Пожар в доме Наташи
Маленькая Наташа была такая отчаянная, что просто беда.
Не пройдет и дня, чтобы она чего-нибудь не сломала, чего-нибудь не разбила, как-нибудь не напроказила.
Ее никогда не наказывали, потому что она была умненькая девочка и всякие приключения, которыя с ней случались происходили от одной причины: именно, она хотела все знать. Куклу свою она разбила, потому что хотела посмотреть, что у нея внутри; картонный домик разломала за тем, чтобы узнать, как он был сделан; у колясочки, в которой она возила кататься своих кукол, она оторвала все колеса, в мячике прокусила дыру, а у заводной мышки сломала пружинку.
Все она портила и уничтожала, и все только потому, что хотела все знать и плохо слушала маму.
Мама не знала, что с ней делать.
Она купила ей небьющуюся куклу, жестяную посуду и самовар, жестяной прочный волчок, крепкую тачку с лопатой и сказала няне, чтобы она получше смотрела за Наташей.
Когда плутовка начинала коверкать эти вещи, то уже ничего не могла с ними сделать, а только царапала себе руки.
Няня даже сердилась не нее, когда она пристанет, бывало, к ней с вопросами: почему то, почему другое.
- Зачем ты, няня, всегда спишь? - спросит, бывало, Наташа, а старушка даже руками разведет.
-Хочется мне спать, слаба я стала, - скажет.
- А я тоже слаба, - возразит Наташа, - а мне спать не хочется. Почему?
Или за чаем начнет допытываться у мамы, что такое сахар, откуда он берется и отчего он сладкий.
Но мама все так подробно и хорошо расскажет Наташе, что она успокоится и пойдет играть.
А у няни хоть и не спрашивай ничего: она только ворчит и дремлет, опустив на грудь свою седую голову.
Иногда так ее качнет, что бедняжка чуть не свалится со стула.
С няней Наташе скучно. Они любят друг друга, но няня ничего не знает и ничего не может рассказать.
- Почему ветер? - спросит Наташа.
- Ветер дует, - погода такая; ветер - вот и все, - скажет няня и опять начнет раскачиваться на стуле, уронив голову и опустив чулок, который вяжет, на колени.
_ Почему?..
Но старушка не слышит. Наташа пойдет к маме, и та все ей объяснит и расскажет.
Много чего уже знала Наташа.
Отчего бывает дождь и снег, откуда сахар, где берут соль, почему бывает день и ночь, куда прячется солнышко, почему нам хочется есть, откуда течет речка, как сделали дом, куда улетают птицы, почему ей нельзя одной гулять возле пруда, - все это Наташа отлично понимала, но у нея находилось все больше и больше вопросов, и она очень часто обращалась к маме.
У нея с языка не сходило: почему да почему.
Иногда мама скажет ей:
- Вырастешь большая, будешь учиться, все узнаешь тогда, а пока будь умницей и не ломай игрушек, не рви ничего.
Однажды Наташа сидела с мамой в столовой за вечерним чаем.
Над столом висела большая лампа, и Наташа смотрела на нее, откинувшись на спинку стула. Вдруг она спросила:
- Мама, почему огонь?
Мама подумала и потом ответила.
- Не могу тебе объяснить этого. Когда ты станешь побольшеи будешь учиться, тогда все узнаешь.
Но Наташа хотела теперь же услышать ответ и пристала к маме.
- Почему огонь? Почему?
Насилу ее уговорили, и она угомонилась не скоро.
Однако, эта мысль не оставила ея, и каждый вечер, когда зажигали лампы, она думала: "Почему огонь? Что такое огонь?"
Случилось как-то, что мама уехала, а Наташа с няней остались дома.
Няне понадобилось сходить за чем-то в подвал, и она зажгла себе маленькую лампу.
Наташа была тут же и шалила с Моськой.
Моська эта была удивительная собака. Она была очень маленького роста и отличалась замечательною рассудительностью. Такую умную собаку трудно было сыскать.
Когда няня пришла из подвала, она поставила лампу на стол, а сама отлучилась на минутку в чулан.
Наташа посмотрела на огонь и опять подумала: "Почему?". Она перестала играть с Моськой, протянула руку к лампе и стала понемногу прибавлять огня.
ампа горела все сильнее и сильнее и стала чадить.
"Почему?" подумала маленькая проказница и продолжала выдвигать фитиль.
Комната наполнилась смрадом. Моська начала лаять, сначала тихо, потом все громче и громче.
Вдруг стекло лопнуло, и горячий осколок больно обжог Наташе палец.
Она дернула руку; лампа упала, керосин вылился и огромное пламя с черным дымом вспыхнуло до потолка. Наташа вскрикнула, потому что на ней загорелось платьице.
Вбежавшая няня схватила ее на руки и вынесла во двор.
Она достала из чулана свой старый зонтик и закрыла им напуганную девочку, а Моську приставила сторожить ее.
Наташа скоро успокоилась и стала смотреть как в дом побежали люди, как они стали суетиться и лили в окна воду.
Над домом поднялся густой дым, но скоро приехали бочки с водой, и пожар мало-по-малу прекратился.
Внутри выгорел пол, обгорели стены, попортился потолок, но дом остался цел. С тех пор прошло несколько лет.
Когда Наташа выросла, она стала учиться в школе. Училась она очень хорошо.
Няня и мама любили ее по-прежнему, даже больше, чем прежде, потому что она уже ничего не ломала и не коверкала.
Она перестала также предлагать свои вечные вопросы, почему и отчего.
Если она хотела что-нибудь узнать, то доставала подходящую книжку, которых очень много подарила ей мама, и читала там все, что ей было нужно.
Когда ей рассказывали иногда, как она сделала пожар и как чуть было не сгорела сама, она смеялась и говорила:
- Ах, какая я была глупая, какая я была глупая тогда.
Моська постарела еще больше, но ничуть не выросла. Она была такая же умная, но уже одряхлела и большую часть дня спала вместе с няней.
Нечего и говорить, что дом давным-давно поправили, так что никаких следов пожара не осталось.
А старый нянин зонтик, под которым Наташа сидела во дворе во время пожара, опять поставили в чулан.
Недавно, когда перебирали старые вещи, оказалось, что мыши проели в нем большую дыру.
"Зорьки" маленькие рассказы для маленьких детей. М. Брянцева. Москва. 1905 г.
Из-во т-ва И.Д. Сытина.