Прогулка XII. По Никольской ул.- улице просвещения старой Москвы (продолжение)

 

Продолжаем прогулку по Никольской улице старой Москвы.

Наша предыдущая прогулка закончилась во дворе  Никольского монастыря.

Выйдя со двора Никольского монастыря, мы увидим через улицу на углу тесного Богоявленского переулка и Никольской улицы, среди небольших строений, занятых магазинами, часовню, ушедшую на 3 ступеньки в землю, неширокий проход, далее колокольню, и царящую над всем этим высокую стройную церковь - это Богоявленский монастырь, что за Ветошным рядом.

Монастырь по древнему своему основанию считается вторым по Москве.

Точно год его основания неизвестен, но в летописях монастырь упоминается уже под 1296 годом, следовательно в княжение основателя московской династии Данила Александровича, сына Александра Невского.

Здесь в 13 веке тянулся густой сосновый бор, отделявший московский городок от обширного Кучкова поля (Лубянка).

На склоне к речке Неглинной возникла иноческая обитель.

Сын Даниила Иван, прозванный "Калитой", по завещанию своего отца заложил "церковь каменну и сiя же отовсюду и всеми православными народы видима аки зерцало".

В первые годы обители, благодаря строгости жизни монашествующих, она заняла среди московских монастырей одно из первых мест, и в нее стекались иноки и вклады.

Обитель сделалась местом удаления на покой именитых бояр.

Между прочим в эту обитель при великом князе Иване вступил его крестник, 15-летний сын переселившегося из Чернигова боярина Федора Бяконта Елевфеврий, под именем Алексея, через 20 лет он становится первосвятителем московским (1352 г.).

Митрополит Алексей - один из образованнейших людей того времени.

Будучи митрополитом, он проявил себя и как дипломат и как великолепный администратор, состоя опекуном малолетнего великого князя, а позднее заменяя его во время отлучек его из Москвы.

До нас не дошли древние постройки этого монастыря.

Из 5 монастырских храмов самыми старыми по основанию являются: нижний, во имя Казанской иконы Божьей матери (1624 г.), и над ним великолепный соборный храм во имя Богоявления Господня (сооружен в 1693-96 гг.).

Храм этот один из совершеннейших типов московского барокко.

Он весь покрыт каменной "резью", так что, стоя на монастырском дворе и любуясь на это создание московских зодчих, получаешь впечатление, что все наличники над окнами и фронтоны как бы покрыты кружевной отделкой.

Храм Богоявления - это один из самых красивых храмов Китай-города, на Никольской улице.

Внутри верхнего храма особенно оригинальна религиозная скульптура "Коронование Богоматери"; она находится над аркой против иконостаса.

Эта скульптура по догадке И.Э. Грабаря, является попыткой Греко-Латинской школы по западному образцу привить скульптуру и к русской церковной жизни.

В нижней Казанской церкви погрбен отец митрополита Алексея, Федор Бяконт, здесь же ряд могил представителей боярских, княжеских и дворянских родов.

Богоявленский монастырь был родовой усыпальницей многих княжеских фамилий, среди них - Голицыны.

Надгробия над некоторыми Голицыными созданы настоящими художниками.

Например, надгробие над могилой Прасковьи Петровны Салтыковой (1701-1718), урожденной Голицыной - памятник в стиле "рококо"; памятник на могиле М.М. Голицына (1685-1764) -поставлен в 1765 г.  в стиле раннего классицизма.

Но самыми замечательными из надгробий являются  памятники над могилами:  М.М. Голицына, сподвижника Петра I (1675-1730) - барельеф с изображением крылатого гения, и Алекс. Дм. Голицына (умер в 1768 г.) , с изображением скорбящей женской фигуры - "богини правосудия".

Эти памятники работы знаменитого французского скульптора Гудона (1741-1828).

Выйдя из монастыря, отправляемся дальше по Никольской улице.

Слева высится массивное зеленое здание, покрытое белой резьбой.

Синодальная типография

Синодальная типография

Это Государев Печатный двор, ныне Синодальная типография (закрыта в 1917 г., в ее стенах до 1931 г. помещались архивные учреждения, затем в ней открылся Историко-Архивный институт, РГГУ).

Здание типографии, тянущееся по Никольской, построено в 1814 г. по проекту арх. Мироновского в готическом стиле на месте древних палат, разобранных в 1810 г.

Типографские ворота находятся на месте старых, а в обработке их орнаментов архитектор держался образцов древних украшений на колоннах, высеченных знаменщиком Левкою.

Обломки этих колонн сохранились с 1645 г. до сих пор и стоят при входе в старое здание.

Над воротами изображен лев и единорог, держащие надпись, - герб Государева Печатного двора.

Собственно древнее здание Печатного двора находится внутри.

Когда мы входим во двор, мы видим небольшое здание, в котором помещается теперь музей и библиотека типографии.

Здание построено на основе правильни Михаила Федоровича в царствование Федора Алексеевича в 1679 году.

Это старое здание было средоточием тогдашней учености - в нем помещалась правИльная палата, где заседали справщики, ведавшие корректурную и редакционную часть издания церковных книг, и "государская книгохранительная палата" - первая русская публичная библиотека, при которой была учреждена особая должность библиотекаря.

Все стены, своды, двери и окна были расписаны красками с серебром и золотом, на чем трудился царский живописец Леонтий Иванов "со товарищи".

Эта "хоромная живопись" была открыта под слоем штукатурки, сохранена и восстановлена в 1867 году, когда производились реставрационные работы всего здания.

В средневековой Руси книги распространялись посредством переписывания. Для этого привлекались наемные доброписцы".

Но " многая грубость их и нерадение преписующих, ненаученых сущих и неискусных в разуме и хитрости грамматикiистей", сделали то, что среди богослужебных книг " мали обретошася потребни, прочiя же вси растлени от преписующих и неисправленiем пишущих "эти растленные" рукописи привели к решению завести книгопечатание, как это делалось у греков в Венеции, в Белой Руси и в Литовской стране.

По благословению митрополита Макария царь Иван (Грозный) решил "изложити печатные книги", и "явились некiи хитрые мастера печатному делу - званiем Иван дьякон, да Петр Мстиславец, и начаша быти печатныя книги".

Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы на Никольской улице в соседстве с Никольским греческим монастырем.

Печатный двор был сооружен на средства самого царя, который "нещадно даяше от своих царских сокровищ", и заботился о спокойствии первопечатников и обеспечил их материальное положение.

19 апреля 1563 года первопечатники начали типографские работы, а 1 марта 1564 года из-под печатного станка вышла первая в Московском царстве книга "Апостол", в ней было 267 листов, печатался от 10 с половиной месяцев, а в каком количестве - неизвестно.

О происхождении Ивана Федорова нам пока ничего неизвестно.

Даты его рождения приблизительны -  где-то после  1510 г.

Место рождения также пока установить не удается.

Автограф (лат.) Ивана Федорова 23 июля 1583

Сам Иван Федоров  в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ», даже, когда уже жил в Литве.

Его типографский знак  тождественнен гербу Рагоза, , что дает возможность предположить о его связи с одним из шляхетских родов, приписанным к этому гербу, к которому  принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий (впервые эту версию выдвинул В. К. Лукомский  в сборнике «Иван Федоров первопечатник», М. — Л., 1935, стр. 167—175. Ее впоследствии поддержал Е. И. Немировский в "Очерках об истории издательской марки").

Ученость свою, вероятно, Иван Федоров  получил в Краковском университете в 1529-1532 гг.

В книге этого университета записано, что в 1532 году степени бакалавра  был удостоен некий «Johannes Theodori Moscus»   (Иван сын Федора Москвитин).

Вероятно  в Москве он входил в окружение митрополита Макария и служил дьяконом при Кремлевском соборе Николы Гостунского, был большим знатоком свято-отеческой литературы, был к тому времени вдов и имел сына Ивана.

После Апостола Иван Федоров выпустил в 1565 году Часовник, и в том же году был вынужден спасаясь от народных волнений (бунта переписчиков, которые сожгли типографию) бежать в Литву - «Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли» и его  «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».

Здесь он обосновался в Заблудово у гетмана Ходкевича, который также организовал печатный двор.

Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в свой "стольный" город Острог, где он напечатал,  знаменитую «Острожскую Библию", первую полную библию на церковнославянском языке.

Умер Иван Федоров во Львове, где и был похоронен.

 

Источник:

Путеводитель по Москве. М. 1917

изд. Сабашниковых

[Продолжение следует.....]

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика