Продолжаем прогулку по Никольской улице старой Москвы.
Наша предыдущая прогулка закончилась во дворе Никольского монастыря.
Выйдя со двора Никольского монастыря, мы увидим через улицу на углу тесного Богоявленского переулка и Никольской улицы, среди небольших строений, занятых магазинами, часовню, ушедшую на 3 ступеньки в землю, неширокий проход, далее колокольню, и царящую над всем этим высокую стройную церковь - это Богоявленский монастырь, что за Ветошным рядом.
Монастырь по древнему своему основанию считается вторым по Москве.
Точно год его основания неизвестен, но в летописях монастырь упоминается уже под 1296 годом, следовательно в княжение основателя московской династии Данила Александровича, сына Александра Невского.
Здесь в 13 веке тянулся густой сосновый бор, отделявший московский городок от обширного Кучкова поля (Лубянка).
На склоне к речке Неглинной возникла иноческая обитель.
Сын Даниила Иван, прозванный "Калитой", по завещанию своего отца заложил "церковь каменну и сiя же отовсюду и всеми православными народы видима аки зерцало".
В первые годы обители, благодаря строгости жизни монашествующих, она заняла среди московских монастырей одно из первых мест, и в нее стекались иноки и вклады.
Обитель сделалась местом удаления на покой именитых бояр.
Между прочим в эту обитель при великом князе Иване вступил его крестник, 15-летний сын переселившегося из Чернигова боярина Федора Бяконта Елевфеврий, под именем Алексея, через 20 лет он становится первосвятителем московским (1352 г.).
Митрополит Алексей - один из образованнейших людей того времени.
Будучи митрополитом, он проявил себя и как дипломат и как великолепный администратор, состоя опекуном малолетнего великого князя, а позднее заменяя его во время отлучек его из Москвы.
До нас не дошли древние постройки этого монастыря.
Из 5 монастырских храмов самыми старыми по основанию являются: нижний, во имя Казанской иконы Божьей матери (1624 г.), и над ним великолепный соборный храм во имя Богоявления Господня (сооружен в 1693-96 гг.).
Храм этот один из совершеннейших типов московского барокко.
Он весь покрыт каменной "резью", так что, стоя на монастырском дворе и любуясь на это создание московских зодчих, получаешь впечатление, что все наличники над окнами и фронтоны как бы покрыты кружевной отделкой.
Храм Богоявления - это один из самых красивых храмов Китай-города, на Никольской улице.
Внутри верхнего храма особенно оригинальна религиозная скульптура "Коронование Богоматери"; она находится над аркой против иконостаса.
Эта скульптура по догадке И.Э. Грабаря, является попыткой Греко-Латинской школы по западному образцу привить скульптуру и к русской церковной жизни.
В нижней Казанской церкви погрбен отец митрополита Алексея, Федор Бяконт, здесь же ряд могил представителей боярских, княжеских и дворянских родов.
Богоявленский монастырь был родовой усыпальницей многих княжеских фамилий, среди них - Голицыны.
Надгробия над некоторыми Голицыными созданы настоящими художниками.
Например, надгробие над могилой Прасковьи Петровны Салтыковой (1701-1718), урожденной Голицыной - памятник в стиле "рококо"; памятник на могиле М.М. Голицына (1685-1764) -поставлен в 1765 г. в стиле раннего классицизма.
Но самыми замечательными из надгробий являются памятники над могилами: М.М. Голицына, сподвижника Петра I (1675-1730) - барельеф с изображением крылатого гения, и Алекс. Дм. Голицына (умер в 1768 г.) , с изображением скорбящей женской фигуры - "богини правосудия".
Эти памятники работы знаменитого французского скульптора Гудона (1741-1828).
Выйдя из монастыря, отправляемся дальше по Никольской улице.
Слева высится массивное зеленое здание, покрытое белой резьбой.
Это Государев Печатный двор, ныне Синодальная типография (закрыта в 1917 г., в ее стенах до 1931 г. помещались архивные учреждения, затем в ней открылся Историко-Архивный институт, РГГУ).
Здание типографии, тянущееся по Никольской, построено в 1814 г. по проекту арх. Мироновского в готическом стиле на месте древних палат, разобранных в 1810 г.
Типографские ворота находятся на месте старых, а в обработке их орнаментов архитектор держался образцов древних украшений на колоннах, высеченных знаменщиком Левкою.
Обломки этих колонн сохранились с 1645 г. до сих пор и стоят при входе в старое здание.
Над воротами изображен лев и единорог, держащие надпись, - герб Государева Печатного двора.
Собственно древнее здание Печатного двора находится внутри.
Когда мы входим во двор, мы видим небольшое здание, в котором помещается теперь музей и библиотека типографии.
Здание построено на основе правильни Михаила Федоровича в царствование Федора Алексеевича в 1679 году.
Это старое здание было средоточием тогдашней учености - в нем помещалась правИльная палата, где заседали справщики, ведавшие корректурную и редакционную часть издания церковных книг, и "государская книгохранительная палата" - первая русская публичная библиотека, при которой была учреждена особая должность библиотекаря.
Все стены, своды, двери и окна были расписаны красками с серебром и золотом, на чем трудился царский живописец Леонтий Иванов "со товарищи".
Эта "хоромная живопись" была открыта под слоем штукатурки, сохранена и восстановлена в 1867 году, когда производились реставрационные работы всего здания.
В средневековой Руси книги распространялись посредством переписывания. Для этого привлекались наемные доброписцы".
Но " многая грубость их и нерадение преписующих, ненаученых сущих и неискусных в разуме и хитрости грамматикiистей", сделали то, что среди богослужебных книг " мали обретошася потребни, прочiя же вси растлени от преписующих и неисправленiем пишущих "эти растленные" рукописи привели к решению завести книгопечатание, как это делалось у греков в Венеции, в Белой Руси и в Литовской стране.
По благословению митрополита Макария царь Иван (Грозный) решил "изложити печатные книги", и "явились некiи хитрые мастера печатному делу - званiем Иван дьякон, да Петр Мстиславец, и начаша быти печатныя книги".
Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы на Никольской улице в соседстве с Никольским греческим монастырем.
Печатный двор был сооружен на средства самого царя, который "нещадно даяше от своих царских сокровищ", и заботился о спокойствии первопечатников и обеспечил их материальное положение.
19 апреля 1563 года первопечатники начали типографские работы, а 1 марта 1564 года из-под печатного станка вышла первая в Московском царстве книга "Апостол", в ней было 267 листов, печатался от 10 с половиной месяцев, а в каком количестве - неизвестно.
О происхождении Ивана Федорова нам пока ничего неизвестно.
Даты его рождения приблизительны - где-то после 1510 г.
Место рождения также пока установить не удается.
Сам Иван Федоров в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ», даже, когда уже жил в Литве.
Его типографский знак тождественнен гербу Рагоза, , что дает возможность предположить о его связи с одним из шляхетских родов, приписанным к этому гербу, к которому принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий (впервые эту версию выдвинул В. К. Лукомский в сборнике «Иван Федоров первопечатник», М. — Л., 1935, стр. 167—175. Ее впоследствии поддержал Е. И. Немировский в "Очерках об истории издательской марки").
Ученость свою, вероятно, Иван Федоров получил в Краковском университете в 1529-1532 гг.
В книге этого университета записано, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некий «Johannes Theodori Moscus» (Иван сын Федора Москвитин).
Вероятно в Москве он входил в окружение митрополита Макария и служил дьяконом при Кремлевском соборе Николы Гостунского, был большим знатоком свято-отеческой литературы, был к тому времени вдов и имел сына Ивана.
После Апостола Иван Федоров выпустил в 1565 году Часовник, и в том же году был вынужден спасаясь от народных волнений (бунта переписчиков, которые сожгли типографию) бежать в Литву - «Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли» и его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».
Здесь он обосновался в Заблудово у гетмана Ходкевича, который также организовал печатный двор.
Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в свой "стольный" город Острог, где он напечатал, знаменитую «Острожскую Библию", первую полную библию на церковнославянском языке.
Умер Иван Федоров во Львове, где и был похоронен.
Источник:
Путеводитель по Москве. М. 1917
изд. Сабашниковых
[Продолжение следует.....]