Старое Замоскворечье
[см. ранее - прогулка XIV - Замоскворечье (начало)]
Продолжим прогулку в старом Замоскворечье. Из 2-ого Кадашевского переулка пойдем влево. Впереди у нас решетка построенного на средства П.М. Третьякова "Убежища для вдов и сирот русских художников" (архитектор Н.С. Курдюков). Фасад этого здания отделан по рисунку В. Васнецова и он виден из Лаврушенского переулка, когда идешь в Третьяковскую галерею. Постройка здания закончена в октябре (7 ноября н. стиля) 1911 г.
На первом этаже было 6 квартир для вдов с детьми, на втором - 10 квартир для одиноких или малосемейных. Сворачиваем опять влево, в 1-й Кадашевский переулок и пройдем его весь, по левой стороне покажется тупик (несквозные, без выхода проулки были своеобразной особенностью старой Москвы), ведущий к задворкам церковного владения, а прямо напротив - узкий проход в соседний Лаврушенский переулок. В углу переулка отметим дом Лебедева (№ 14) "классического стиля, вероятно 1-й половины 19 века. Из прежнего убранства дом сохранил два тонких классических медальона и очень изящный тонкий орнамент.
3-им Кадашевским переулком выходим снова на Б. Ордынку. Идя по Ордынке вправо подходим к храму Всех Скорбящих Радости.
На месте храма в 15-16 вв. была деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского в «Ордынцах».
История его построения в современном виде относится к концу 18 - первой половине 19 вв. Основная часть - круглый летний храм Преображения Господня - построена во второй половине 18 века. Затем в 1787 г. по проекту В.И. Баженова была воздвигнута круглая классическая колокольня в 3 этажа, совершенная по форме. И, наконец, к храму была пристроена трапеза, которая соединила летний храм с колокольней. Трапеза с 2-мя приделами - во имя Всех Скорбящих Радости и св. Варлаамия Хутынского - была заложена в 1790-91 гг. при митрополите московском Платоне, о чем гласит надпись на медной доске на алтарном выступе храма.
Постройка совершалась усилиями местного купца Афанасия Ивановича Долгова.
В 1812 г. храм сильно пострадал от пожара и был вновь перестроен в 1831-1836 гг. арх. О. И. Бове на средства купцов, братьев Куманиных, и сына А.И. Долгова. О.И. Бове принадлежит и внешняя богатая орнаментация храма в стиле Ампир.
Круглый главный храм орнаментирован великолепно, двери его со двора совсем "светские", Трапезная декорирована скромнее. Внутри храма необычайное богатство. Войдя со стороны колокольни в трапезную - зимний храм, видим слева и справа вышеупомянутые приделы, по одному из которых зовется весь храм. По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных ангелов, клиросы украшены бронзой, работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. В правой стороне от входа в летний храм - хорошая фламандская картина, изображение Христа, идущего на крестную муку: чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например в бороде с выбритыми усами) изображены необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение. Войдем через арку в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма. Великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов.Это прекрасно выполненное в архитектурном смысле здание в классическом духе. Иконостас вызывает в памяти пышные въезды, беседки, триумфальные арки конца 18-начала 19 века. Интересен чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок. И рядом с этим великолепием - "монастырь", т.е. церковный двор храма с мизерными деревянными постройками. Во дворе
выдается лишь дом купца 1-й гильдии М.Л. Королева (напротив главного входа в храм), построенный, может быть, не без указаний О. Бове. У него интересная архитектура, большие окна, парадный дом. Он выделяется на фоне построек в Замоскворечье. С этим домом связано интересное событие, всколыхнувшее всю коммерческую Москву.
О нем рассказано в книге В. Б. Перхавко «История русского купечества»:
«В ноябре 1862 года Александр II прибыл в Первопрестольную. На царский выход в Большом Кремлевском дворце собрались виднейшие представители всех сословий. В Андреевском зале ожидало дворянство, в Георгиевском – военные, во Владимирском – купечество, от имени которого царя приветствовал московский городской голова Михаил Леонтьевич Королев. Император, обращаясь к Королеву, спросил:
– Как твоя фамилия?
– Благодарение Господу, благополучно, Ваше величество, только хозяйка малость занедужила.
В свите произошло некоторое замешательство, но Александр II быстро сообразил, что купец понял слово «фамилия» в его старинном значении «семья».
– Ну, кланяйся ей, – улыбнулся он и вдруг добавил: – Да скажи, что я со своей хозяйкой приеду ее проведать...
Эти слова мгновенно облетели Владимирский зал, ошеломив присутствующих. Но еще более была ошеломлена Москва, когда через некоторое время на глазах сбежавшейся толпы царские сани и впрямь остановились у дома Королева. Самодержец долго и запросто беседовал с купцами, а императрица Мария Александровна в гостиной пила чай, поданный ей смущенной Татьяной Андреевной – супругой городского головы».
М.Л. Королев настолько впечатлился визитом императора , что начал делать большие пожертвования на стипендии в мещанские училища, а потом получил разрешение Московского купеческого общества на учреждение в память такого события Александро-Мариинское училище. Он также сделал завещание на капитал в 50 тысяч ежегодно для этого училища.
Против церкви стоит дом Жемочкина (династия кожевенных купцов братьев Жемочкиных). Иван Петрович Жемочкин и его сын Николай были старостами в этом храме на Б. Ордынке.
Дом, который занимали И.П. и Н.П. Жемочкины в Замоскворечье, - старинный особняк в стиле Ампир, В середине 19 века И.П. Жемочкин купил этот дом у купца Долгова. Дом-усадьба - это центральный особняк и 2 больших флигеля. Центральное здание было арендовано 3-й женской гимназией. Сами Жемочкины жили в одном из флигелей. При доме хороши ворота с грифонами. Заметим, что почти все крупные дома в этого типа в Москве обычно заняты общественными учреждениями, - их размеры и устройство, видимо, превышают потребности современной семейной жизни.
Первый поворот налево приведет нас в Клементовский переулок в Замоскворечье. Идя по нему и оставляя вправо Малую Ордынку подойдем в величественной церкви Климента, папы римского, чьи мощи в 11 в. были найдены на одном острове около Корсуня (Херсонеса) славянским первоучителем Кириллом. Главный престол освящён в честь Преображения Господня и второе название церкви - Храм Спаса Преображения. Нынешняя церковь св. Климента, папы Римского построена на месте более древней. На "Годуновом чертеже", составленном до 1605 года, указана церковь, расположение которой в точности совпадает с современной.
Построена церковь в нынешнем ее виде в 1758-1770 гг. Алексеем Петровичем Евлашевым, учеником Б. Растрелли. Некоторые историки архитектуры отрицают его авторство в этом проекте, считая его только исполнителем проектов Растрелли. Другие настаивают на том, что церковь строил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.
Идея московского пятиглавия в архитектурно проекте сохранена, но ей придана типичная разработка в новом духе -духе рококо, с богатым исполнением деталей. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка. Соединение храма с колокольней - поздняя пристройка. Хороша общая ограда храма с вазами на столбах. Алтарная сторона снаружи ничем не отмечена. Общий вид храма лучше всего схватывается со стороны угла Пятницкой и Клементовского переулка, наискосок от храма.
Пятницкая - бойкая и шумная, несколько грязноватая торговая артерия в Замоскворечье. Пройдем немного по ней в сторону города, до церкви Параскевы Пятницы *. Церковь была построена купцами Журавлевыми в 1739 г. Трапезная и колокольня были сооружены в 1748 г. и тогда же была переделана и церковь. Хотя храм этот относится к эпохе имп. Елизаветы, а сооружен даже раньше Климента, в нем гораздо меньше духа рококо и уже чувствуется переход к спокойному классицизму. Остановимся у этой церкви и отметим некоторую курьезность архитектурных сочетаний до сих пор попадающихся на улицах Москвы: церковь 18 века и на противоположной стороне типичный дом (№18) времен Александра I, принадлежащий Покровскому собору ( Василий Блаженный), дом был когда-то терракотового цвета с белым орнаментом, левее - современный претенциозный шестиэтажный дом (№ 20), последнее слово рыночного строительства,
а к самой церкви как-то криво прилепился причтовый деревянный домик-конурка с резьбой в "русском" стиле, как его понимали в середине 19 века. Отсюда вернемся опять На угол Пятницкой и Клементовского пер. На противоположном углу здание александровской эпохи - Пятницкий полицейский дом с типичной дозорной пожарной каланчей. С Пятницкой влево Клементовским переулком выходим на Кузнецкую. До поворота на нее видно огромное владение Лезина, занятое частной женской гимназией, принадлежавшее ранее купцу Петру Ионычу Губонину, железнодорожному строителю эпохи Александра II.
П.И. Губонин, крупный делец и капиталист, не менее Кокорева типичен для московского капитализма эпохи освобождения крестьян. Самородок-крестьянин, вышедший из простых десятников, он сумел воспользоваться наступлением новой хозяйственной эры, который Кокорев только намечал, и ощупью, полуграмотный пошел по новой дороге концессионного железнодорожного строительства. Владения Губонина в Замоскворечье - целая усадьба, в свою очередь типичная для Москвы с ее широким купеческим и барским размахом.
Кузнецкая называется так от бывшей здесь слободы кузнецов. Улица сохранила замоскворецкий провинциальный колорит с небольшими купеческими особняками, но уже отстроились и особняки и доходные дома, появившиеся здесь вместе с проведением трамвая. На правой стороне - мало примечательная церковь великомученика Никиты (Никиты мученика, что в Татарской или в старых Толмачах) ,
построенная в 1858 г. на месте старой церкви 17 в. Мих. Дор. Быковским, строителем колокольни Страстного монастыря. Архитектор хотел вернуться к византийским традициям строительства церквей. Первое название церкви связано с бывшей здесь когда-то татарской слободой (Татарские улицы), а второе - со старой слободой царских толмачей (Толмачевские переулки западнее Кузнецкой ул., по другую сторону Ордынки) .
По правой стороне улицы сворачиваем в Лужниковский пер. Переулок назван по старинному урочищу "Лужники" - здесь на лугах в конце 17 века паслись коровы Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича. По левой стороне переулка, вплоть до соседнего - Спасоболвановского и Пятницкой улицы, тянутся огромные владения с липовым парком, оранжереями и службами, принадлежавшее К.В. Третьякову, родственнику создателя Третьяковской галереи. К.В. Третьяков, доживший до глубокой старости, представлял собой иную фигуру купеческой Москвы, отличную от Губонина и Кокорева. Барско-купеческий размах и традиционный дух (в его доме повсюду были образа, проходили постоянно церковные службы, в доме были приживалки и странницы) сочетался в нем с новыми культурными потребностями и вкусами. Сам он был человеком мягким, а любовь его к новой культуре выразилась в разнообразном коллекционерстве; у него был образцовый птичник, прекрасное садоводство, хорошее имение с породистым молочным скотом, образцовое собрание скрипок. Все это он оставил по завещаниею - обществу птицеводства, обществу сельского хозяйства, консерватории.
-------------------------------------
* Название улицы - по ц. св. великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Храм снесен в середине 1930-х гг., на его месте находится ротонда станции "Новокузнецкая". Застройка улицы в главном сохранила облик конца XIX в. Сохранились двухэтажные дома по правой стороне, где в нач. ХХ в. располагался синематограф "Большой Парижский электро-театр". Сохранилась стройная колокольня церкви Иоанна Предтечи постройки 1753 г. Близ Чугунного моста находилась конечная остановка одной из линий конно-железной дороги. Вагон приходил в тупик, лошадей перепрягали к другой его стороне, и он следовал обратно.
[Продолжение: Прогулки в Замоскворечье XVI следует]
Источник:
"По Москве" путеводитель. изд. Сабашниковых. 1917.