Запреты I. Славянские древности.

Slavyanskie-drevnosti_Zapretyi.

Запреты (табу) в системе бытового и обрядового поведения славян.

Запреты или табу - это система правил, которые регулируют бытовое и обрядовое поведения отдельного человека в личном быту и жизни сообщества (деревни, села, коллектива). Запреты относятся к области обычая, народных моральных норм и права.

Как правило, запреты имеют свою языковую форму и  состоят из собственно запрета, его мотивировки и предписания, например, белорусский: "когда продаешь корову, не надо передавать ее новому хозяину голой рукой (- запрет), иначе не будет плодиться (мотивировка - следствие), надо обернуть руку полой платья (предписание)".

Запреты охватывают все сферы жизни и деятельности человека: его отношения с природой, космосом и, особенно, с потусторонним миром, умершими предками и нечистой силой.

Особенно богаты запретами отдельные виды деятельности человека, наиболее связанные по народным представлениям, с "высшими" или потусторонними силами. Например,  скотоводство, пчеловодство, охота, ткачество, строительство дома и др. В области человеческой жизни наибольшее число запретов относятся к  "переходным" и пограничным состояниям и событиям: рождению детей, браку, смерти, болезням.

Для некоторых обрядов запреты - их главное содержание. Это траур, пост, обет и другие.

Запреты соблюдали и соблюдают до сих пор, чтобы предотвратить события, которые угрожают благополучию и жизни  - болезни, смерти, голода, падежа скота, неурожая, засухи, града и т. д.

Некоторые запреты бытуют в народе в жанре "быличек", в которых дается целая система искупительных мер, которые избавляют от опасных последствий. Например полесская "быличка"  о том, как мужик в праздник, нарушил запрет, стал поле осенью пахать и окаменел вместе с волами.

Тем, что запрещается, т.е. предметом запрета может быть любая ситуация бытовой, обрядовой или хозяйственной жизни: время, место совершения действия, тот, кто действует, лицо или предмет, на которое  направлено действие. Но чаще всего запреты касаются одновременно нескольких компонентов, например,  роженице после захода солнца нельзя выходить из дома.

Запреты на ограничение действий в то или иное время наиболее многочисленны и строги. Это в первую очередь запреты на какие-то действия во время календарных праздников. Такие запреты повсеместно соблюдаются и в наши дни:  полный запрет, когда не разрешается даже топить печь и готовить пищу, или частичный, с уточнением запрещаемых видов работ - на работу в поле, рубку дров, снование, ткачество и т. д.

Сила запретов этого типа зависит от ранга и мифологической трактовки праздника. Особенно сильны запреты в Рождество (святки), в первые три дня Пасхи, в праздник Благовещения и некоторые другие, а также в наиболее опасные, "варовитые" праздники и дни. В полесской традиции - это дни Варвары, Чудо и другие, у южных славян "волчьи дни" и т.д.

Строго соблюдаются церковные запреты  на скоромную пищу в посты и особенно -  в Страстную пятницу, в среду и пятницу, в обетные дни и запреты, связанные с  постом -  на пение песен, на заключение браков, на свадьбы в эти дни и др.

К календарным запретам относятся также и 3апреты есть плоды до определенного срока, например, у русских - есть яблоки до Спаса или ягоды до Иванова дня, купаться до или после определенного праздника - до вешнего Николы и после Ильина дня, избегать супружеской жизни в праздники и их кануны.

Большое число ограничений связано с днями недели. Они касаются практически всех видов хозяйственной деятельности и, особенно, начала работ: первой пахоты, сева, выгона скота, начала строительства дома, сбора урожая, снования, тканья, шитья и т. д. Такие запреты  варьируют по регионам - у  южных славян такие работы не начинают во вторник, который считается несчастливым днем, а у восточных славян это лучший день для подобных предприятий.

С соблюдением лунного календаря связаны хозяйственные и бытовые запреты, вытекающие из магической трактовки нового, растущего, полного, убывающего месяца и безлуния ("пустых" дней) - поляки соблюдают не только запрет сеять на "новом" месяце, т.к. посеянное не уродится, но также и на "полном", т.к.  посевы будут "полны" сорняков.

В Полесье боятся безлунного времени, сербы стараются не устраивать свадьбы на "сходе" месяца и т. д.

В рамках суток больше всего запретов относится к ночи и вообще ко времени после захода солнца. Так, по верованиям поляков, после захода солнца не положено: работать в поле, давать что-либо взаймы из дома, особенно молока и молочных продуктов, а также огня, выбрасывать мусор, сушить детскую одежду и пеленки во дворе, упоминать в разговоре пчел и т. п. Все эти запреты  объясняются верованием в то, что это время принадлежит нечистой силе и опасно для человека.

В народном календаре есть дни и праздники, когда повседневные и всеми признаваемые нормы поведения, в том числе запреты  перестают действовать, они "снимаются", это  связано с особым характером времени -  святками, ночью накануне Ивана Купалы и другими, когда разрешается красть, ломать заборы, ворота, когда снимаются ограничения в отношениях между полами, или с ритуальным "антиповедением", например, ритуальные бесчинства, ряжение, пародийная часть свадьбы.

Есть запреты "по случаю", т.е. в случае разного рода неординарных событий в природе и жизни. Например, во время грозы, по полесским  верованиям, нельзя есть, сидеть у окна, смотреть в зеркало...

В дни отела коровы, рождения ребенка, в случае, когда в доме покойник, повсюду соблюдались запреты отдавать что-либо из дома. В день отъезда из дома кого-либо из домочадцев запрещалось мести пол.

Существовали  запреты, касающиеся определенных мест. При строительстве нового дома или хозяйственных построек избегали мест, где когда-то проходила дорога, стояла баня или был сожжен молнией дом, где были найдены человеческие кости, где была пролита кровь, где буйно росли цветы.

Во время работы в поле боялись отдыхать на меже, оставлять там младенца, у южных славян запрещалось садиться и тем более спать под одиноко растущими старыми деревьями,  в лесу. На кладбище не позволялось рубить деревья, рвать цветы, считалось опасным есть плоды с деревьев, растущих на кладбище, вносить в дом что-либо с кладбища, особенно землю. В бане нельзя было громко говорить, смеяться, есть, входить в нее в праздничные дни, чертить на ее дверях кресты.

Сербы остерегались наступить на "сугреб" -  место, где собака, кошка, курица или другие животные лапами гребли землю, они  избегали места, где рубят дрова, особенно в вечернее и ночное время, боялись оказаться там, где водили хороводы мифические существа - "вилы" и т. д.

Но и для "своего" пространства, "чистого", домашнего были предусмотрены определенные правила и запреты. Так, в доме строго запрещалось находиться в шапке, свистеть, сквернословить, выливать в запечный угол грязную воду, нельзя было рубить топором на пороге, сидеть на нем, передавать что-либо через порог.

Чтобы не осквернить святое место нельзя было входить в церковь женщинам в период месячных или после родов, участникам святочных ряжений, пока они не прошли обряда очищения.  Тем же объясняются многочисленные запреты, касающиеся домашнего очага, сельского источника и других мест.

Бытовые и ритуальные запреты должны были соблюдать лица , находившиеся в особом физиологическом состоянии: беременность, послеродовой период, месячные у женщин, бесплодие, болезнь. Девушки не должны были участвовать в праздновании родин, незамужние, разведенные и вдовы не допускались к печению свадебного каравая.

У всех славян строго соблюдались запреты  на брак между лицами, состоящими в кровном, ритуальном (кумовство, побратимство), "молочном" родстве, иногда также между однофамильцами, семьями, почитающими одного святого (например, у сербов).

Большое число запретов должны были соблюдать женщины, особенно у южных славян, где им запрещалось переходить дорогу мужчинам, в определенные дни прикасаться к мужской одежде, готовить пищу, кормить скот ...

Многим ограничениям и запретам подвергались лица некоторых профессий и занятий - пастухи, гончары, мельники, кузнецы, плотники, пчеловоды, лица, исполнявшие некоторые "вредоносные" обрядовые функции - обмывание и обряжение покойника, копание могилы.

Значительное число ограничений и запретов соблюдалось при выборе лиц на некоторые обрядовые роли: например, для участия в ритуальном опахивании села не допускались мужчины, в колядовании не могли участвовать беременные (иногда, наоборот, бесплодные) женщины, в группы "волочебников" (певчих, песенников, лалынщиков, поющих с  под окнами, ночью на понедельник светлого воскресенья) запрещалось включать девушек и детей, а в "русалийские" и "калушарские" (исполняющие обряды в русальскую неделю) группы у южных славян - вообще женщин, в кумовья избегали приглашать неженатых, женщинам "продуктивного" возраста не разрешалось заготавливать целебные травы и и зелья.

Большое число запретов распространялось и на исполнителей обрядовых ролей и участников обрядов, особенно свадьбы, родин, похорон. Так, молодые по дороге к венцу должны были сохранять молчание, не смели оглядываться, смотреть друг на друга и т.д.,  до них нельзя было дотрагиваться во время венчания, проходить между ними в церкви  В сербском обряде "слава" хозяин не имел права сесть и должен был во все время застолья угощать гостей стоя, женщина не могла быть главой "славского" обеда: если у нее умер муж, застолье возглавлял ее сын, даже малолетний.

Правила, регламентирующие поведение гостя и хозяина, покупателя и продавца, пастуха и хозяина скота и тому подобное,  включали многочисленные запреты так же, как и правила этикета в целом.
Особая группа запретов касается отношений человека с животным и и растениями.

[Продолжение: Запреты II]

Источник:

Славянские древности. Т. 2

Из статьи Л. Н. Виноградовой, С. М. Толстой.

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика