Новый год - это один из трех основных праздников святочного периода. Его отмечают 1/14. января и как все традиционные праздники Новый год проходит с рядом обычаев и ритуалов, известных в составе рождественского и крещенского циклов.
В отличие от Рождества и Крещения, содержание празднования которых основано на религиозных мотивах - Рождение спасителя и Крещение Христа в Иордане - Новый год воспринимается как светский праздник. Это праздник рубежа года, праздник новолетия, он определяет благополучие нового наступающего. У некоторых православных славян название Нового года связано с именем св. Василия, его день памяти приходится на эту дату. А термин "Новый год" связан с началом новолетия у русских, украинцев (Новий Рік), поляков (Nowy Rok), болгар (Нова година) и т.д.
Канун Нового года у восточных славян обозначается "ключевыми словами" - коляда и кутья: белорусское Друга коляда, украинское - Друга куття, Васїлева куцця. Южные славяне в названии этого праздника повторяют название праздника Рождества, у сербов это - Мали Божиh (Малое Рождество) и Млади Божиh (Молодое Рождество) у черногорцев. А общеславянский обычай готовить в канун Нового года обильный скоромный ужин отразился в таких названиях этого праздника, как: Жирная коляда у русских на Смоленщине, Скоромна кутья, Багата кутья, Шчодрая кутья на Полесье, Мясная (Тоуста, Сыта, Багата, Щчодра коляда у белоруссов в Гродненском крае.
Во некоторых названиях кануна Нового года присутствуют значения "вечер" и "щедрый" - украинское Свйит вечір Василів и Щедрый вечір, белорусский Багатый вечор, полесский Щчадроука, Щчадрец, польский Szczodry wieczór и т. п. У западных славян этот день определяется по имени св. Сильвестра: словацкий Sylvester, пол. Sylwester), а у жителей западной Украины — по имени св. Мелании (Маланки, Свято Меланки).
Важным элементом обрядности предновогоднего вечера и следующего дня занимает общая семейная трапеза с обильным столом с мясными блюдами. Во многих славянских традициях западно-русских областей, а также у болгар, сербов Поморавья основное обрядовое блюдо - запеченный поросенок, вареная свиная голова, студень, т.к. св. Василий считался покровителем свиней, а Новый год назывался "свиным праздником" («На Василия Великого свиную голову на стол»). В северо-восточной Сербии перед приготовлением новогоднего обеда хозяин разрубал на пороге свиную голову ("чтобы счастье осталось в доме"), кости от съеденного поросенка закапывали в саду или затыкали в ветки фруктовых деревьев для их урожайности.
У русских Брянской обл. на Жирную коляду принято было угощать "мороз" свиным холодцом, глава семьи вынимал из холодца "свиное ухо и рыло", брал с собой полблина, выходил во двор и говорил: "Мороз, Мороз Васильевич! Ходи на вухо-рыло, половина блина!" При обходе домов накануне Нового года колядники "кликали Василья Кесарецкого": "Василий Кесарецкий, дай Бог, чтоб у хозяев велись да свиноматочки, да боровочки, да давали бы сальца, да нас угощали!"
В некоторых болгарских селах накануне Нового года режут на пороге дома красного петуха и по его внутренностям гадают - определяют удачу в Новом году. Сербы Воеводины верили, что петуха надо резать именно в Новый год "чтобы не умер хозяин дома". В других местах (в окрестностях Любляны) , напротив, не едят домашнюю птицу, "чтобы счастье не улетело из дома". Жители южных областей Словакии не готовят к новогодней трапезе мясо птицы и зайчатину, чтобы "не убежало счастье". У восточных славян, кроме мясной пищи, обязательным блюдом считалась кутья, заправленная жиром или толченым маком. Первой ложкой кутьи белорусы Минской губ. "кормили Василя" - приглашали святого к столу: "Васіль, Васіль, хадзі куццю есці". Магическое значение имело изобилие блюд на новогоднем столе; "щедрая вечеря" готовилась "чтобы весь год шчэдрылось" (приумножался прибыток в хозяйстве). Поляки Верхней Силезии оставляли часть еды с предновогоднего ужина до обеда следующего дня "чтобы в новолетье не было голода и несчастий". Такое же значение придавалось выпечке обрядового новогоднего хлеба. У поляков-мазуров в канун Нового года хозяйки пекут особое печенье в виде фигурок домашних животных (nowolatki), это, по поверьям, должно обеспечить хороший приплод скота. У белорусов Гродненской губ. считалось обязательным печь блины накануне Нового года, иначе не будет в хозяйстве "гладкого скота". Обязательно нужно с Рождества до Нового года держать на столе специально выпеченный обрядовый калач. Утром в Новый год его торжественно делят между собой все члены семьи. В новогоднее меню словаки включают чечевицу и мак (символы богатства), варят из теста pirohy ("для тучности коров" и пекут булочки, "чтобы были полными хлебные колосья". Сербы Боснии оставляют с Рождества до Нового года половину обрядового калача "чесницы", которую доедают за новогодней трапезой. В Словении тоже сохраняют рождественский хлеб (novoletnica), чтобы полностью съесть его в Новый год. К новогоднему празднику пекут особые хлебные изделия: большой каравай (василица), его верхнюю корку в деревнях скармливают скоту, выпекают булочки специально для чабанов или для раздачи "за упокой умерших". В Болгарии и Македонии в новогодний хлеб (васильова баница, сурвена баница, света василева погача) запекают монету и разного вида щепочки от кизила (щепочки символизируют "дом, скот, культурные растения". По ним гадали (кому что попадется в куске хлеба) судьбу на текущий год. Сербы Косова "выкалывали глаза" такому караваю - перед выпеканием хлеба его верхнюю часть накалывали стеблями растений - "чтобы медведь не нападал летом на скот.
В обрядности, обычаях и приметах Нового года отражаются обще славянские представления о влиянии первого дня Нового года на весь годовой цикл, что отражается в поговорках: у русских - "как встретишь Новый год, так его и проведешь", "коли первый день в году веселый, то и год будет таков", у словенцев - "kakor na Novo Leto, tako vše leto, у полессцев - провести праздник «найвеселіше, щоб веселитись весь рік», у поляков Силезии - "tо dobrze śmioć się w Nowy Rok"(это хорошо — смеяться на Новый год).
Новогодняя магия первого дня должна была обеспечить на весь год удачу и здоровье: - хозяева кормили домашнюю птицу внутри обруча, чтобы она не разбегалась со двора; - обвязывали фруктовые деревья для обильного плодоношения; - старались сытно поесть, чтобы не голодать в течение года; - после ужина воздерживались от питья воды "кабі летам не хацелася піць"; - окуривали дом и двор, чтобы весь год не заводилась нечисть; - умывались утром свежей водой для здоровья и благополучия; - хозяин обувался утром в Новый год, сидя на печи, "чтобы в хозяйстве хорошо велись свиньи"; - в новогоднее утро надо встать очень рано, "чтобы не лениться весь год". Кто проспал допоздна, будет повсюду опаздывать; - кто сердится и ругается в этот день, будет в плохом настроении весь год; - у южных славян и гуцулов западной Украины в обычае, вставая с кровати утром, наступить босыми ногами на металлический предмет, чтобы иметь весь год здоровые ноги.
Плохой приметой у восточных славян была разбитая в этот день чашка - посуда будет биться весь год. В это день нельзя было падать (в Словении). Но больше всего опасались иметь в этот праздник покойника в селе - это было предвестием массовых смертей и несчастий, иногда утаивали от соседей факт смерти члена семьи и объявляли о ней лишь по прошествии новогоднего праздника, чтобы люди не жили в страхе, ожидая неудачного года. В этот день нельзя ничего давать взаймы, чтобы избежать убытков, и поощрялась магическая "кража" (вещей, еды, животных), "чтобы прибывало добро весь год". Отголосок этих верований - правило отдавать все долги к Новому году, чтобы не быть постоянным должником.
На благополучие или неудачу наступившего года мог повлиять также первый посетитель, пришедший в дом в новогоднее утро. Повсеместно у славян приход женщины первой гостьей в новогоднее утро был приметой "дырявого" года, "гнилого" лета. Желанным первым гостем в этот день был "зрелый" мужчина или крепкие, здоровые, удачливые мальчики, родители которых живы. Словаки считают, что никто из посторонних (кроме полазника*) не должен ходить по гостям в этот день, только приход цыган воспринимался как хороший знак. В полабской Силезии первый гость-нищий или церковный звонарь - плохая примета, но если ранним утром приходит трубочист или ночной сторож, то это сулит удачу. В Новый год ритуальные обходы домов с поздравлениями с поздравительными похожи по исполнению на рождественские обходы - тот же состав (ряженые как и при колядовании), тот же фольклорный репертуар. Только название отличается: в Новый год - это: "щедровать" у украинцев и белорусов, "овсенькать, кликать усень" у русских, у македонцев, болгар и в южной Сербии "сурвакане". А ряженые на Новый год, кроме масок "дед", "баба", "жених и невеста", "коза", "конь", "черт", "цыгане", "страшилища", ходили в масках "Шчодра", "Шчодрец", "Василь и Маланка", "Василичари", "Старый" или "Новый Рок" и водили с собой маски животных и птиц, например "журавля. Обходы ряженых более характерны для вечера накануне Нового года, а утренние новогодние поздравители редко рядились. Ходя по домам, они раздавали "на счастье"хозяевам срезанные в лесу ветки, осыпали дом зерном «для урожая», обметали углы дома, изгоняя «старый год», проводили новогодний обряд "посеванця" - утром дети бегали по избам в одиночку или группами, "посевали овсом" - разбрасывали овес во все углы дома или осыпали порог с приговором: Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю, со скотом, с животом, малым детушкам! или: На щастя, на здоров'я та на Новий Рік, щоб родило краще, як торік — жито, пшениця та всяка пашниця. Дай Боже! В Смоленской обл. хозяйки просили детей-"посевальников" присесть на порог, чтобы курочки неслись. В Польше и Словакии такой обряд назывался "chodzić na podsypkę или obsypka". В некоторых районах восточной Польши по домам посевалники водили какое-нибудь домашнее животное - поросенка, овцу, бычка, жеребенка, украсив его лентами и цветами. Обход назывался chodzenie na szczęście (хождение на счастье). Жители Вологодской обл. верили, что черти пребывают среди людей с Рождества до Нового года, а затем "уходят в воду".
Новый год - день календарного рубежа, поэтому действующие с Рождественского сочельника запреты подметать в доме, выносить мусор, выбрасывать печную золу снимались в первый день Нового года. Первой заботой хозяйки утром Нового года было выметание мусора и вынос его под под фруктовые деревья в саду, а в канун Нового года надо было связать новый веник, чтобы вымести им хату, а старый веник рассечь на пороге дома и сжечь, чтобы снять с членов семьи все их грехи. Еще надо было вычистить печь и отдать золу незамужней дочери для гаданий о замужестве. Западные славяне обходили рано утром село, громко щелкая бичами возле каждого двора. Такой обход считался "очистительным", он отгонял злых духов от двора. Начиная с Нового года не так строго соблюдались святочные запреты на разные виды работ: шитье, тканье, прядение, стирку. В Полесье запрет на ткаческие и прядильные работы действовал до тех пор, "пока Шчодрык не прышоу", "до Шчадрухи ничего не шьют". Поляки Мазурского края с Рождества до Нового года не варили никакой крупы, чтобы не расплодились вши. В других местах, однако, святочные запреты соблюдались вплоть до Крещения. Словаки не стирали в Новый год и не развешивали одежду проветривать, чтобы в семье не было висельника; не шили и не вязали, иначе бы куры плохо неслись. У белорусов Витебщины действовал запрет в новогоднее утро слишком рано топить печь, иначе вокруг села весь год шныряли бы волки. Нельзя было использовать щепки при растапливании печи, чтобы в текущем году не было пожаров. Люди не стригли в этот день ногти, чтобы избежать порезов рук и ног в течение года. В канун Нового года (как и в Рождественский сочельник) происходили разнообразные гадания о судьбе домочадцев на ближайший год, об урожае и погоде, о замужестве и женитьбе молодежи. У болгар в Новый год устраивались коллективные девичьи гадания: девушки оставляли на ночь в сосуде с водой свои кольца (или другие личные вещи), а утром одна из них вынимала наугад по одному кольцу под пение специальных песен, содержание которых прогнозировало судьбу владелице вещи. Подобные «подблюдные» гадания известны и у русских. Любимым способом загадывать о своей участи у балканских славян было разбивание грецких орехов: засохшая сердцевина предвещала смерть, болезнь или беду, а свежая — удачу. У поляков Силезии запрещалось до Нового года выбрасывать из дома скорлупу грецких орехов, съеденных после Рождества; девушки копили ее для гаданий, а в Новый год выносили на "сметник" и слушали, с какой стороны доносится лай собак - оттуда придет жених. Гуцулы, пытаясь угадать урожай разных культур, раскладывали на припечке горящие угольки, назначая каждый из них: "Оце бурьишка, оце ячмінь, оце колопні, оце цибуля" и т. д.; затем смотрели, которые из углей горят ярко - на них будет урожай, а какие гаснут и чернеют . Большая часть новогодних гаданий совпадает по способам и приемам с рождественскими. У южных славян в продолжение рождественских ритуалов жгли в домах на Новый год недогоревший бадняк* (полено или дерево). В Словении (Штирия, Бела Краина, Нотраньско) были популярны ритуалы, связанные с почитанием источников и колодцев. Люди верили, что в полночь раскрываются небеса, вода в водоемах превращается в вино, камни - в хлеб, глина - в мед. Считалось, что сны, приснившиеся в эту ночь, непременно сбудутся. Об удачном или неудачном годе судили по природным явлениям: красный небосвод на рассвете Нового года был предвестием грозового лета, неурожая и беды; много звезд на небе - к урожаю грибов, ягод, к хорошей яйценоскости домашней птицы; ветреное утро сулило урожай лесных ягод; хмурое небо или мелкий моросящий дождь утром - к густым посевам и полному колосу; если солнце восходит "весело", то весь год будет счастливым и уродятся фрукты; снег и обильный иней предвещали урожай злаков и т. д. По русским сибирским, если Новый год на понедельник, то весь год будет тяжелым. В единичных случаях Новый год у славян вообще никак не отмечался и даже считался "чужим" праздником. Например, в некоторых селах восточной Сербии его называли циганска слава (цыганская "слава") и избегали празднеств в этот день. У семейских (старообрядцев) Забайкалья Новый год не отличался особой обрядностью: имели место лишь обильная трапеза и девичьи гадания.
--------------------------------------
* Полазник - ритуальный гость у славян, он приходит в дом на праздники Рождества, Пасху или в один из осенних и зимних праздников со дня св. Димитрия до Крещения (праздника Трех королей). Полазник приносит счастье, удачу, здоровье, богатство на новый год. Полазником иногда делают животное, его вводят в дом ради благополучия. Полазник - это божественный гость, посланец предков, он наделяет семью счастливой судьбой. Славяне верят, что счастье обойдёт стороной тот дом, в который полазник не придет. Если полазник принес счастье в дом, его приглашают и на следующий, если же удача не пришла в дом, то на следующее Рождество и Новый год пригласят другого полазника.
* слово бадняк родственно в русском словам "бдение, будний", т.к. все ритуалы, связанные с ним, проводятся ночью в канун Рождества, корень этих слов обозначал раньше канун праздника, бодрствование.
Источник. Славянские древности. Т. 3.
авторы статьи: Л. И. Виноградова, А. А. Плотникова