Духов день - это народное название христианского праздника Сошествия Святого Духа.
Дата праздника в православии для каждого года своя, но это всегда - понедельник.
В католической и протестантской традициях этот день приходится на Пятидесятницу (воскресенье, 50-й день после Пасхи). В этих Церквях Троица отмечается через неделю после Духова Дня, в следующее воскресенье.
В православной традиции Духов день - это 51-й день после Пасхи (понедельник).
Зеленая неделя (Русальная) в 2013 году будет длиться с 14 по 20 июня и закончится ночью накануне дня летнего солнцестояния (дня Ивана Купалы).
Существуют различия и традициях празднования Духова дня, в составе обрядности. На востоке Балкан и у восточных славян Духов день связан был главным образом с поминальными ритуалами, в то время как на западе славянских земель Духов день посвящен почти целиком пастушеским праздникам.
Христианское содержание праздника отражено в его названиях в разных местностях: у русских - это Духов день, у болгар - Св. Дух, Духовден, Дуввете, у македонцев - Дуовден, у сербов - Духови, Духова, Дува, у поляков Swieta Zeslania Ducha Swietego, у чехов - Duhovi, у хорватов - Dovi, Duhoue, словенцы называют - sv. Duh и Binkosti, Binkostna nedelja (от лат. Pentecostes "пятидесятый"). Отражалось христианское содержание и в ритуалах празднования.
На западе Словении на Духов день в церкви сверху спускали голубя с бумажными крыльями, иногда пускали живого голубя - символ Святого Духа. В субботу, накануне Духова дня хозяева обходили поля и кропили посевы святой водой (чтобы Святой Дух защитил их от града) работать в поле было нельзя в этот день, и надо было вернуться домой с поля пораньше, т. к. считалось, что в это время Св. Дух уже снизошел на землю и «разливается по полю». Нельзя, чтобы он застал кого-нибудь в поле, иначе он свернет с пути и не благословит посевы.
Утром в воскресенье в домах открывали все окна и двери, «чтобы Св. Дух пришел в дом», иначе в доме не будет благополучия.
В некоторых селах Хорватии за несколько дней до Духова дня было принято устраивать уборку, стирать постели, белить дома снаружи и изнутри, иначе после Духова дня по поверьям в доме появятся блохи ("sveti Duh prnese punu vrecu buh. Sakemu hmetu po jeny baretu" - Св. Дух принесет полный мешок блох. Каждому хозяину по шапке"). Этот обычай вполне объясним - с Духова дня начиналось лето, и появлялось много насекомых, что отразилось и в поговорке - пришел Св. Дух, принес один мешок мух, другой мешок блох.
Есть один ритуальный обычай, который является общим для для духовских праздников и специально для Духова дня у всех славян - это обычай украшать зеленью церкви, дома, хозяйственные постройки, дворы и др.
По этому обычаю этот праздник еще называют Зеленой субботой, Зелеными святками.
Ветками и зеленью украшали стены домов, ворота, двери, пол устилали травами и цветами. Зелень оставалась в домах обычно в течение 3 дней, иногда всей недели, потом ее выносили, сжигали, выбрасывали или хранили в доме в лечебных целях или для обрядов, направленных на охрану домашних животных от всякой угрозы.
Восточные славяне дома и дворы украшают березой и кленом, а западные также ветками ясеня, калины, рябины, но в первую очередь, ветками липы.
Для словенцев, например, лист липы был подобием язычков пламени, в облике которого Св. Дух явился апостолам.
Обычай украшать дома зеленью идет из язычества. Наши предки считали ветки и зелень местом обитания душ предков, временно пребывающих на земле. По верованиям эти ветки оберегают дом от нечистой силы и непогоды, с их помощью можно было защититься от русалок, ведьм и т.д.
Сербы вешают в домах венки, сплетенные из зелени, которой была украшена церковь.
Они считают, что эти ветки остаются местом отдыха ангелов и Господа. А сам обычай украшения домов и дворов зеленью восходит у христиан к памяти о том, что якобы комната, в которой находились апостолы, когда на них сошел Св. Дух, была украшена зеленью.
На западе славянского мира в обрядности Духова дня присутствует компонент, связанный с пастушеской обрядностью.
В Польше, Чехии и Моравии, Словении и Хорватии в Духов день пастухи соревновались в том, кто из них быстрее выгонит скот на поле. Первый получал звание «короля», а последнего оскорбляли и над ним насмехались. Были популярными также и конские состязания у чехов.
У словенцев в Духов день состязались звонари: у того, кто из них первым зазвонит в колокол в Духов день, летом поле будет защищено от града.
Среди других пастушеских обычаев Духова дня у чехов, мораван и словенцев интересен обычай щелкать бичами в течение трех дней праздника. Парни щелкали бичами день и ночь, в определенном ритме, отгоняя от села злые силы.
Духовские праздники на славянском западе (чехи, хорваты, мораване) отмечались также обходами и объездами сел группами молодежи, девушками или юношами.
Поляки на Духов день устраивают в селах на Зеленые Святки общесельские костры.
У восточных славян Духовым днем мог называться как сам праздник сошествия Святого Духа, отмечаемый в понедельник, так и день Пятидесятницы.
На Русском Севере и северо-востоке считалось, что в Духов день земля празднует свои именины.
Здесь запрещалось работать на земле, втыкать колья, ходить по земле в обуви, выливать помои.
В Костромском крае в Духов день в церкви освящали горсть земли, устраивали на земле трапезу и оставляли там пиво и кашу.
В Каргополье нельзя было трогать землю, чтобы духи не тревожились.
Источник. Славянские древности. Т. 2.
статья Т.А. Агапкиной
Приметы Духова дня.
- С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт.
- Свят-Дух весь белый свет согреет.
- До Свята-Духа не снимай кожуха.
- Не верь теплу до Духова дня.
- Придёт Свят-Духов день, — будет на дворе, как на печке.
- И сиверок холоден до Духова дня.
- Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня.
- Доживи до Духова-дня, а тепло будет.
- До Святого Духа не кидай кожуха, а по Святім Дусі в тім самім кожусі (укр.).
- На Духа будзець цёпла і суха (бел.)
- Na Svatý Duch do vody buch! (На Святой Дух в воду бух)! (чеш.)
В 2013 году Троица (Пятидесятница) - праздник переходящий и приходится на 23 июня, на 50 -й день после Пасхи.