Запреты в бытовом и обрядовом поведении славян.
Запреты, табу - это система правил, они регулируют поведение отдельного человека в личном быту, жизни сообщества и во время праздничных обрядов. Запреты относятся к области обычая, народных моральных норм и права.
У всех славян существовали запреты убивать некоторые виды животных и птиц: ласок, лягушек, змей, аистов и других.
Такие запреты нельзя было нарушать, это грозило самыми тяжкими последствиями: смертью самого нарушителя или его близких, стихийными бедствиями и другими несчастьями.
У сербов охотники должны были совершать специальные искупительные магические действия, предотвращающие губительные последствия убийства животных, даже таких хищных, как волк.
Считались опасными и избегались контакты с некоторыми животными: бытовали запреты смотреть на домашнюю змею (у сербов), допустить, чтобы змея, волк, заяц перешли дорогу человеку, нельзя было нельзя было нарушать запреты, относящиеся к "звериным" праздникам и дням (волчьим, змеиным, медвежьим), особенно у южных славян.
Подобные запреты касались и деревьев: многие из них, особенно "святые" (старые дубы) и, наоборот, "нечистые" (орех, бузина, боярышник и другие) нельзя было срубать и даже рубить их ветки, надрубать ствол, некоторые деревья запрещалось сажать возле дома (у сербов часто орех), не разрешалось вносить в дом и жечь в печи дерево, сожженное молнией, на плодовое дерево нельзя было влезать женщине во время месячных, лицо, занимающееся прививкой деревьев, не должно было подходить к покойнику и т. п.
Некоторые запреты относились к изготовлению и использованию бытовых предметов , особенно орудий ткачества.
К веретену, берду, ниткам и другим частям ткацкого станка в определенные дни и праздники не только было запрещено прикасаться, но даже видеть их и говорить о них.
Строгие запреты соблюдались при передаче предметов другим людям - подойника, цедилки и других "молочных" предметов.
В некоторые праздники, поминальные (а также "волчьи", "мышиные") дни запрещалось пользоваться острыми, колющими и режущими орудиями, такими как нож, топор, вилы, ножницы, игла, спицы, чтобы не навредить душам предков и магически защитить скот от волчьих зубов.
Осторожного обращения требовали и другие предметы домашнего и хозяйственного обихода: веник, сито, решето, валек для стирки белья, печная утварь и подобные. Подробно разработанная система запретов касалась еды, особенно хлеба и некоторых обрядовых блюд. Запрещалось класть хлеб верхней коркой вниз, резать непочатую буханку после захода солнца, доедать чужой кусок, ронять крошки на пол и т. п.
Особые запреты соблюдались при уничтожении уже ненужных старых бытовых предметов - ложки, веника, изношенной обуви и т. д., и ритуальных - иконы, вербовых веток, венков, лечебных трав и им подобных предметов.
Некоторые из таких предметов нельзя было выбрасывать, некоторые нельзя было сжигать, а нужно было закапывать в землю, сплавлять по воде и т. п.
Запреты касались и определенных ситуаций, когда могли подвергаться запрету самые привычные повседневные и необходимые действия , такие как есть, пить, смотреть, говорить, мыться, расчесывать волосы, топить печь, готовить пищу, ходить по воду, спать, вступать в половые контакты и т. д.
Однако существуют, по народным представлениям, особенно опасные действия - кручение, витье, завязывание узлов, плетение, шитье, прядение и т. п., которые даже вне сакрального и "нечистого" времени были обставлены множеством запретов.
Мифологически осмысляются, считаются опасными и в известных случаях запрещаются также побелка хаты и печи, метение, волочение по земле, измерение (роста человека), пересчитывание (голов скота, летящих птиц и т. д.) и другие действия.
Языковые запреты ("табу слов") могли быть полными ( молчание) и частичными. В защитных целях могли подвергаться запретам многие речевые акты: в определенных ситуациях запрещено здороваться (например, при севе, в доме, где находится покойник и др.), отвечать на приветствие, вообще "отзываться", благодарить (знахарку после сеанса заговаривания).
Особо сильные запреты касались брани и проклятий (особенно адресованные детям). В некоторые дни (праздники) запрещалось упоминать волка, змей, демонологических персонажей, прежде всего, черта.
Многими запретами окружено употребление личных имен: настоящего, полученного при крещении имени ребенка до определенного, иногда весьма большого, срока, особенно в семье, где "не держатся" дети.
У южных славян часто жена вообще не имела права произносить личного имени мужа и его родственников.
Несоблюдение запретов влечет за собой, по народным представлениям, наказание для нарушителя и для всего сообщества, иногда оно даже может вызвать и стихийные бедствия, например, умерщвление и погребение в земле незаконнорожденного ребенка может вызвать град, непрекращающийся дождь, "нечестность" невесты может пагубно отразиться на скоте и т. д.
Чтобы этого избежать, в случае несоблюдения запрета, нередко принимают предупредительные искупительные меры, прибегают к жертвоприношению или обману. По сербским обычаям, кары за нарушение запрета рубить священное дерево можно избежать, если на пне, оставшемся от него, обезглавить курицу тем же топором, каким было срублено дерево.
В вятском обряде "троецыплятница" **, в котором запрещено было участвовать мужчинам, в случае, когда мужчина все-таки допускался, ему повязывали бабий платок, символически превращая его в женщину, или завязывали глаза, что означало, что он отсутствует.
В Полесье нарушившие запрет на прядение, шитье или мотание ниток в святки, могли предупредить опасные последствия, совершив специальный обряд "рассекания веника", которым символически уничтожались все незаконные и греховные действия. Наконец, при наступлении неблагоприятных последствий сельское общество могло само применить санкции к нарушителям, например, в случае засухи ломали и обливали водой заборы, поставленные, вопреки запрету, до Благовещения, вырывали из земли труп самоубийцы и бросали его в воду или поливали его могилу водой и т. п.
-----------------------------------------------------------------------
"Куриный обед" - троецыплятница - это чисто вятский обряд, очень древний (архаичный), в других местах России этот обряд не проводился. В обряде участвовали только женщины: вдовы, жены "одномужнии" (побывавшие замужем 1 раз) и повивальные бабки. Поводом для такого обряда были тяжелые роды, болезни в семье и другие семейные несчастья, поэтому обряд можно было проводить в любое время года.
"...Одна женщина, вдова, «хворала сердцем», почему назначила на 28 сентября «куриный обед», о чем оповестила своих родственниц и знакомых в разных селениях около города. В назначенный день утром участницы обеда собрались в дом вдовы, причем каждая женщина принесла с собой курицу и крупы. «Собственно для обряда нужны три курицы — одноцыплятница, двухцыплятница и трехцыплятница. Эти назначаемые для “чина” обеда курицы варятся в особом горшке. Все прочие курицы приготовляются в других посудах, как случится, для угощений; куриц принесено 20, да хозяйка заколола своих 9 молодых курочек и петушков. Все участницы обеда предварительно отправились в моностырь, где попросили отслужить молебен и над кутьей панихиду; а затем принесли в селение иконы, а в доме вдовы священник исправил молебен. При отъезде духовных лиц женщины, только с младшим сыном хозяйки, остались в избе одни. Затеплили свечку перед иконой и молились минут 15–20; одна бабушка читала молитвы... Далее начался “чин”. Обед назначается по “обещанию”: женщины должны быть “честные вдовы”, бабушки-повитухи и одномужние. Допускается один мужчина, но ему на время обеда завязываются глаза, и, кроме того, в некоторых местах его повязывают по-бабьи. Во время столования должно быть строго соблюдаемо молчание: не только разговаривать, но и отдельных слов не нужно произносить. Все отбросы от трех куриц собираются в один горшок — перья, внутренности и обглоданные кости, которые не следует перекусывать или радроблять. Куриц этих едят только три женщины-повитухи. Прочие же гости и хозяин, или сын его кушают прочих куриц, как случится, без разбора. Обед продолжается часа полтора. После обеда, помолившись, берут горшок с остатками куриц и несут на голове в лес, к болоту или речке для погребения. При этом каждая из участниц обеда старается ухватить горшок, чтобы тоже поставить себе на голову и в особенности последней донести до могилы, “чтоб не болела голова”. Идут все не обычным шагом, а “как курицы”, скачут “через ножку” — чтоб в ногах было больше живости. Если похороны куриных костей происходят у речки, то мужчина, участник обеда, выкапывает сбоку берега большую нору, куда вставляют горшок и засыпают землей. При последнем случае, о котором рассказывается, могила, аршина два глубины, была выкопана в болоте. Придя на место, женщины предварительно поминают кутьей и пьют канун — пиво разведенное с медом, — и уже потом опускают горшок в яму, зарывают, плотно утаптывая землю, чтобы собаки не разрыли и не съели остатки куриц. Так как куриного мяса и бульона остается от обеда много, то участницы его на другой день собираются вновь в тот же дом, приносят с собой ватрушки, пироги и другую снедь и вновь обедают, но без всякой обрядности». Похоронная процессия в троецыплятнице также часто включает в себя скрывание в чистую скатерку костей (особенно отмечался запрет на их поломанность) и обход старших вдов с этими костями на голове вокруг дома.
Попытка реконстуировать эту часть обряда приводит к предположению, что изначальной его целью было оживление съеденной курицы. Подтверждение этому можно найти в самых различных элементах фольклора. Так, например, в одной из морочных шуток пропевалось:
Понесла она куру-то варену,Еще кура-то да ведь взлетела,На печной столб села да запела!
Источник:
Славянские древности. Т. 2
Из статьи Л. Н. Виноградовой, С. М. Толстой.