Чтение для детей до 1917. Журналы для детей.

Какими были известные журналы для детей?

Что читали дети до 1917 г.?

В России  публикация литературных произведений для детей и юношества началось, в отличие от "взрослой"  не отдельными книгами, это были журналы для детей.  Они имеют богатую историю в нашей стране.

До 1917 г.  издавалось около трехсот детских и юношеских журналов, в основном в обоих столицах, Москве и Санкт-Петербурге.  Некоторые  такие  журналы для детей издавались годами, другие  быстро  исчезали, иногда, после выхода первой же книжки-журнала, так как издателям не хватало  подписчиков и средств для продолжения публикаций, или же появляющийся новый журнал становился просто плохим вариантом уже издававшихся.

Ян Амос Каменский

Ян Амос Каменский

Вот названия некоторых изданий:
«Друг детей», «Детский музеум», «Собеседник», «Отдых», «Крошка». «Детский сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и потеха», «Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко», "Зорьки".

Каждый из них  имел свою тематику, направленность и структуру.

Детская журналистика до 1917 г.  у нас мало изучена, содержание вышеперечисленных и других журналов  для детей не стали предметом библиографических исследований, в результате многие интересные тексты этих журналов так и остались  на уже ветхих и потрепанных страницах той, дореволюционной периодики.

И только с  недавнего времени стали эпизодически появляться перепечатки - публикации из старинных детских журналов 19 века.

Ян. А. Каменский. Видимый мир

Ян. А. Каменский. Видимый мир

 

 

Считается, что  первой книгой,  написанной специально для детей,  была небольшая книжечка  Яна Амоса Каменского  «Мир в картинках».

 

 

 

 

 

 

И поэтому  его считают  родоначальником литературы, приспособленной для детского понимания.

Первый журнал для детей, вероятно, - «Лепцигский еженедельный листок» , который издавался в Германии в 1772-1774 гг.

Примерно в тоже время в России появилось   «Детское чтение для сердца и разума - специальное детское периодическое издание.

Журнал выходил в Москве, издавался Н. И. Новиковым.

Это издание положило начало изданиям для детей и юношества.

"Детское чтение" выходило   с 1785 по 1789 гг. в виде  еженедельного приложения к «Московским ведомостям».

По мнению Н. Новикова этот журнал, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели, благородства, честности, великодушия.

По сути это была маленькая энциклопедия для детей, где  печатались научные статьи в виде бесед о  явлениях природы, печатались также и рассказы, басни, комедии, шутки. Н. И.  Новиков считал, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего  совершенства».

С этой целью он и предпринял свое издание.

Одним из редакторов этого издания был Н. Карамзин, который опубликовал на страницах "Детского чтения...." свою первую повесть "Евгений и Юлия".

Зорьки. Рассказы для маленьких детей.

Зорьки. Рассказы для маленьких детей.

Литературный вкус и таланты сотрудников издания  отразились и на  отборе детской литературы для перевода на русский.  Это были  произведения Вольтера, Лесинга, Томсона и  других.

«Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу»,— отмечалось в 1849 г. , в одном из критических отзывов.

С. Аксаков в своих воспоминаниях тоже пишет о  журнале Н. Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...»

И через  60 лет после появления «Детского чтения» Виссарион Белинский сказал:  «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».

Журналу Н.  Новикова стали подражать и другие периодические издания для детей, выходившие в начале 19 в. один за другим:  «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815),  «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821—1824).

Первые журналы для детей компенсировали собой полное отсутствие книг для детей.

Кроме того необходимо было учитывать и неграмотность населения.

«И так для кого же должно издавать книги, посвященные первоначальным летам?—спрашивал издатель журнала «Новое детское чтение» С. Глинка. —Для добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое  изречение напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям».

В ряд журналов для детей следует поставить и журнал «Друг юношества» (1807 - 1815 г. а  с 1813 г. - «Друг юношества и всяких лет»).

Издателем его был  М. И. Невзоров, последователь просветительских идей Н. И. Новикова.

Его желание  «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей» определяло и тематику журнала.

Он  публиковал стихи, рассказы, повести, научно-популярные статьи по истории, географии и другим наукам.

Но стиль «Друга  юношества» был зачастую назидательно дидактическим, а некоторые публикации, особенно самого М. Невзорова были скучными проповедями.

Другой  широко известный в середине 19 века  детский журнал - это «Библиотека для воспитания».

Он просуществовал недолго, с  1843 по  1846 гг.

Основал и  редактировал его  Д. А. Валуев, один из литераторов славянофилов, а сотрудниками  были известные писатели, ученые, просветители, такие как: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и другие.

Это и определило направленность и наполнение журнала.

Его страницы посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, быту и истории различных славянских народов.

В  журнале не было иллюстраций, ни развлекательного раздела. Д. Валуев считал, что для детей и юношества главное - «добротность статей, составляющих  журнал».

В 1847 году редактором этого журнала стал профессор П. Г. Редкий.

В 1847 — 1849 гг. он стал выходить, как «Новая детская библиотека», а по характеру  материалов стал похож на сборник научно-популярных статей.

Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал очень широко.

Помещая очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом публиковал переводы сказок Андерсена, пересказ «Илиады» или «Одиссеи»,  перекладывал на доступный детям язык  летописи, например,«Повесть временных лет» Нестора.

В 1858-1862 гг.  выходил периодический журнал  «Подснежник.  Журнал для детского и  юношеского возраста»,  выпускал его поэт В. Майков.

«Подснежник»  печатал  русских авторов, публиковал  переводы Шекспира, Андерсена, Бичер Стоу, Гофмана, братьев Гримм.

В 60-е годы  детская журнальная литература стала обращаться к  более массовому  читателю.

Журналы для детей  тех лет публикую известных прозаиков и поэтов, ученых и педагогов, печатают переводы зарубежной детской литературы.

В начале 19 в.  века сложился и круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие.

Они не только популяризировали   знания, в области истории, природоведения, географии, но и старались внести свой вклад в  нравственное воспитание, "в пробуждение чувств добрых».

При активном  участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры, такие как "рассказ из истории";

В. Бурьянов ввел форму повествования "прогулки с детьми"; А.О. Ишимова  предпочитала  научно-художественное повествование.

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Тот же С. Глинка  (1776 — 1847), бывший участником Отечественной войны 1812 года, поэтом, прозаиком, драматургом и публицистом,  издавал в 1819 — 1824 годах журнал «Новое детское чтение», на его  страницах публиковались рассказы о русском патриархальном быте, о народных обычаях, в которых отношения помещиков и крепостных, в качестве наставления для молодых дворян,  изображались как идеальные.

Он же  написал для детей  «Русскую историю» в десяти томах, «Русские исторические и нравоучительные повести»,  «Образец любви» и другие произведения религиозно-нравственного рода. чь. С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю литературы вошел он и как издатель взрослого журнала — «Русский вестник».

Частным журналом для детей, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал А.О. Ишимовой "Звездочка»(1842—1863).

А.О. Ишимова   сыграла особую роль в развитии литературы для детей, она написала «Историю России в рассказах для детей», ее шестилетний труд получил заслуженное признание,  она стала самой популярной писательницей, с 1842 года в Санкт-Петербурге она приступила к изданию журнала «Звездочка», затем с  1850 года - «Лучи» (1850-1860).

Эти журналы для детей предназначались для девочек.

"История России в рассказах для детей" имела грандиозную задачу - кратко, понятно и занимательно пересказать детям многотомную карамзинскую «Историю.....».

Для его осуществления А. Ишимова несколько раз перечитала весь огромный труд, познакомилась и с другими сочинениями на исторические темы.

«История.........» А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась обращением к маленьким  читателям: «Милые дети! Вы любите слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков».

Это произведение — одна из самых значительных попыток рассказать детям об истории родной страны.

Известен отклик А. С. Пушкина — из последнего в его жизни письма: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надо бы писать!»

А.О. Ишимова шла своим путем в русской детской литературе, особенно в области языка: она старалась приблизить слог своих произведений к разговорной речи, писала образно, ярко и просто.

Формы, в которые она облекала свои повествования были самыми разнообразными, это - беседа с читателем в «Истории России...», беседа детей с матерью в «Маменькиных уроках", переписка детей в «Рассказах старушки», «Дорожный журнал», где ведется свободный рассказ об увиденном  путешественником.

А.О. Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 - 1863) и «Лучи» (1850 - I860). "Звездочка"  предназначалась девочкам младшего возраста, "Лучи" - воспитанницам институтов благородных девиц.  Многие из педагогических утверждений А. О. Ишимовой не устарели и сегодня.

Наша отечественная литература для детей обязана именно этому периоду - первой половине XIX века, золотому веку русского искусства.

Рост детского книгоиздания, большое количество детских журналов  дали плодотворные результаты.

Появились новые жанры литературы для детей — научно-художественный и  научно-популярный.

А история Отечества стала основной  темой детской литературы.

И еще особенность этого периода, очень важная для дальнейшего развития: известные  писатели стали сочинять  специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

Конец 50-х годов 19 в. -  эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е гг. почти ежегодно возникал один новый детский журнал.

С 1858 года в  Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858-1862)  под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения».

Сотрудниками редакции были   сотрудничеству Н. Некрасов, И. Тургенев, И. Гончаров, Д. Григорович. Библиографический отдел вел Д. Писарев.

С 1860 года основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М. Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года); первоначально он выходил еженедельно, а затем — ежемесячно.

Подшивки «Семейных вечеров» расходились даже много лет спустя после выхода в свет.

Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки».

М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее взгляды на детское чтение.

Журнал был удостоен покровительства императрицы Марии Александровны.

В нем публиковались произведения самой М. Ростовской.

Она  хорошо владела пером и публиковала собственные  рассказы, сказки, поучительные истории, биографии знаменитых людей.

В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др. В 1865 г.  в Петербурге появляется новый по структуре и идеологии  журнал—«Калейдоскоп».

Новизна его была определена уже в в подзаголовке: «Еженедельная газета для русских детей среднего возраста».

В программе издания писалось: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться цвета, изменяться формы статей и,  заинтересованные этою блестящею пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую игрушку».

В первом номере было программное предисловие  «Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства» несколько рассказов и зарисовок: «Няня. Характеристический очерк», «Кокосовое дерево», стихотворения и «Мозаика» - короткие сообщения о диковинках на свете, переводы из иностранных журналов.

Журнал был богато иллюстрирован. "Калейдоскоп» не публиковал  больших литературных произведений.

Предпочитаемым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте населения окраин России.

Был там и раздел хроники, под разными названиями:  «Мозаика», «Вестовщик», «Новости и мелочи». Появление «Калейдоскопа» обозначил новые тенденции в детской журналистике.

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года.

К этому времени периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране, некоторые издания выходили уже на  протяжении десятилетий.

Заметным явлением в детской  журналистике стало  «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906).

Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию».

В каждом номере журнала были рассказ или повесть, очерк из жизни природы, исторические материалы, советы юным садоводам и друзьям животных, игры и задачи.

Часто пересказы повестей иностранных авторов, написанные хорошим языком, понятным и доступным для юного возраста.

Издание было успешным с самого начала.  В журнале помещалось все лучшее, что было в русской литературе для детей в конце 19- начале 20 в.  Опыт «Детского чтения» впоследствии использовали издатели «Родника» (1887-1917), «Всходов» (1911-1915), «Юного читателя» (1899-1908), «Маяка» (1909-1918) и др.

В конце 19 в. детские журналы уже часто обращаются к детям из рабочих семей. Публикуются произведения писателей-реалистов.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода -  «Задушевное слово» (1876- 1917).

В этом журнале сотрудничали такие известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник, А. Пчельникова.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем  А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902-1916),

 «Путеводный огонек» (1904-1918), «Дело и потеха» (1905-1909). в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя.

Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и писал он их так, что они их принимали за народные, он также помещал в эти журналы массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов.

В первых номерах печатался Д. Мамин-Сибиряк.

Другой популярный журнал - «Игрушечка» (1880 - 1912), предназначался  для малышей.

Издавала его Т. П. Пассек, дружившая с А. И. Герценом.

В каждом номере были  сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, очерки о природе.

В журнале были отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался более крупным шрифтом.

Детское чтение

"Светлячок"

Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» для детей младшего возраста, редактором и издателем которого был писатель А. А. Федоров-Давыдов.

Это был развлекательный журнал  по характеру своих приложений - игр, забавных игрушек, поделок, которые должны были изготавливать сами дети.

Очень хорошо иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал «Тропинка» (1906 - 1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева.

С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов.

На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909 - 1918).  Редактировал журнал И. И. Горбунов-Посадов - писатель, последователь идей Льва Толстого.

И сам Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию.

У нас есть книжка для детей "Зорьки"(1905) и 2 номера журнала "Светлячок" (1916-1917 г.)  несколько рассказов из них, я собираюсь опубликовать здесь, отвечая на сожаления исследователей:  "в изучении дореволюционной детской литературы и журналистики у нас сделано очень мало, содержание журналов не раскрыто ни в одной библиографической работе, а в связи с этим многие интересные тексты так и остались только на страницах периодики".

 

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика