Никольская улица старой Москвы
Нашу прогулку по Никольской улице начнем от Исторического музея.
Прямо перед нами обширная Красная площадь, в дальнем конце возвышается собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, в просторечии "Василий Блаженный".
Налево, вдоль всей площади, Торговые ряды, или в старину Старый Гостинный двор, направо Кремль.
Ближайшие ворота, ведущие в него, Николаевские, или Никольские. Слева из Китай - города на площадь выходят 2 улицы, Ильинка и против Никольских ворот - Никольская.
В старину Никольская ул. начиналась в самом Кремле, у колокольни Ивана Великого, на Ивановской площади, шла между Чудовым монастырем и теперешним местом Царя-пушки, пересекала Чудовский переулок - так называемый Крестец - и, проходя по линии нынешнего здания Судебных Установлений, подходила к Никольским воротам, минуя ворота, через Никольский мост на рву, отделявшем Кремль от Красной площади тянулась на с.-восток и переходила в теперешнюю Никольскую улицу.
Это была самая оживленная и бойкая улица старой Москвы и свой характер она сохранила и до нынешнего времени. В истории Москвы и в истории русской культуры она сыграла видную роль.
Здесь возникла первая русская Академия, откуда вышли первые русские ученые.
С Никольской ул. московский люд получил первые книги, сделанные типографским способом.
На этой улице был открыт первый русский университет.
Пройдемся по этой улице и мысленно восстановим ее прошлое.
Здание Исторического музея было построено в 1883 г. на месте Земского приказа, разобранного в 1873 г.
Здания Земского приказа, уцелевшие Воскресенские ворота и примыкающий к ним дом Губернского правления были построены еще при царе Федоре Алексеевиче в 1680 г., но пожаром в 1737 г. были приведены в такую негодность, что потребовался большой их ремонт.
Архитектор Иван Мичурин при восстановлении этих зданий произвел большие изменения.
Избежали этих изменений лишь Воскресенские ворота.
В здании Земского приказа, на месте Исторического музея, с 1755 года помещался только что основанный императрицей Елизаветой, по мысли М.В. Ломоносова, Московский университет, с двумя гимназиями - одной для дворян, другой для разночинцев.
Университет находился в этом помещении до перенесения его на Моховую.
Впоследствии, с введением Екатериной II губернских установлений (1775), здесь помещались некоторые присутственные места, а с 1855 г. здесь находилась Московская Градская Шестигласная дума.
В здании Воскресенских ворот при Анне Иоановне помещались до 1731 г. лаборатория Монетного двора и палата Главной Московской Аптеки, а с открытием университета помещалась первая в России гражданская типография, при которой начато было Московским университетом издание Ведомостей в 1756 г.
Эта типография с 1779 по 1788 г. находилась в аренде у одного из замечательных русских людей, главы московских масонов Николая Ивановича Новикова, начавшего впервые в России правильную книжную торговлю и издательство, основавшего "Типографическую компанию" и "Дружеское Общество", которое в начале здесь и собиралось, т.к. Новиков и жил при типографии в университетском доме.
Здание Губернского правления находится по правой стороне Воскресенского проезда, рядом с Казанским собором.
Здесь со времен Екатерины помещались присутственные места - ратуша, суды, канцелярии.
Дом этот в основе своей постройка Федора Иоановича.
При перестройке Мичуриным он был увеличен. его план - 3 квадрата, приставленных друг к другу.
Внутри каждого квадрата - двор.
В крайнем к стене Китай-города дворе идет здание, служившее долговым отделение, с временной тюрьмой, по-простонародному "Ямой".
Здесь содержались должники до выплаты ими долгов.
Это место в административном отношении было центральным в Москве и здесь постоянно толпились тяжущиеся и, как в старину на Ивановской площади, "площадные писцы"- "крапивное семя", как у Островского.
На тротуаре бойко идет торговля "шнурами, гутталином, грецкими губками и туфлями, иногда пройдет уже вымирающий тип -"сбитенщик".
Поднимаясь от ворот к площади повернем в Никольскую, на углу мы видим церковь очень простой архитектуры - собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
Это памятник освобождения Москвы от польско-литовских людей в 1612 году, построен царем Михаилом Федоровичем в честь иконы Казанской Божьей Матери, спутницы кн. Димитрия Пожарского.
Собор строили Семен Федорович Глебов и Наум Петров в 1635-36 гг.
По очищении Москвы: Кремля и Китай-города от врагов, Дмитрий Пожарский перенес икону в свой приходской храм - в церковь Введения на Лубянке, где она и находилась вплоть до постройки собора.
В настоящее время собор по внешнему виду не представляет ничего особенного, так как был искажен перестройками и переделками.
Колокольня, выстроенная в 1818 г., прикрыла его от площади и застроила знаменитое крыльцо-паперть собора, на котором протопоп Аввакум произносил свои обличительные речи.
Никольская ул. исстари известна была своими иконными и книжными лавками и магазинами.
Торговля иконами началась на Никольской еще с 15 века, и место их торга обозначилось Иконным рядом, находившимся на левой стороне улицы за собором Казанской Божьей Матери.
Но торговля ими здесь на проезжей бойкой улице была царем Федором Алексеевичем признана непристойной и указом в сентябре 1681 года весь торг или был перенесен в "сокровенное" место - в деревянные лавки "на Печатном дворе, подле каменной ограды".
Проходя по этой улице, среди массы торговых вывесок, мы едва различим по левой стороне небольшие ворота, а за ними 3-х этажное старинное здание.
Войдя под ворота, мы увидим обширный двор, а справа церковь - монастырь Всемилостивого Спаса на Никольском хресце, что за Иконным рядом, или попросту Заиконоспасский монастырь.
Он основан в 1600 году царем Борисом Годуновым и перестроен в 1660-61 гг. по велению царя Алексея Михайловича. В монастыре две церкви: нижняя - Нерукотворного Образа Спаса, и верхняя, во имя Пресвятой Богородицы, Всех скорбящих Радости.
Церкви были перестроены в конце 18 веке и в них мало что осталось от 17 века.
Но сам монастырь имеет в истории русской культуры и образованности огромное значение.
В нем впервые возникло высшее учебное заведение в средневековой Руси, и из его стен вышел ряд выдающихся людей на поприще просвещения.
Первые попытки завести правИльную школу относятся еще к царствованию Михаила Федоровича, но более настоятельное усердие в этом проявил царь Алексей Михайлович, который даже искал для московской школы "некотораго учителя смышленнаго еллинскому языку и разсудителя евангельскому слову".
Начавшиеся в половине 17 века церковно-религиозные волнения заставили царя действовать решительно и он выписал из Киевского братского монастыря ученых старцев Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого и Епифания Славинецкого.
Эти глубокие знатоки богословских наук и европейски образованные люди основали в Москве гнездо просвещения.
Вслед за ними из Киева стали прибывать и другие ученые выпускники Киево-Могилянской Академии.
Среди них самым ученым был Симеон Полоцкий, сыгравший огромную роль в истории русского просвещения.
Симеон Полоцкий ( Симеон Емельянович Петровский-Ситнианович) родился в Белоруссии в апреле 1621 г.
В Москве он поступил в Заиконоспасский монастырь монахом, затем он становится его настоятелем.
По царскому указу Симеон в своей келье начинает обучать молодых подъячих Посольского приказа "по латыням и для грамматического учения".
Кроме того он преподавал риторику и пиитику и его ученики упражнялись в сочинении вирш и "ораций".
Учеником Симеона Полоцкого был Сильвестр Медведев, монах Заиконоспасского монастыря.
Это он поднес царю Федору Алексеевичу "Академическую привилегию" - устав вновь проектировавшегося высшего учебного заведения - Академии.
Привилегия состояла из предисловия и 18 пунктов, из которых видно, что Академия являлась бы высшим трибуналом по делам веры в случаях, угрожающих чистоте православия.
Академии давалась форма вполне самостоятельной и автономной единицы, и на ее содержание отводился ряд монастырей.
По словам историка Соловьева, Московская Академия по этому проекту - цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при неизбежном столкновении своем с неверным Западом; это не училище только - это страшный инквизиционный трибунал: произнесет блюститель с учителями слова: "виновен в неправославии", и "костер запылает для преступника".
Но, по неизвестно каким причинам, эта Привилегия осталась неутвержденной, и лишь спустя некоторое время в здании, специально построенном царем Федором Алексеевичем в этом монастыре, была открыта Славяно-Греко-Латинская Академия, когда прибыли с Востока знаменитые ученые того времени - братья Лихуды.
Славяно-Греко-Латинская академия помещалась в здании Заиконоспасского монастыря против ворот и просуществовала до 1814 года, когда по высочайшему повелению была преобразована в Московскую Духовную Академию и переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где существует и поныне.
Высшим расцветом Академии надо считать начало 19 века, когда в ней насчитывалось до 1500 учащихся.
Среди ее учащихся были: М.В. Ломоносов, сатирик А.Д. Кантемир и др., а среди учителей были все выдающиеся люди 17 и 18 веков - братья Лихуды, Ф. Поликарпов, Карион Истомин, автор первой грамматики и др.
Здание много раз подвергалось переустройству, но основное - план здания, фасад и часть коридора и помещений первого этажа сохранили свой первоначальный вид.
Выйдя из Заиконоспасского монастыря, рядом с ним увидим часовню и ворота с поднимающейся вверх лестницей.
Это монастырь Николы Старого у Большого Креста или Николы Большая глава у Крестного целованья, ныне Никольский Греческий монастырь.
Когда он основан - неизвестно, но первый раз упоминается под 1390 годом.
Иваном IV Грозным он был по просьбе Афонского Хиландарского монастыря пожалован ему в подворье для приезда и временного проживания в нем монашествующих с Афона, а когда в 1666 году была принесена икона Иверской Божьем матери и стояла здесь до перенесения в часовню у Курятных (Воскресенских) вотор, царь Алексей Михайлович пожаловал Никольский, Большая Глава, монастырь в вечное владение Иверскому монастырю и разрешил отправлять богослужение на греческом языке.
Монастырь древними сооружениями не отличается. В нем собор, стоящий посреди монастыря, имеет 2 этажа: нижний (1724 г.) и верхний, куда ведет лестница с Никольской, построенный в 1736 г. князем Димитрием К. Кантемиром, имевшим свой дом, пожалованный ему Петром I, между монастырем и нынешней синодальной типографией.
Князья Кантемиры были вкладчиками и строителями Никольского монастыря, и монастырь был их родовой усыпальницей.
Известный сатирик и поэт 18 века, князь Антиох Дм. Кантемир (умер в 1744 г.) погребен в бывшей Дмитровской церкви этого монастыря.
К нашему времени ( к началу 20 века) Заиконоспасский и Никольский монастыри уже потеряли свое значение монастыря и обители.
Обойдя кругом по двору, мы с грустью должны сознаться, что в нем не осталось ничего привлекательного.
Источник:
Путеводитель по Москве. М. 1917
изд. Сабашниковых
[продолжение следует...]