Пироги обрядовые.

Какие пироги были обрядовыми у славян?

По видам, названиям и ритуальному использованию пироги обрядовые у восточных славян были разнообразными, особенно, у русских.

Пироги - это изделия из теста, печеные, жареные и даже вареные, чаще всего с начинкой. Начинка значима в таком изделии. На ее значимость указывают специальные названия для пирогов, если в них нет начинки, например,  тверской пирог  "с нетом", сибирский пирог  "с таком" или ярославские и новгородские пироги "с аминем".

У западных славян пироги готовятся преимущественно со сладкой начинкой: словацкий - kolac, чешский - trnkac, tvaroznak, польский - ciasto, makowiec, восточно-лужицкий - tykanc и др.

Южные славяне делают  пироги только из слоеного теста и часто жареные: болгарские -  баница, тутманик, зелник, тиквеник, мазник, млин, корница, смидал; сербско-хорватские - гибаница, тиквеник, бурек, баклава; словенские - potica, strukelj и др.

Слово "пирог" -  общее для восточных и западных славян, но западные славяне обозначают этим словом вареное изделие из теста с начинкой, т. е. вареник или пельмень, пирог вареный. Русские пирогом называют также хлеб и лепешку.

Пироги, как и обрядовые хлебы - лепешки, караваи, булочки, блины, пряники -  имели свою ритуальную функцию.

Пироги обрядовые на свадьбу.

На сватовство сваты приносили пироги как закуску к водке, водка вынималась, когда было достигнуто согласие со стороны невесты.  В Олонецкой и Вологодской губ.  родители невесты тоже угощали сватов пирогами. Пирогами - пряжениками родители жениха и невесты совершали рукобитье в Вологодской и Тверской губ., ударяя ими один о другой. На обручение родственники жениха привозили пироги и угощали присутствующих.  Во время сговора подарки преподносились на пирогах или на хлебе. Их гости бросали или клали на пирог, одаривая жениха и невесту. В Заонежье гостям выносили пироги с сырной начинкой в форме полумесяца. Жених и невеста, согнув их пополам, откусывали в середине дыру и бросали девуш­кам - считалось, что та, кто поймает первой, скорее других выйдет замуж. В Саратовской губернии во время под­готовки к свадьбе жених угощал пирогом подруг невесты, для них в доме жениха пекли огромный пирог люкшин-пряка.  В Вологодской губ. пи­рогами, сладостями и пивом жених угощал девушек за украшенную лентами и цветами узду, там же жених приезжал к невесте на "гостьбу" с пирогами, посылал слад­кие пироги, за это невеста в ответ посылала же­ниху тоже сладкий пирог. В канун свадьбы на девичнике подавались сладкие пироги. В Харьковской губ. и в современной Луганской обл. родители жениха приглашали невесту с подру­гами на угощение - пирiжки, icтu пирiжки. Подруги невесты тушили лампу, хватали пироги и бежали есть их на двор. На обратном пути девушек подкарауливали мальчики-подрост­ки, которые гонялись за ними и отбирали, витрусювалы пирожки. На Волыни за 2 дня до свадьбы у невесты устраивалось уго­щение, на котором обменивались пирогами - жених приносил в по­дарок невесте пироги и сапоги и получал пироги от матери невесты, а на следующий день крест­ная невесты разносила ржаные пироги по всем знакомым односельчанам. У слова­ков перед свадьбой пироги вкладывали между перинами, предназначенными в приданое. У лужичан вечером накануне свадь­бы подруги пели под окнами невесты песни, за что их угощали пирогами, пивом и водкой. В знак начала свадьбы в Смоленской и Витеб­ской губ. дружко или тысяцкий ударял двумя пирогами друг о друга и передавал их начынальтку, тот лез с ними на печной столб, призывая запевать начынальную песню с обращением к Кузьме-Демьяну с просьбой «сковать свадебку». Со свадебной процессией жениха за невестой привозились пироги от ро­дителей жениха, вручались два пирога свахе невесты и один ее под­ругам. В Вологодской губ. перед тем как жениху войти дом невесты, он ломал пополам пироги, которые ему преподносил дружка невесты, а затем соединял разломанные половинки. В Новгородской губ. жених выкупал вход в дом невесты пряжениками и пивом. У сербов Лесковацкой Моравы в доме невесты устраивалась первая совместная тра­пеза молодых за отдельным столом, во время которой им давали баницу. В польских Бескидах по пути к венчанию поезд останавли­вали ряженые, у которых выкупали проезд пирогом и водкой.  Пирогом расплачивались за вен­чание со священником. В восточной Польше неве­ста забирала с собой к жениху печеный pierog из родного дома. У украинцев мать жениха встречала приехавших молодых пирожками. А  в доме жениха в Черниговской губ. закосянка (старшая сваха невесты) с двумя пирожками и хлебом стелила брачную постель. В Нов­городской губ. за свадебным столом у жениха свекровь или дружка сдергивали с невесты непочатым пирогом платок, закрывавший ее лицо, а по упавшему пирогу гадали: если он падал верх­ней стороной, то первым у невесты родится мальчик, если нижней — девочка. В Вологодской губ. пирог-пазушник (кто-то из молодых или оба держали пирог за пазухой или подмышкой ) молодые ели сразу после венчания, это символизировало их сближение, потом молодая нижними корками кормила по приезде к мужу скот, чтобы он "дружнее жил". В Белоруссии такой пирог-падручнiк молодая привозила в дом мужа и клала его свекрови на крышку дежи. В Полесье молодые обменива­лись своими падручнiками в доме невесты, а в доме жениха ими закусывали водку в завер­шение угощения. Подобный же характер имело уединенное совместное кормление молодыми друг друга пирогом, приве­зенным каждым из своего дома на Вологодщине. Свадебное застолье у жениха заканчивалось пода­чей сладкого пирога и пряника во Владимирской губ., кисе­ля и ржаного или сладкого пирога в Вятской губ.  Подача на стол "разгонного" пирога являлась сигналом к окончанию свадебного застолья. Такими "разгонными" пирогами были:  походный караваец (с мясной на­чинкой) или верховой пирог, украшенный изюмом (в Вятской губ.) , неразрезанный пирог (в Вологодской губ.) , длинный пирог сгибень (в Симбирской губ. ), блюдо, накры­тое пирогом (в Тверской губ.); "разгонный" пирог с различными фигурками, воткнутыми в него елочками, слу­жил условным знаком к отъезду в церковь (в Вятской губ.), подача на стол разгонника — служила знаком к отведению молодых на ночлег (в Вологодской губ.). Ряд свадебных пирогов по внеш­нему виду и обрядовым функциям сближаются с главным свадебным хлебом - караваем: вятский короваец (пирог с мясом и луком или крупой), вологодский  коровай (сдобный хлеб с курятиной или рыбой), калужский круглый пирог, русский курник, вологодский рыбник или кулебяка с запеченной внутри рыбой и др. Вместе с караваем из того же теста пекли небольшие пирожки или булочки. В Смоленской губ. пекли булку яловицу и пирожок пастух, эти изделия имели эротическую символику: их старались неза­метно выкрасть и поделить, мужчины пыта­лись выхватить его у баб (свашек), просили: «Дай мне, штоб я сваю жонку любиу». В Минской губ. и в белорусском Полесье из каравайного теста пекли маленькие кроскiкаравайнi пiрожкi , пiроги  без начинки, которые раздавали всем, кто присутствовал при выпечке каравая, де­тям и родственникам, котрые не сумели прийти на свадьбу. После брачной ночи ро­дителям невесты посылали кулебяку: если невеста оказалась девственной, кулебяка была с рыбной начинкой, если нет, то кулебяка была пустая (в Архангельской губ.). В некоторых местах родителям "нечест­ной" невесты выносили пирог с лучиной, с тараканом. В Могилевской губ.  матери невесты везли пiрагi  - три буханки хлеба, кусок сала и бутылку водки, причем хлеб клали на крас­ный платок, если невеста была "честной". В мозырском Полесье перед отъездом родни невесты из дома жениха били пи­рогом поставленный на покути горшок с пшен­ной кашей с медом - солодкой кашей, пока он не раскалывался, а затем резали и раздавали кашу гостям. В Белоруссии во время обрядового похода невесты по воду женщины-сосед­ки забирали себе, делили и съедали пирожок, который она оставляла на срубе колодца. Этим пирожком невеста платила за вступление в группу замужних женщин. На Смоленщине на следующий день после свадьбы мать невесты посылала со свахой молодым пирог и кашу на ужин, в Тверской губ. мать невечты привозила молодым пирог именинник, украшенный мелкими деньгами. В качестве пожелания дочери счастливой жизни в новой семье мать пекла для семьи жениха пирог ручки с изображением руки. В один из дней или через неделю после свадьбы уст­раивалось угощение пирогами у молодых или у родителей невесты: невеста угощала гостей своими пирогами (в Пермской, Вятской, Нижегородской губ.) или вме­сте с женихом приезжала с ними в дом своих родителей (в Вологодской, Пензенской, Брестской, Киевской губ.). За  молодухин (невестин) пирог гости одари­вали невесту деньгами и подарками. В конце свадьбы пироги и пряники приносили молодым соседи, приходившие в гости (в Вологодской губ.), званенными пирогами приглашали жениха с невестой в гости к ее родителям (в Архангельской губ.), с пирогами приезжали к молодым родители невесты (в Брестской обл.) .

Пироги обрядовые  на родинах.
У белорусов повитуха, отправлявшаяся к роженице принимать роды, брала с собой пирог или кусок хлеба. У украинцев Ровенской обл. во время ритуального очищения повитуха мыла роженице руки, за что получала пирог и намитку.
В Белоруссии на родины пекли ржаные пироги, дарили их повитухам, ломали их с шутками и ели за праздничным столом. Женщин, по­сещавших роженицу после родов, угощали пирогами, в Брестской обл. он назывался скрушок. В белорусском Полесье роженицу навещали с пирожками; у русских старообряд­цев Могилевской губ. - с пирогами и курнiкамi,
в украинском Полесье - с изделиями из те­ста, в том числе пирогами с сыром, кашей, тол­чеными грушами, маком, ягодами; у сербов Шумадии, Алексинацкого Поморавья, Горней Пчини и Косова - с пирогом, лепешкой, иногда цыпленком, сладостями и пр.; у македонцев района Скопья - с пирогами, хлебом или оладьями; у родопских болгар - с пирогом смидаль, смигаль и другими кушаньями. У чехов на родины пекли ватрушки, пироги с миндалем. У рус­ских Вологодской обл. в дом, где родился ребенок, собирались родственники - шли "с пупком", т. е. несли корзину пирогов, мясо, пиво, вино, подарки новорожденному, часто по это­му случаю пекли рыбник. В Новгородской губ. крестины отмечали с пирогами в кругу семьи. В Витебской губ. во время угощения на крестинах на стол ставили пшеничный пирог - бабку, а в конце крестинного застолья де­лили бабiну кашу, в Поставском районе это были пирожки с пшенной кашей. У украинцев пироги подавали на крестинах в киевском Полесье, а на территории Среднего Поднепровья, Харьковщины и юга Украины были популярны пироги с сыром, кашей, капустой, картофелем, фасолью, толчеными сухими гру­шами, мясной требухой. У гуцулов пироги были первым угощением на крестинном обеде. В Путивльском и Валковском у. Харьковской губ. пекли большой круглый ряженый пирог с яблоками, сливами, ягодами, который делили и раздавали гостям. В черниговском Полесье повитуха подносила каждому из присутству­ющих пирожок с куском каши, в Харьков­ской губ. -  по два пирожка, «щоб були в пapi». В конце обеда хозяйка раздавала пирожки «на дорогу» или как уго­щение для детей. Иногда на второй день (похрестини) шли доiдать пироги. Пироги, в том числе сладкий пирог, пода­вались на крестинах в польском Подляшье (в белостоцком у.) . В Гомельской, Черниговской обл. и некоторых других районах Левобережной Украины, когда ребенку исполнялось восемь недель, полгода или год, мать несла кумам пiрагi, обязательно нечетное количество, чаще всего без начинки или пшеничных хлебов куму и куме. На пироги (на Полтавщине и Черкассчине), на пирiг (в Запорожье) приглашали также по случаю первого острижения волосиков у ребенка. В начале обеда подавали большой пирог со свеклой, кали­ной или вишней и маленькие пирожки с маком, горохом или фасолью. Большой пирог делили и раздавали присутствующим, в первую оче­редь кумовьям, они взамен клали мелкие деньги в подарок ребенку (на Полтавщине, Сумщине, Черкассчине) , или разламывали его над головой ребенка с пожеланием счастья и доли, здоровья и благополучия. В русских селах севе­ро-востока Украины, помимо именинного пирога, пекли маленькие пирожки, первый поса­женный в печь пирожок с кашей или горохом разламывали над головой ребенка, чтобы он рос здоровым, высоким и богатым (на Черниговщине и Сумщине) . Иногда на остриженную голову ребенка, покрытую платком, клали пятак, сброшенный кумом на пирог и желали роста и богатства. В украинских селах северо-востока Черниговщины на пострижение готовили вареник - пирог с кашей, маком или конопляным семенем. У болгар в ритуалах, связанных с первыми ша­гами ребенка, слоеные пироги - баници чаще, чем другие виды хлеба, встречаются в Родопах. Такой пирог раздавали всем, чтобы ребенок был здоров.

Пироги обрядовые на похоронах и поминках.

Куски пирога  (в Тверской губ. его называли  пирог на подием) раздавали всем участвую­щим в погребении покойника. Пирог с рыбой, кутью, яйцо, блины и т. п. оставляли на могиле после погребения в Вятской губ.  Пирог -рыбник (связан с христианской символикой рыбы был обяза­телен на поминальном столе, осо­бенно на Русском Севере. Рыбники часто подавались на поминках в день похорон. Пироги не резали, а разламывали руками. Остатки пирогов и поминального обеда давали присутствующим с собой, чтобы дома они еще раз помянули умершего, а крош­ки хлеба и пирогов на следующий день относили на могилу. В Нижегородской губ. за самоубийц и других умерших без покаяния родственники незаметно клали пирог на окно соседней избы, чтобы люди при­няли потайную милость и помолились за упокой грешника, не называя имени. На девятый день по смерти пекли пироги и разносили их по деревне, прося помянуть умершего (в Новгородской губ.), поминали умершего пряженым пирогом (в Вологодской губ.). На сороковой день собирали большой стол с водкой, пирогами, киселем и кутьей, устраивали на сорочины для родственников и знакомых по­минальную трапезу с рыбными пирогами, киселем и т. п., а бедные крестьяне гото­вили простые пироги опекиши и ходили по избам. Перед неза­нятым местом в переднем углу за поминаль­ным столом клали ложку, кусок пирога, хлеба и ставили кружку пива для покойника, это была как бы его последняя трапеза в своем доме. У босний­ских сербов на сороковой день поминали покойника капустным пирогом и ракией. В другие по­минальные дни приносили в церковь пироги и кутью и шли на могилу поминать родных, оставляли пироги священникам, а часть раздавали нищим (в Олонецкой губ.) . В восточной  Польше в день по­миновения умерших (2 ноября ) на кладбище или перед церковью одаривали нищих кусками пирогов  с разной начинкой. У русских кусок пирога и крашеные яйца оставляли на могиле на долю покойника на Радуницу, пекли пироги и блины в поминальную Дмитровскую субботу.

Пироги в календарных обрядах.

В Витебской губ. на Покров Богородицы (14. октября) , когда Бог "замыкает" землю, обходили с пирогами хозяйственные постройки, сравните  обход поля с хлебом на Юрия, когда земля "открывает­ся". В Рождественские заговены болгары пекли тиквеник - витой пирог с тыквой и орехами. Постные пироги ели в Рождест­венский сочельник: в России и Польше овощные, рыб­ные или сладкие рулеты с маком, зелник с капустой - в Македонии и Болгарии, тиквеник и баницу с брынзой - в Болгарии, гибаницу - в Бос­нии. В Олонецкой губ. накануне Рождества устраивали вечеринку с угощением (остолушку), на которую девушки приносили пряженые пирожки и витушки и угощали ими любимого парня. У русских, белорусов, поля­ков колядующих на Рождество одаривали пирогами, часто ржаными. В Рязанской губ, в Васильев вечер (1 октября) ходили под окна просить пироги во главе с девицей механоской, собиравшей пироги в кошель. У болгар, македонцев и сербов важным блюдом за ново­годним столом был пирог (баница, васильова баница, сурвена баница) или круглый хлеб с запеченной для гадания монетой на счастье. Присутствующие получали по куску такого пирога. На Новый год в Болгарии пекли слоеный пирог (баницу, млин, зелник, тутманик) с яйца­ми, салом и брынзой, в него запекали кизиловые веточки с набухшими почками, чтобы обеспечить себе здоровье, женитьбу, изобилие, богатство и успех. Каж­дая веточка символизировала дом, домашнюю живность, здоровье, успех в делах.

Девушки клали кусок новогодней баницы под подушку, чтобы увидеть во сне сужено­го.  На Богоявлени е (6 января ) и в зимний Иванов ден ь (7 января ) молодожены навеща­ли с баницей хлебом и вином свадебного кума. В этот день откупались от купания в холод­ной воде деньгами и угощением, в том числе баницей. В Бабин ден ь (8 января) молодые матери навещали повитуху, принимавшую у них в прошедшем году роды, и несли ей баниицу, хлеб, печеную курицу и вино. У бело­русов Могилевской губ. бабiны устраивались на второй день Рождества, когда повитуха на­вещала своих приемных внуков и приносила пироги и водку. В день св. Евфимия Великого (св. Евтим, Петльовден, 20 января), культ которого особенно распространен у болгар Странджи, совершалось жертвоприношение петуха и устраивалось угощение с пирогами - баницей и зелником (с капустой). На масленицу в Нижегородской губ. пекли пи­роги (проженцы, приженцы), которые заменяли блины. У белорусов Витебской губ. посещали семьями своих повивальных бабок и дарили ей большой пирог, а ее детям по маленькому пирожку. У македонцев на масленицу звали медведя на ужин и готовили для него слоеный пирог. У многих южных славян известна масленичная игра с хва­танием зубами подвешенного над столом куска пирога, яйца и т. п. У болгар в Сырные заговины за вечерней трапезой ели баницы с брынзой и яйцами. С баницей младшие родственники посещали старших, чтобы получить их "про­щение" (прошку), молодожены приносили ее своему свадебному куму. У русских Влади­мирской губ. в Прощеное воскресенье дети ходили "прощаться" к крестным родителям с огромным пирогом. У болгар-капанцев молодая, встречающая свой первый в замужестве Тодоров день (первая суббота Великого Поста), обходила дома родственников, зна­комых и раздавала пирожки (булочки-про­свирки), за что ей желали рождения ребенка. На Пасху в белорусском Полесье взрослые мужчины и женщины ходили в гости к по­витухе и приносили ей валачобнае - пироги, освященную еду и подарки. У македонцев в Страстной четверг ели пироги с капустой. У болгар пекли на Пасху баницу, у хорватов - гибаницу. У болгар Ловечского края на Пасху всем молодым женам дарили по пирогу с квиткой и немного красной шерсти в знак прекращения "говения" невестки в отношении свекра и свек­рови и введения ее в общество в новом статусе. У русских в Фомино воскресенье после Пасхи завершался годовой матримониальный цикл. Молодые посещали родителей невесты и других родственников и привозили пироги и прочее угощение в качестве платы жениха общине, откуда он взял жену, а моло­дая устанавливала новые отношения с неза­мужними подругами - дарила им кокурку (большой круглый пирог с изюмом), чтобы они принимали ее с собой гулять. Вступление в жен­ское сообщество осуществлялось через преподнесени­е молодыми женами замужним односельчанкам по куску пирога и яйцу. На северо-западе России на Егория (23 апреля), в день первого выгона скота, пастуха одаривали пирогами, ватрушками и яйцами, а сам пастух в этот день заключал договор с лешим об охране скота, оставляя ему в качестве угоще­ния пирог и хлеб и читая заговор (на Севере и Северо-западе России). В Брянской обл. женщины носили пастухам по пирогу  и паре яиц на Троицу. В Нижегородской обл. на Троицу клали под принесенную в село украшенную березку угощение - пироги, яйца, водили вокруг нее хороводы и пели. В одном из районов Словакии накануне 1 мая хозяйки пекли соленый капустный пирог metenik в качестве платы за поставленное майское деревце. В Петров ден ь (29 июня) у русских через угощение те­щей зятя происходило приобщение жениха к семье родителей невесты - мать невесты го­товила для молодоженов пироги и сладкий сыр, иногда родители невесты приезжали к мо­лодым с пирогами, блинами, сыром, яйцами и т. п. У болгар в этот день готовили обед с "петровским" цыпленком и пирогом - тиквеником и пробовали первые яблоки. На Симеонов день (1 сентября) в связи с началом нового зем­ледельческого года и первой осенней пахотой хозяйка угощала пахарей на поле хлебом, вареной курицей и баницей и закапывала остатки еды в первую борозду ради плодоро­дия земли. На св. Мартина (11 октября) , когда, по поверью, виноградный сок превращает­ся в вино, хорваты Загорья, района Загреба и Далмации совершали обряд "крещения сусла" — пробовали молодое вино и ели гибаницу

Болгарская баница

Болгарская баница

Пироги обрядовые - курник

Пироги обрядовые - курник

 

Источник:

Славянские древности. Т. 4

по статье Л. В. Гура

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика