Св. Пётр и Павел - первоверховные апостолы.
Святые Пётр и Павел почитаются церковью как проповедники христианского учения. День их памяти (29.VI/12.VII ) отмечается как день общего мученичества апостолов, когда при императоре Нероне (ок. 6 7 г.), Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечен мечом. Отсюда название созвездия Лебедя - "Петров крест" у полесцев и название растения Lathraea squamaria (Петров крест чешуйчатый или Земляной виноград (см. словарь Брокгауза и Ефрона) у русских и украинцев.
В южно-славянской традиции день памяти св. Петра (Петровден) отмечается 29.VI , а неканоническое чествование св. Павла приходится на 30.VI .
В народной традиции Пётр и Павел выступают как парные персонажи (как, например, Кузьма и Демьян), которые часто могут объединяться в один образ: Пётр и Павел, Пётр-Павел, Петро и Павло, Петро-Павло, Петропавля.
В болгарских песнях и легендах св. Пётр и Павел выступают как братья или как близнецы, имеющие сестру — св. Елену или св. Марию (Марина лазоревая или Мария Огненная в народном славянском календаре - 17 (30) июля. В этот день наблюдают зори с пазорями, т.е. зори с отблесками гроз на горизонте, голубыми вспышками зарниц). Мария Огненная почитается славянами, как защитница от огня и засухи.
Согласно народным верованиям болгар, св. Пётр — младший и более добрый из братьев — позволяет земледельцам работать в свой праздник, если погода благоприятствует, а грозный Павел сурово наказывает нарушителей, посылая с неба гром и молнии, сжигающие снопы. По легенде граничар (сербов и хорватов, населявших приграничные земли Габсбургской империи, основателем православия является св. Савва (Саво), который был сербом, а основателем католичества — «римлянин» св. Павел (Паво).
По преданию из Височкой Нахии (Босния), разделение христианства на православие и католицизм произошло, когда апостолы поссорились: Пётр объявил себя православным (сербом), а Павел сказал, что он - шокац (так называют православные южные славяне своих соплеменников римско-католического исповедания).
В верованиях славян апостолы Пётр и Павел занимают особое место среди апостолов, они - хранители ключей от рая и ада. У белорусов Туровщины "Пятрова палка" (созвездие Лебедя) воспринимается также как ключ от рая.
В болгарской традиции св. Пётр - сторож райского сада, он охраняет золотое райское дерево, вокруг которого в виде мух и пчел летают души умерших детей. Когда на земле их матери раздают в Петров день освященные яблоки, св. Пётр разрешает душам детей отведать райских плодов.
Св . Пётр — покровитель рыбаков (рус. "Пётр Рыболов"). Рыбаки покупают в складчину большую восковую свечу и ставят ее перед образом святого. В Вологодской губ. к Петрову дню приурочен праздник рыболовов, а в Витебской области Белоруссии рыбаки заговаривали сети «на шчасце Петрово».
Апостол Пётр упоминается среди «прочиих рыбам ловцем бывших» в Требнике Петра Могилы (Пётр Симеонович Могила (1596\1597) - 1647), епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского трона) в чине на освящение новых сетей.
В русских и украинских легендах св. Пётр выступает в роли рыбака, собирающего подати с рыб.
Св . Пётр почитается также как защитник засеянных полей и в легендах иногда противостоит св. Илье, который насылает на поля дождь и град. Он подметает небо, сушит тучи (у белорусов), так поется в волочебных песнях. Волочёбный обряд — это обход домов в Пасхальное воскресенье с песнями. Известен преимущественно на территории Белоруссии, в районах польского Подляшья, в Виленской, Псковской, Смоленской обл., и, частично — в Калужской, Орловской, Черниговской областях. Название обряда связано с глаголом волочить — волочиться в значении идти, брести, шататься: «Валачобнiчкi валачылися...».
Обряд близок к колядованию и в Чехии волочебные песни так и называются — koleda.
«Святэй Петра талаку 36ipa y
Копы сена вазщь, стап мятаць».
Согласно украинской легенде, св. Пётр отгоняет с полей насекомых-вредителей, размахивая батогом. В украинских колядках апостолы Пётр и Павел выступают как пахари:
«Святий Петро за плугом ходить,
Святый Павло волоньки водить,
А сам Господь Бог пшеничку cie,
А святий Iлля заволочуе».
В карпатской колядке св. Юрий трубит в трембиту (духовой мундштучный музыкальный инструмент, род обернутой берестой деревянной трубы без вентилей и клапанов)«листовую», а св. Пётр в «цвгговую», после чего зацветают сады и начинают роиться пчелы.
У западных украинцев Пётр или Павел выступают в роли покровителей волков.
В Екатеринославской и Харьковской губ. св. Петра считали пастухом райских овец — верблюдов.
У южных славян Далмации св. Павел выступает охранителем от укусов пауков, чтобы паук не причинил зла, македонцы Скопской Котлины в день св. Павла (29.VI ) не занимаются никакой работой.
В Полесье св. Петру молились об урожае, о здоровье, о защите от грозы, об излечении болезни коровы, а св. Павлу — об урожае ягод; Петру и Павлу — о заступничестве перед Богом, о спасении души («избавить от всей муки»), при начале работ, перед жатвой, при родах.
В заговорах Пётр и Павел помогают увеличить улов рыбы, они защищают людей от колдунов, от порчи, глаза, болезней, от любого оружия, исцеляют от эпилепсии, кровотечения, лихорадки, болезней живота, от укуса змеи. Пётр и Павел адресаты заговоров на обезвреживание залома (завитка, закрутка, запертенъ, кукла, венок, пережин и т. п.) колосьев в ржаном, овсяном, льняном и конопляном поле - результате злой магии, с помощью которой по народным верованиям можно отнять урожай, погубить скот, навлечь болезнь или смерть на хозяина поля и его близких. К ним обращаются на исцеление лошадей от колик, а также если у коровы пропадало молоко (у восточных славян).
В славянских легендах Пётр и Павел — спутники Иисуса Христа в его странствиях по земле, они участвуют в испытаниях людей, но часто сами становятся испытуемыми на верность учителю.
Наиболее близким к Христу персонажем, его первым учеником является св. Пётр.
В легенде Буковины св. Пётр предстает как «двойник» Христа , внешне на него похожий. Как ближайший наперсник св. Пётр пробует заменять Бога в делах, но терпит неудачу.
В украинских легендах Пётр и Павел покупают (крадут) коней, нанимаются молотильщиками, творят «хохлов», «литвинов» и «москалей», спасают хлебный колос от уничтожения (Украина, Карпаты, Волынь,Полесье).
Св. Пётр уменьшает хлебный колос в наказание за непочтительное отношение людей к хлебу (Украина, Карпаты, Харьковская губ.).
В легендах Христос и св. Пётр совместными усилиями творят свет — по указу Христа Пётр ныряет в море за землей (Сотворение мира - Украина, Подолия), ночуют у скупой хозяйки и, будучи избитыми ею, лишают женщину власти над мужем, награждают бедных (Украины, Карпаты), соединяют людей в пары — ленивого с работящим (Украина, Белоруссия), лишают отказавшую им в помощи женщину досуга (Украина, Закарпатье), превращают в жабу жадную хозяйку или грубого хозяина (там же), св. Павел ранит куском сухого хлеба руку Христа, по благословению Христа окровавленный хлеб превращается в мед (Западная Украина), черви в ране на голове апостола Петра (или Павла) превращаются в пчел (Западная Украина), св. Пётр учится торговать, крадет у черта огонь (у гуцулов) , превращает в кукушку дразнившую его девушку (белорусское), разбирает воз, который черт соорудил в доме, и выносит его на улицу, чтобы сделать пригодным для использования (Украина, Закарпатье), запускает мельничное колесо (там же), не пускает в рай свою жадную мать, разнимая дерущихся черта и женщину (черта и еврея), перепутывает им головы (Украина) .
По поверьям, с апостолом Петром связано появление грибов - из кусочков хлеба, которые Пётр тайком от Христа ел и выплюнул (у восточных славян и поляков).
Считается, что Петров пост не строгий, потому что св. Пётр тайком в это время ел сыр (Украина, Закарпатье).
В с. Олбин Козелецкого р-на Черниговской обл. в Петров день выносили под дуб миску с варениками и говорили детям, что «то Пэтро з дуба варэничка скинуу».
В славянском фольклоре отразились также некоторые сюжеты, известные из Евангелия и церковного предания. Согласно гуцульской легенде, Павел был «едноралом родом поганцким», но получил откровение от Христа и отказался убивать тех, кто осеняет себя крестным знамением (по преда нию, Павел происходил из семьи богатых иудеев и был гонителем христиан до тех пор, пока не исцелился чудесным образом от поразившей его слепоты).
С именем апостола Петра связан сюжет народных легенд об отречении от Христа, сближающий св. Петра и Иуду:
- в «светлый праздник» возвращался домой работник с пасхой, полученной в награду за работу. Встретились ему Иуда-предатель, апостол Пётр и смерть в облике девицы-нищенки и попросили у него пасхи на разговение. Узнав, кто они, работник отказал Иуде, так как тот продал учителя, и Петру, потому что тот отрекся в страхе, и разговелся со смертью-девицей, так как перед ней все равны и со всеми она поступает справедливо (у украинцев и в Харьковской губ.) .
В селах Слободской Украины (нынешние Харьковская, Сумская и часть Донецкой и Луганской областей Украины, Воронежская, Курская и Белгородская области России ) известен обычай на следующий день после праздника Петра и Павла, именуемый "Полупетрач Петровов батько", резать трех петухов и варить борщ в трех горшках в память того, что апостол Пётр трижды отрекся от Христа.
В легендах об отречении также проявляется характерное для народной повествовательной традиции слияние апостолов Петра и Павла в один персонаж:
«Як розпяли [Христа] , зповели апостола Пэтра-Павла: "Вы следовали за Исусом Христом? " Апостолы Пэтру-Павлу сказали: "Мы не знаем этого человека"» (Полесье, Житомирская губ.) .
На Русском Севере Петра и Павла считали пророками («евангелисты-пророки») , которые предсказывали конец света и погоду (Каргополье).
Источник:
Славянские древности. Т. 4.
Из статьи О.В. Белова