Постные дни и запреты в славянской традиции (часть II)

Постные дни и запреты 

Пост иногда нарушался и отношение к нарушению поста было различным. Оно зависело от особенностей местных традиций и от значения поста.  Русские очень строго соблюдали Великий и Успенский посты, кануны Рождества, Крещения и однодневные посты. Запрещалось употребление мясной и молочной пищи, яиц, рыбу православным разрешалось есть только во время больших праздников (Благовещение и Вербное воскресенье и, иногда, по субботам и воскресеньям во время поста. Запреты касались и числа приема пищи (можно было есть только 2 раза в день) и некоторых других действий.

В постные дни нельзя было:

- петь светские песни, а только псалмы и духовные стихи,

- рассказывать  светские истории, а только назидательные сказки,

- ссориться между собой,

- пить водку

- забивать скот,

- заниматься плотскими утехами,

- свататься и играть свадьбы.

Иногда венчали и в пост, но только в исключительных обстоятельствах. Вместе с тем во многих славянских традициях пост (особенно Рождественский) считался периодом "звериных" (в частности "волчьих") и "птичьих" свадеб.

Значение пощения проецировалось и на мир вещей. В быту нередко различалась "постная" и "скоромная" посуда, "молчание" колоколов в конце Страстной недели расценивалось как их "говение". У русских среди колоколов были, в них  благовестили во время поста, например "Голодарь".

В Полесье о деже, вымытой от закваски в Страстной четверг, говорили, что она "говеет".  Были категории людей, которым священники давали освобождение от постовых ограничений -  дети до 3 лет, беременные и кормящие женщины, старики, больные и путешествующие .

Наказания за нарушения поста описаны в русских "обмираниях" - описаниях летаргического сна, который в народе понимается как временная смерть, когда душа спящего посещает "тот свет":

http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem22.pdf

В этих описаниях сообщается, например, что за несоблюдение поста женщина должна была есть червей, то живых, то дохлых разложившихся.

Есть наказания - превращения, например поляки считали, что бог превратил человека в филина за то, что он съел в пост скоромное. По представлениям белорусов за употребление мяса в пост Господь карает пеклом.

Македонцы считали, что скоромничающий в пост как бы повторно распинает Христа, за что в иной жизни такого человека и самого будут распинать. Несоблюдение сексуальных ограничений во время поста могло, по восточнославянским поверьям, привести к появлению уродливого потомства, лишенного основных признаков человеческого начала (зрения, слуха и способности к речи), к рождению уродов и идиотов.

Канун любого поста, заговенье, было временем, когда нужно было не работать, обильно есть  и веселиться в преддверие постовых ограничений, а завершение поста тоже воспринималось как праздник и сопровождалось ритуальным уничтожением какого-нибудь предмета, символизирующего пост. Например западные славяне на Страстной неделе уничтожали постную похлебку - польский "жур" и словацкий "кисель" -  как основную пищу периода Великого поста, вешали сделанную из дерева "селедку" и сжигали растительное масло. В Польше уничтожение "жура" называлось pogrzebanie postu (погребение поста). Словенцы ломали и разбивали старую деревянную посуду и мебель на Страстной неделе, это называлосьг  "толочь пост". В Поволжье перед Рождеством делали из соломы чучело, его относили в поле и сжигали в конце Филипповского поста (провожали "Филиппа"). Представления  о "вещности" времени поста и его способности перемещаться в пространстве существовали и у жителей Моравии, они, объясняя детям, куда делся пост, показывали на крышу соседнего дома, где пост якобы "спрятался".

Постные дни

Пост был также способом достижения ритуальной чистоты. У поляков священник, которому предстояло освятить специальный колокол, предназначенный для отгона градовых туч, должен был провести в молитвах 9 дней и при этом ничего не есть и не пить.

У сербов и македонцев перед семейно-родовым праздником "слава", который отмечался в честь святого покровителя рода, принято было поститься "за славу" всей семьей в течение целой недели (если, конечно, сама "слава" не приходилась на время поста). В России достаточно долго соблюдалось древнее требование церковного устава, сформулированное в 50-й главе Кормчей книги, - о запрете жениху и невесте есть перед венчанием, для чего ложки молодых за общим столом перед венчанием поворачивали ручками к центру; во многих местах от еды и питья воздерживались также родители брачующихся. О недельном посте перед венчанием молодоженов известно и у болгар. По народным представлениям, соблюдение поста и воздержание от плотских удовольствий в столь ответственный момент жизни благоприятно влияли на будущую семейную жизнь, были залогом счастья и супружеской верности. Популярным у славян было пощение девушек перед гаданиям и о замужестве. Девушки верили, что если ничего не есть в Андреев день (30 ноября), в праздник Трех королей (у хорватов) или в Рождественский сочельник (у сербов-граничар) и лечь спать голодной, то ночью можно увидеть во сне жениха.

В мифологии юго-западной Украины, Карпат и Бессарабии были известны предания о рахманах - блаженном и священном народе, жившем где-то под землей, у великих вод. Рахманы - христиане, они якобы говели в течение целого года (в Украине известно выражение «Постимо, як рахмани» ) и разговлялись на свой, Рахманский, Великдень, раз в год, деля одно яйцо между 1 2 рахманами.

В традиционной культуре индивидуальный и групповой посты (в т. ч. в неурочное для этого время) считались действенным способом сакрализации магических действий. В Угорской Руси верили, что постящийся в первый день Пасхи сможет во время церковной службы распознать ведьму, а белорусы — что постящийся на Пасху летом не будет страдать от жажды. Длительный пост и молитва подготавливали человека к тому, чтобы в купальскую ночь найти цветок папоротника. Украинцы верили, что человек, трижды строго постившийся в последние три дня Великого поста, за три дня узнает о дне своей смерти. Белорусы считали: чтобы в поминальные дни увидеть пришедшие в дом души умерших, надо весь день накануне провести в посте и молчании. На Гомельщине человек, соблюдавший строгий трехдневный пост накануне Пасхи, должен был носить с собой эти три дня мелкие монеты, которые впоследствии давали в качестве оберега мужчинам, отправляющимся на войну. Пощение использовалось и как средство отгоняющее зло. Русские заставляли воздерживаться от скоромной (а иногда и от любой) пищи жениха и невесту в день венчания, чтобы ничто не могло повредить им - ни порча ни сглаз через еду и питье. Белорусы считали, что у того, кто постится в пасхальную среду, поля не пострадают от града. Украинцы Подолья в день апостола Марка постились и молились, чтобы Марк не запирал дождей. Украинцы на Воздвижение старались не только не есть скоромного, но даже борщ варить без грибов: максимально строгое пощение в этот "праздник гадов" должно было охранить человека от укусов змей. Соблюдению пятничных постов в течение года посвящен известный апокрифический текст «Сказание о двенадцати пятницах», объясняющий, в какие именно пятницы необходимо поститься, чтобы избежать тех или иных опасностей и болезней. Поляки Подляшья, если в семье были дети, больные эпилепсией, по­ стились в течение первых дней Рождества и Пасхи в надежде на их исцеление.

Связь рта человека (и приема пищи) с пастью дикого животного, грызуна или птицы, портящей посевы или загрызающей скот, обусловила появление предписаний поститься (и вообще ограничивать себя в еде), чтобы обезопасить поля от птиц и полевых вредителей, а скот - от нападения хищников. На Витебщине женщина, начинающая жатву, должна была поститься с обеда до ужина, чтобы впоследствии мыши и птицы не ели сжатого хлеба. У болгар, чтобы на овец не нападали волки, принято было поститься каждую пятницу. Чтобы волки не ели скот, пастухи у южных славян соблюдают пост на пророка Даниила, в дни св. Игнатия и св. Андрея, на св. Антония (17 января) , св. Луку (31 октября) , а также в некоторые другие праздники. На Вологодчине принято было поститься на Воздвижение, чтобы медведи не трогали коров. В Полесье, а также в других местах хозяева и пастухи постились в Юрьев день, чтобы скот велся и его не задрали волки. Карпатские пастухи строго соблюдали и посты, и отдельные постные дни, считая, что если пастух оскоромится, то и "вовк буде си скоромити вивцями". Пощение имело также жертвенный или обетный характер. Так, в Белоруссии при потере тельного крестика, чтобы предупредить несчастье, строго постились три пятницы подряд, а болеющие лихорадкой считали необходимым поститься по субботам. В России было известно даже особое понятие "лекарственный пост", который соблюдался теми, кто хотел излечиться от какой-либо болезни. У русских в Костромском крае после извлечения занозы на больное место накладывали повязку из красной ткани и постились в течение девяти дней. В Хорватии страдающие от болей в костях постились в день св. Лаврентия (10 августа). Пощение широко применялось в практике охотников, в т. ч. и как способ избавиться от сильных запахов, которые могли бы спугнуть зверя: у гуцулов, например, перед охотой на медведя пастухи считали необходимым поститься и молиться. Особый смысл придавался посту, соблюдаемому на Пасху, вовремя всеобщего разговления. Так, поляки верили, что недельный пост на Пасху и в Рождество поможет им избавить от эпилеп­сии больного родственника. Соблюдая Великий пост, девушки в Скопской Котлине якобы искупали грехи своих родителей. Словенцы полагали, что девушка, постящаяся в течение трех дней накануне праздника Трех королей, сможет заполучить любого парня, которого захочет. В Штирии верили, что постящийся в день св. Урбана (25 мая) быстро женится (выйдет замуж). В Полесье девушки старательно постились 1 2 пятниц, чтобы приблизить брак.  В Страндже девушки постились, чтобы удачно выйти замуж; женщины - чтобы попасть после смерти в рай; все вместе - чтобы на "том свете" у их душ были еда и питье. У белорусов-пинчуков, если в селе у одной женщины родится ребенок, а у другой одновременно умрет, то последняя считает причиной смерти своего ребенка другого новорожденного. Иногда мать умершего младенца в течение некоторого времени даже соблюдает пост, чтобы Господь отомстил за нее матери оставшегося в живых ребенка. Люди постились и с целью добиться приумножения хозяйства. Так, на Витебщине считали, что если искренне и всухую поститься в пятницу перед Благовещением или в Чистый понедельник, то летом человек будет удачлив в поиске яиц диких птиц; пчеловоды не ели и не пили ничего в Сочельник до самой зари, чтобы у них лучше роились пчелы. На Смоленщине принято было поститься в течение недели перед Покровом, чтобы скот "водился". Вместе с тем постные дни, которых в течение года было немало, воспринимались как неудачные с хозяйственной точки зрения и символически ассоциировались с бедностью , голодом и неурожаем, что актуализировало оппозицию "постный" - "скоромный". Болгары и гуцулы считали, что если Юрьев день придется на среду или пятницу (как постные дни), в течение года коровы и овцы будут давать молока меньше, чем обычно; на Карпатах случку овец производили исключительно в скоромные дни; белорусы верили, что если лягушки впервые заквакают в постные дни, коровы будут давать меньше молока. На Русском Севере из тех же соображений старались не выгонять коров первый раз на пастбище в постный день. Русские Владимирской губ, полагали необходимым подкладывать под наседку лишь те яйца, которые были снесены в скоромные дни (вторник, четверг, субботу) , иначе из них не вылупятся цыплята. Жители Угорской Руси не крестили детей в постные дни, иначе ребенок никогда не будет богатым. Полешуки верили, что родившийся в постные дни будет несчастлив всю жизнь; по тем же причинам избегали крестить детей в пост, и, если здоровье ребенка позволяло, откладывали это событие на послепостовое время, а также старались не свататься во время поста или в постные дни. Сербы в Бачке не сеяли в постные дни, опасаясь неурожая. Изредка, впрочем, постные дни считались благоприятным и в хозяйственном отношении: полешуки верили, что в постные дни хорошо сажать овощи и закладывать зерна в амбары на зиму: черви и мыши будут "поститься" и не тронут хлеба и овощей.

---------------------------------------

В православии понедельники - дни, посвящённые Ангелам.  Во многих монастырях понедельники - считаются днями "общего поста и молитвы" -  так как эти дни посвящены Ангелам, оттого и монахи стремятся жить ангельской жизнью. В этих монастырях монахи по понедельникам воздерживаются от мяса, птицы, молочных продуктов, рыбы, вина и масла, но, если праздник приходится на понедельник, то рыба, вино и масло разрешаются.

 

Источник:

Славянские древности.

Т.4,  по стаье Т.А. Агапкиной.

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика