Пост телесный для пользы душевной и....пост душевный для пользы телесной.
Поститься - не есть скоромную пищу.
В обрядовой практике пост - магический прием, жертва, обет. Пощением достигается внутренняя чистота, для совершения ритуала, это действие, при помощи которого отгоняется зло.
Постный иногда рассматривается как синоним благочестивости, бестелесности, праведности. В нравственно-религиозных и этических значениях славянских слов с корнем -post- выражен мотив воздержания или искупления: испостити грех у сербов равнозначно "искупить грех".
Пост и его периоды.
В основе церковного христианского и народного славянского календарей лежит чередование постов и мясоедов. Православные славяне соблюдали четыре поста: Великий пост, Петров, Успенский и Филипповский (или Рождест венский; у католиков - адвент). В течение недели постными днями считались среда и пятница, иногда, понедельник. В некоторые праздники (в Навечерие Богоявления, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и на Воздвижение) соблюдались однодневные посты.
В Полесье основные поминальные дни, так называемые "деды", приходились на постный день — пятницу. В недели больших праздников (на масленичной, пасхальной и троицкой) постные дни, наоборот, отменялись и скоромную пищу разрешено было есть всю неделю без ограничений, такие недели назывались "сплошными" или "одинаковыми". Религиозные соображения также играли свою роль в выборе способов и форм поста.
Православные считали, что люди, неожиданно выздоровевшие после соборования, до конца жизни обязаны были соблюдать пост, т.е. им нельзя было есть скоромного, пить спиртные напитки, жениться, ссориться и т.д.
Русские старообрядцы были убеждены, что только тот человек, который перед смертью принял покаяние и успел попоститься 40 дней, мог быть похоронен по принятому у старообрядцев чину. Для не успевших как следует попоститься находился выход - старые женщины, отпостившиеся за самих себя заблаговременно, получали право поститься "за по койного". Они (6 старушек) постились по одной неделе, по 3 дня до и после его похорон.
У восточных славян пожилые люди часто соблюдали пост не только по средам и пятницам, но и по понедельникам, часто в качестве личного "обещания", особенно при чудесном избавлении от какого-нибудь несчастья. Они верили, что, когда умрут, св. Понедельник проведет их души через все мытарства к Божьему престолу*.
На Украине апостола Петра называли «св. Понидiлок» и соблюдали пост в этот день в честь апостола, чтобы через него попасть в царство небесное. Строже, чем требовалось, постились в России и "вековуши" — старые девы, не ушедшие в монастырь, но ведущие крайне строгий образ жизни и фактически удалившиеся от мира, живущие отдельно от своих семей. В мифах и в фольклоре славян соблюдение пищевых и других ограничений в пост служило признаком разграничения человеческого и нечеловеческого, языческого и христианского. Например, по мнению славян Малополыни (Север Польши) медведь произошел от человека, в доказательство чему они рассказывали, что медведь соблюдает Рождественский пост, лежит в берлоге и сосет лапу. В сербском заговоре от болезни ушей демон болезни противпоставлен человеку по его отношению к посту: "врбаличjе.. . ти си (из ) веру излезал, у пос' месо jедеш, крв пjеш, у пос' кости ломиш..." (вербалец (название болезни), ты из веры вышел, в пост мясо ешь, кровь пьешь, кости ломишь...
У южных славян отношение к постовым ограничениям было способом различения этносов и конфессий, например, у сербов: турчын = мрсан, т.е. турок-мусульманин = скоромный, а србин = посан, т.е серб - христианин = постный.
Источник: Славянские древности. Т. 4
Из статьи Т. Л . Агапкиной