Еда в славянской народной традиции.
Традиция еды - составная часть семейных, календарных, хозяйственных и других обрядов. В какой степени еда становилась ритуалом зависело от того, была ли она повседневной, праздничной, домашней, общественной, частной или официальной. Ритуализация еды также связывалась с местом - дома, на работе в поле, на кладбище , со временем дня, зависела от состава участников - в присутствии родственников, священника, гостей.
Еда имеет свою ритуальность, которая строго соблюдалась во время обеда и ужина, и менее строго во время завтрака и полдника.
В присутствии гостей строже, чем за семейным столом. Во время праздничных общих трапез строже, чем в обычные дни.
Поведение за столом зависело от статуса сотрапезников (социального, возрастного и полового). Старшие противопоставлялись младшим, мужчины - женщинам. Особую роль играл глава семьи и хояйка-стряпуха. Хозяин за столом почетное место, приказывал когда начинать ее и заканчивать, наблюдал за порядком и распределением пищи, а хозяйка готовила и подавала еду на стол.
Восточные славяне соблюдение правил поведения во время еды определяют присутствием в доме икон, а сакральный (священный) характер пищи - определяет основное правило аккуратного обращения с ней. Еда - процесс вкушения даров, исходящих от Бога, а хозяин, сидящий в избе под иконами во главе стола действует от его имени.
Перед едой все молились на иконы или просто крестились, а также мыли руки и вытирали их полотенцем, если этого не сделать, то через не вымытые руки в человека может попасть всякая нечисть. Если приходилось есть в поле, и не было лишней воды, то можно было вытереть руки о землю: русские и болгары придавали земле очистительную силу.
Вся семья усаживалась за стол только после того, как за стол садился хозяин. Он же начинал еду и он же ее заканчивал. Если обед был званным, то хозяин сам первым пробовал пищу и питье, этим показывали, что угощение не отравлено и с едой не послана порча.
Во время еды нельзя было вставать никому, даже если входил гость или старший по возрасту.
Русские гостю кланялись из-за стола и на его «Хлеб и соль!» отвечали: «Хлеба кушать!». Встать из-за стола до конца еды мог разрешить только хозяин. В Орловской губернии был обычай подольше посидеть за столом после еды: «сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь».
Место за столом - важный показатель семейного положения. Самым почетным место у восточных и западных славян было место во главе стола, под иконами, по сторонам садились старшие мужчины, за ними - младшие, а на самом конце - женщины и девочки. Если кому-то из них не хватало места за столом, то ели на лавке у печки. Но известен и другой порядок рассаживания: с одной стороны стола - по старшинству мужчины, напротив них - женщины.
Хозяйка -стряпуха иногда вообще не садилась за стол, а ела стоя или после трапезы.
Полагалось есть чинно, не разрешалось во время еды ругаться или препираться, можно было говорить про хозяйство и работу. В очень благочестивых семьях еда проходила в молчании. В архангельской и костромской губерниях считалось, что за обедом или ужином не смеются, иначе бес придет и испортит еду.
Еда не должна поглощаться торопливо и с жадностью, это считалось греховным: «Чего хватаешь? Али за двух хочешь есть?»( за дьявола).
Впрочем, считалось, что тот, кто быстро ест, быстро и работает, а тот, кто ест медленно, и работает так же; поэтому при найме работника или кухарки их усаживали за стол и наблюдали за тем, как они едят.
По русской примете, если ребенок ест быстро, то он будет хорошо работать, когда вырастет.
Все члены семьи ели из общей миски, опуская в нее по очереди ложки. Первую ложку набирал хозяин; схлебнув с нее суп, он клал ложку на стол и ждал, пока все зачерпнут по ложке; далее соблюдался тот же порядок. Тот, кто во время еды не выпускал из рук ложки и хлеба, считался прожорливым.
Восточные славяне верили, что еда привлекает добрых и злых духов - ангелов и чертей. И при неправильной еде черти радуются и вмешиваются в трапезу.
После последней еды - ужина миски, из которых ели, убирали со стола, иначе ночью явится черт и будет из них есть или посуду станет вылизывать домовой.
Но после похорон, в поминальные дни и в Сочельник посуду оставляли на столе на ночь для умерших. А в Заонежье еда, оставшаяся с пасхального заговения оставалась на столе, ее только прикрывали скатертью или полотенцем, "для сытой жизни на весь год".
У восточных славян после еды полагалось выходить из-за стола с той же стороны, с которой человек заходил на свое место; на Новгородщине считалось, что у того, кто обойдет стол кругом, «народится целое застолье ребятишек», ярославцы думали, что тогда не будут жить крестники, на Украине - умрет жена, мать или другой родственник, в Минской губернии - в семье будет ссора. Русские, украинцы и белорусы полагали также, что тому, кто обойдет стол, суждено заблудиться в лесу. Обходить стол по кругу можно было только в ритуальной ситуации свадьбы, трудных родов и т.д.
Если обед проходил в кругу семьи, то за него благодарили Бога, а не хозяйку. Если же обедали в гостях, то говорили: «Спасибо за хлеб-соль!». Хозяева переадресовывали благодарность: "Ни за що! Богу дякуйте! Спасыби и вам за ласку".
В России не разрешалось плохо отзываться о пище. Ее вкусовые качества, согласно «Домострою» (XVI в.), зависят не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, то еда и питье бывают в сладость, а если похулят их, то они словно превращаются в отбросы. Нужно хвалить дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость.
Самыми священными видами еды у славян были хлеб и соль. Поэтому ронять крошки на пол во время еды считалось большим грехом, их собирали, целовали и ели сами или скармливали птицам, скоту или стряхивали в огонь.
Еда регламентируется рядом примет и запретов у разных славянских народов:
- нельзя есть слишком рано - «долю проешь», на Житомирщине,
- не следует есть, сидя за спиной ребенка, иначе съешь его силу, на Украине,
- после питья чая не мыли чашек, чтобы не перевелось богатство, на Вологодщине,
- закашлявшемуся за едой ( кто-то спешит в дом) надо постучать снизу в крышку стола для того, чтобы гость или тот, кого ждут, скорее пришел, на Орловщине,
- если девушка любит пенки от молока, то в день, когда она пойдет замуж, будет идти дождь, в гомельской области(гомел.) - если девушка любит пенки от молока, то выйдет замуж за бородатого, в Новгородской области,
- если человек роняет пищу, не донеся до рта, ему кто-то завидует, в Словакии,
- нельзя есть на непокрытом столе, чтобы «злыдни» не напали, а девушку нельзя на нем угощать, чтобы муж у нее не был лысым, на Украине,
- если после ужина вымыть всю столешницу, не оставив ни одного сухого места, то потонет в море кто-нибудь из близких, на русском Севере,
Источник:
Славянские Древности. Т. 2.
из ст. А. А. Топоркова