Обычаи Масленицы и ее ритуалы в славянской традиции.
Масленица - это традиционный праздник, который отмечается в течение недели (в некоторых странах только трех дней) перед Великим постом .
Масленица - граница зимы и весны, мясоеда и Великого поста. Он подводит итоги истекшего года и сезона. Праздник Масленицы с размахом отмечался у русских, западных славян и южных славян-католиков, менее празднично - у сербов, болгар и македонцев, и скромно украинцами и белорусами. Самыми важными считались последние дни Масленицы, а у славян-католиков - три дня (пол. ostatki) с четверга по воскресенье.
Главным же был последний день - заговенье (соответственно вторник у католиков, воскресенье у православных). Среди ритуальных форм празднования, наиболее типичных для Масленицы - это ряженье, масленичные чучела и масленичные костры.
В русской праздничной традици наиболее заметными эпизодами для Масленицы были изготовление и уничтожение чучела Масленицы (иногда чучело заменяли ряженым, тогда его как бы изгоняли из деревни), разжигание костров, в которых сжигали старые вещи, скоромную пищу и чучело.
У западных славян , а также у словенцев и хорватов символу русской Масленицы соответствовали Запуст, Мясопуст, Пуст, Фашник, Карнавал и некоторые другие персонажи-чучела. Их поруганием и уничтожением завершался праздник. У них также было популярным изготовление масок животных (козла, быка, тура, медведя и др.) как ритуальный способ обеспечения плодородия и урожая с помощью животворной силы.
Всем южным славянам известны обычаи маскарадных игр на Масленицу, которые сопровождались переодеванием в животных, имитацией свадеб, когда разыгрывались юмористические сценки, распевались эротические и обсценные шутки. Традиция маскарадных шествий усиливается по мере движения на запад южно-славянских территорий.
У балканских славян очень популярным ритуалом праздника Масленицы было разжигание костров и огромных факелов и стрельба во все стороны горящими стрелами.
Для болгарской Масленицы характерны кукерские игры - игры ряженых. Они имеют глубокие языческие корни. Восходят к праздникам в честь бога Диониса, которые устраивались древними фракийцами. Кустюмы кукерам шьют из шкур козлов и овец. На голову надевают рогатую маску. На пояс нашивают колокольчики для скота. Считалось, что такой костюм отпугивает злых духов. На Масленицу ряженые устраивают театрально-карнавальные шествия и водят обрядовые хороводы, в которых они изображают вспашку земли и сев. Эти обрядовые действия - просьба о ниспослании урожая и с ним удачи и изобилия в дом. Для болгар время Масленицы - время разгула ведьм (вештиц), и оберегом от них были магические действия, например, символическое "сжигание вештиц (ведьм)". Сжигали нитки, на которой подвешивалась халва и приговаривали: "Гори, Cтоjно, вештице!» и загадывали: если нитка гасла быстро, надеялись, что ведьма умрет; если же нитка продолжала гореть, значит, ведьма останется жива.
Основной темой масленичных празднеств является тема, плодородия земли, плодоношения, плодовитости скота и человека. Она общая для всех славянских народов. Все масленичные запреты, ритуалы, магические действия, предписания и развлечения направлены на то, чтобы запустить биологическую жизнь в начале хозяйственного года.
Объекты ритуалов, обычаев - культурные растения (лен, конопля, репа, овес, рожь, капуста и т.д. повсеместно у славян), скот и человек. На всем славянском Западе: у лужичан, поляков, зап. белорусов и украинцев, чехов, мораван и словаков, хорватов и словенцев - наиболее известны масленичные танцы, прыжки и подскоки. Чехи Славонии считали, что если не танцевать, то и репа не уродится. Танцы "на овес, лен и другие полевые культуры" поляки танцевали в такт полек, краковяков или чардаша. На Юге Чехии и в Моравии были специальные танцы: konopická и konopice.
Во время танцев исполнялись припевки и песенки: "Da bog dá da bvám tako veliká repa narasla!" (Дай вам Бог, чтобы у вас такая большая репа выросла!), у русских водили хоровод.
У сербов, болгар и македонцев коло/хоро/оро играли для того, чтобы конопля и другие культуры выросли высокими и побыстрее созрели.
В Родопских горах "пустовско хоро" (запустный хоровод) играли в 1-й день Великого поста, чтобы уродились пшеница, конопля, а также все, что сеют в течение года.
На юго-западе Брянщины на масленицу водили длинные хороводы через все село (это называлось бежать у полотно), чтобы лен был хорошим. С темой плодородия связаны и драки. Восточные поляки считали, что драка рыбаков способствует хорошему лову. А жители Пензенской губернии на масленицу дрались на кулачках "не из одного удовольствия и потехи, а из-за того, чтобы получить более сильный урожай в настоящее лето".
На Нижегородчине на масленицу бабы выходили "на кулачки", чтобы лен родился. Из других форм магического воздействия на будущий урожай и приплод - это стрельба на полях, у загонов для скота или у пчельников (у хорватов и болгар), хлопанье в ладоши (у лемков), обходы ряженых (у болгар), громкое пение, массовые гулянья, бег наперегонки, участие в танцах и масленичных хороводах высоких парней, распускание девушками волос и тягание их за волосы, обильная выпивка "на высокий лен", пускание горящих стрел, которые зажигали от костров, стучание по амбарам и бочкам с вином и др.
По восточно-сербским поверьям "кусания" яиц и халвы (у восточных славян "кусания калиты") выполнялось для того, чтобы "не было ничего бесплодного ни у скота, ни у домашней птицы".
Хорваты пекли на масленицу krafne — жирные пончики, считая, что от этого куры несут больше яиц.
В белорусском Полесье женщины говорили, что телята будут родиться добрые, здоровые, если печь блины целую неделю.
Женский праздник Волосия (Власия, Волосся, Уласа), отмечался в масленичный четверг в Гродненской губернии, в восточной Украине, в Полесье. В этот день скот полностью освобождали от работы и кормили лучше обычного, заказывали в церкви молебен, звали знахаря, который принимал меры по защите скота от нечистой силы, соблюдали целый ряд запретов, чтобы обезопасить скот от болезней.
В украинском Полесье в этот день обильно поливали маслом вареники и блины, варили вареники с сыром, "чтобы телята хорошо сосали молоко": Улас на сыр и масло лас, Улас на вареники лас" (от ласы, ласьш - лакомый до чего-либо)
На Ровенщине на Волосия варили вареники и обильно поливали их маслом, "шоб булы тэлятки ласые на цыцку" (чтобы телята охотно сосали коров).
В Харьковской губернии в масленичный четверг женщины широко гуляли в шинке под предлогом того, чтобы коровы были ласковы к телятам и не бодливы. Неучастие в гуляниях и в выпивке грозило неудачей в разведении скота. Фертильност ь человека .
В празднование Масленицы особое место отводилось эротически окрашенным обычаям, развлечениям, играм. обрядам и песням, большая часть которых связана с производительным началом.
Масленица у восточных и западных славян (особенно у русских) - праздник праздником молодоженов, чествование которых относится к основным эпизодам всей масленичной недели. Молодожены, поженившиеся в течение года, на масленицу съезжались в какое-нибудь одно место, в большое торговое село, например, на гуляние.
По отношению к молодоженам совершались действия, которые когда-то считались очистительными и испытательными. Молодых попарно укладывали в специально вырытую яму и забрасывали снегом, вываливали в сугроб из саней, мазали ("маслили") снегом по лицу, вывалив из саней, волокли по снегу, кидали молодоженов друг на друга, заставляли прилюдно целоваться друг с другом или с посторонними и т.д.
Славянские древности.
Т.3. Из статьи Агапкиной Т.А.
.....................