растения, животные, человек, его тело, одежда и пища, семья, предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. При этом вторая часть загадки - отгадка,  преимущественно предметная\объектная - "ветер", а в первой части описываются признаки загаданного объекта - "Без рук, без ног, а ворота отворяет". Значительно реже загадываются действия - "День и ночь одну работу работаю" - "Дышу" и целые ситуации - "Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом" — "Покойника несут".

Систематизация загадок по темам   строится исходя из загадываемых объектов и соответствует наивной классификации мира вещей наших предков. Архаическая картина мира находит отражение в способах толкования загаданных предметов и явлений, в приписываемых им признаках, в привлекаемых сравнениях и ассоциациях. Например, в загадках о небе и земле, о тучах, дожде  присутствуют такие древние космологические мотивы, как брачный союз неба и земли - у сербов "Висок тата, плоена мама, буковит зет, манита девоjка" (Высокий отец, плоская мама, шумный зять, неистовая девушка (ответ - "Небо, земля, ветер, мгла /туман"), как мотив небесного скота и образ тучи-коровы  в украинской загадке - "Чорна корова небо лиже" или в польской "Czarna krowa popod niebem lata" (ответ -"Туча"), получающий подтверждение в других фольклорных текстах, в верованиях и обрядах вызывания дождя.

Тексты загадок содержат мифологические образы мирового древа: "Стоит столб до небес, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи зародышей" (ответ - "Год, месяц, недели, дни") или яйца как прообраза мира и источника жизни: "Живое родит мертвое, а мертвое родит живое" и многие другие. В них постоянно проводится параллель между макро- и микромиром: "По всей сковороде оладьи, посередке каравай" (ответ "Небо, звезды, месяц"), "Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает" (ответ - "Смерть").

Многие загадки, особенно имеющие форму вопроса, дают представление о иерархии ценностей у наших предков: "Что на свете дороже всего?"  - "Здоровье", "Кто сильнее всего?" - "Сон", "Что ниже Бога, а выше царя?" - "Смерть" и т. п.

Структура загадок определяется смыслом и логикой "вопросной" части и отношением отгадки к загадке. Для загадок характерно наличие подтекста, двойного смысла и, иногда, возможность разных ответов (одна загадка может иметь несколько отгадок и наоборот).

Различаются загадки-вопросы и загадки-"сообщения", но это разделение довольно условно,  т.к. наличие некоторой "вопросительности" обязательно для загадки, и если в загадке нет прямого вопроса, то так или иначе сама форма загадки подразумевает вопросительную рамку, является косвенным вопросом, требующим ответа словом или действием. Загадки - "сообщения" могут иметь разнообразные жанровые признаки: это могут быть побасенки, анекдоты, сказки, песни, игры, каламбуры, "ловушки", головоломки, задачи и др. Они могут иметь форму диалога, прямого обращения одного денотата к другому и т. п.

Логическая структура и стратегия отгадывания недостаточно изучена. Логических моделей построения загадки - аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.- не много, но они универсальны для всех типов культур.

Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадок. Но их соотношение не одинаково в традициях разных культур. Сравнительное изучение славянских загадок в отношении их структуры практически отсутствует. Главным (но не единственным) приемом загадывания является метафора , которая может относиться как к конкретному предмету или явлению, так и к целой ситуации.

Очень часто в метафорическом высказывании о загаданном предмете опускается упоминание заместительного объекта, например, - "Дважды родится, ни разу не крестится, один раз умирает" - субъект не назван  (ответ - "Птица") или же оно заменяется местоимением: болгарская "Без него не мой ни живия, ни умрелия" (Без него не может ни живой, ни мертвый) — ответ "Имя"), или обобщенным -  молодей, мужик, пан, баба: - "Летел пан, на воду пал. Сам не убился и воды не взмутил" — ответ «Дождь»), или антропонимом: "Стоит Таврило, замарано рыло" - ответ "Овин". В болгарской традиции  распространены "Я-загадки" - это высказывания "от имени" загадываемого  предмета: "Крив съм, ляв съм, изправя ли се, небето стигам" (Я крив и извилист, а если выпрямлюсь, небо достану", ответ - "Дорога, путь". У  восточных и западных славян загадки такого типа встречаются реже.

Семантика выбранного заместительного образа  ограниченна.  В загадках преобладают  "зоологические" метафоры для предметов, живых существ  и явлений. Вол или бык может в загадках одинаково обозначать землю и небо, восходящее солнце, ночь, мороз, гром, дым, огонь, трубу, колокол, сыр и т.д. Корова бывает в загадке месяцем, поскольку имеет такие же, как у него, рога, но бывает и ночью, сохой, ружьем, наконец, сосудом с вином. Особое место во всех славянских традициях занимают загадки с двойным смыслом, один из которых обычно — эротический, при этом они предполагают вполне "приличную" разгадку.
Заместительный объект и другие компоненты загадываемой ситуации могут быть также обозначены паронимами (два сходно звучащих слова с разными значениями употреблены одно вместо другого)  - "Кутька да Лайка да Пипупочек"  -ответ "Кут, лавка и приступочек») или словообразовательно-фонетическими модификациями их обычных названий: "Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтун, дву ухтырька", ответ - "Корова" или "В поле-то го-го-го, а в лесах-то ги-ги-ги", ответ - "Горох и грибы". Для некоторых загадок характерна ритмическая организация, звукопись, рифмовка с загаданным словом: "Что в избе за фигурки?", ответ - "Печурки", удвоение с элементами зауми:  рус. чики-брики, укр. шайда-байда, серб, шаклец-маклеи, болг. гънда-мънда и т. п. Широко применяется в текстах загадок анаграмма, расшифровка которой и дает отгадку:  "Черный конь скачет в огонь", ответ - "Кочерга", или "Утром на четырех, в полдень на двух, вечером — на трех", ответ - "Человек".
Загадки имеют много общего с другими фольклорными жанрами, прежде всего с пословицами, с ними много текстуальных совпадений.  Некоторые стилистические фигуры* и тропы** роднят загадки также с заговорами, с текстами детского фольклора, считалками, приговорами и др.


*стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

**тропы (греч. tropos) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

 

Источник: Славянские древности. Т.2

Статья  И. А. Седаковой, С.М. Толстой

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика