Прогулка XI. Никольская ул.- улица просвещения старой Москвы (начало)

Никольская улица старой Москвы

Нашу прогулку по Никольской улице  начнем от Исторического музея.

Прямо перед нами обширная Красная площадь, в дальнем конце возвышается собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, в просторечии "Василий Блаженный".

Налево, вдоль всей площади, Торговые ряды, или в старину Старый Гостинный двор, направо Кремль.

Ближайшие ворота, ведущие в него, Николаевские, или Никольские. Слева из Китай - города на площадь выходят 2 улицы, Ильинка и против Никольских ворот - Никольская.

В старину Никольская ул. начиналась в самом Кремле, у колокольни Ивана Великого, на Ивановской площади, шла между Чудовым монастырем и теперешним местом Царя-пушки, пересекала Чудовский переулок - так называемый Крестец - и, проходя по линии нынешнего здания Судебных Установлений, подходила к Никольским воротам, минуя ворота, через Никольский мост на рву, отделявшем Кремль от Красной площади тянулась на с.-восток и переходила в теперешнюю Никольскую улицу.

Это была самая оживленная и бойкая улица старой Москвы и свой характер она сохранила и до нынешнего времени. В истории Москвы и в истории русской культуры она сыграла видную роль.

Здесь возникла первая русская Академия, откуда вышли первые русские ученые.

С Никольской ул. московский люд получил первые книги, сделанные типографским способом.

На этой улице был открыт первый русский университет.

Пройдемся по этой улице и мысленно восстановим ее прошлое.

Здание Исторического музея было построено в 1883 г. на месте Земского приказа, разобранного в 1873 г.

Здание замского приказа 19 в.

Здание замского приказа 19 в.

Здания Земского приказа, уцелевшие Воскресенские ворота и примыкающий к ним дом Губернского правления были построены еще при царе Федоре Алексеевиче в 1680 г., но пожаром в 1737 г. были приведены в такую негодность, что потребовался большой их ремонт.

Архитектор Иван Мичурин при восстановлении этих зданий произвел большие изменения.

Избежали этих изменений лишь Воскресенские ворота.

В здании Земского приказа, на месте Исторического музея, с 1755 года помещался только что основанный императрицей Елизаветой, по мысли М.В. Ломоносова, Московский университет, с двумя гимназиями - одной для дворян, другой для разночинцев.

Университет находился в этом помещении до перенесения его на Моховую.

Впоследствии, с введением Екатериной II губернских установлений (1775), здесь помещались некоторые присутственные места, а с 1855 г. здесь находилась Московская Градская Шестигласная дума.

В здании Воскресенских ворот при Анне Иоановне помещались до 1731 г. лаборатория Монетного двора и палата Главной Московской Аптеки, а с открытием университета помещалась первая в России гражданская типография, при которой начато было Московским университетом издание Ведомостей в 1756 г.

Николай Иванович Новиков

Николай Иванович Новиков

Эта типография с 1779 по 1788 г. находилась в аренде у одного из замечательных русских людей, главы московских масонов Николая  Ивановича Новикова, начавшего впервые в России правильную книжную торговлю и издательство, основавшего "Типографическую компанию" и "Дружеское Общество", которое в начале здесь и собиралось, т.к. Новиков и жил при типографии в университетском доме.

Здание Губернского правления находится по правой стороне Воскресенского проезда, рядом с Казанским собором.

Здесь со времен Екатерины помещались присутственные места - ратуша, суды, канцелярии.

Дом этот в основе своей постройка Федора Иоановича.

При перестройке Мичуриным он был увеличен. его план - 3 квадрата, приставленных друг к другу.

Внутри каждого квадрата - двор.

 

В крайнем к стене Китай-города дворе идет здание, служившее долговым отделение, с временной тюрьмой, по-простонародному "Ямой".

Здесь содержались должники до выплаты ими долгов.

Это место в административном отношении было центральным в Москве и здесь постоянно толпились тяжущиеся и, как в старину на Ивановской площади, "площадные писцы"- "крапивное семя", как у Островского.

На тротуаре бойко идет торговля "шнурами, гутталином, грецкими губками и туфлями, иногда пройдет уже вымирающий тип -"сбитенщик".

Поднимаясь от ворот к площади повернем в Никольскую, на углу мы видим церковь очень простой архитектуры - собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Это памятник освобождения Москвы от польско-литовских людей в 1612 году, построен царем Михаилом Федоровичем в честь иконы Казанской Божьей Матери, спутницы кн. Димитрия Пожарского.

Здание Губернского правления

Здание Губернского правления

Собор строили Семен Федорович Глебов и Наум Петров в 1635-36 гг.

По очищении Москвы: Кремля и Китай-города от врагов,  Дмитрий  Пожарский перенес икону в свой приходской храм - в церковь Введения на Лубянке, где она и находилась вплоть до постройки собора.

В настоящее время собор по внешнему виду не представляет ничего особенного, так как был искажен перестройками и переделками.

Колокольня, выстроенная в 1818 г., прикрыла его от площади и застроила знаменитое крыльцо-паперть собора, на котором протопоп Аввакум произносил свои обличительные речи.

Никольская ул. исстари известна была своими иконными и книжными лавками и магазинами.

Торговля иконами началась на Никольской еще с 15 века, и место их торга обозначилось Иконным рядом, находившимся на левой стороне улицы за собором Казанской Божьей Матери.

Но торговля ими здесь на проезжей бойкой улице была царем Федором Алексеевичем признана непристойной и указом в сентябре 1681 года весь торг или был перенесен в "сокровенное" место - в деревянные лавки "на Печатном дворе, подле каменной ограды".

Проходя по этой улице, среди массы торговых вывесок, мы едва различим по левой стороне небольшие ворота, а за ними 3-х этажное старинное здание.

Войдя под ворота, мы увидим обширный двор, а справа церковь - монастырь Всемилостивого Спаса на Никольском хресце, что за Иконным рядом, или попросту Заиконоспасский монастырь.

Он основан в 1600 году царем Борисом Годуновым и перестроен в 1660-61 гг. по велению царя Алексея Михайловича. В монастыре две церкви: нижняя - Нерукотворного Образа Спаса, и верхняя, во имя Пресвятой Богородицы, Всех скорбящих Радости.

Церкви были перестроены в конце 18 веке и в них мало что осталось от 17 века.

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский монастырь

Но сам монастырь имеет в истории русской культуры и образованности огромное значение.

В нем впервые возникло высшее учебное заведение в средневековой Руси, и из его стен вышел ряд выдающихся людей на поприще просвещения.

Первые попытки завести правИльную школу относятся еще к царствованию Михаила Федоровича, но более настоятельное усердие в этом проявил царь Алексей Михайлович, который даже искал для московской школы "некотораго учителя смышленнаго еллинскому языку и разсудителя евангельскому слову".

Начавшиеся в половине 17 века церковно-религиозные волнения заставили царя действовать решительно и он выписал из Киевского братского монастыря ученых старцев Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого и Епифания Славинецкого.

Эти глубокие знатоки богословских наук и европейски образованные люди основали в Москве гнездо просвещения.

Вслед за ними из Киева стали прибывать и другие ученые выпускники Киево-Могилянской Академии.

Среди них самым ученым был Симеон Полоцкий, сыгравший огромную роль в истории русского просвещения.

Симеон Полоцкий ( Симеон Емельянович Петровский-Ситнианович) родился в Белоруссии в апреле 1621 г.

В Москве он поступил в Заиконоспасский монастырь монахом, затем он становится его настоятелем.

По царскому указу Симеон в своей келье начинает обучать молодых подъячих Посольского приказа "по латыням и для грамматического учения".

Кроме того он преподавал  риторику и пиитику и его ученики упражнялись в сочинении вирш и "ораций".

Учеником Симеона Полоцкого был Сильвестр Медведев, монах Заиконоспасского монастыря.

Это он поднес царю Федору Алексеевичу "Академическую привилегию" - устав вновь проектировавшегося высшего учебного заведения - Академии.

Привилегия состояла из предисловия и 18 пунктов, из которых видно, что Академия являлась бы высшим трибуналом по делам веры в случаях, угрожающих чистоте православия.

Академии давалась форма вполне самостоятельной и автономной единицы, и на ее содержание отводился ряд монастырей.

По словам историка Соловьева, Московская Академия по этому проекту - цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при неизбежном столкновении своем с неверным Западом; это не училище только - это страшный инквизиционный трибунал: произнесет блюститель с учителями слова: "виновен в неправославии", и "костер запылает для преступника".

Но, по неизвестно каким причинам, эта Привилегия осталась неутвержденной, и лишь спустя некоторое время в здании, специально построенном царем Федором Алексеевичем в этом монастыре, была открыта Славяно-Греко-Латинская Академия, когда прибыли с Востока знаменитые ученые того времени - братья Лихуды.

Славяно-Греко-Латинская академия помещалась в здании Заиконоспасского монастыря против ворот и просуществовала до 1814 года, когда по высочайшему повелению была преобразована в Московскую Духовную Академию и переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где существует и поныне.

Высшим расцветом Академии надо считать начало 19 века, когда в ней насчитывалось до 1500 учащихся.

Среди ее учащихся были: М.В. Ломоносов, сатирик А.Д. Кантемир и др., а среди учителей были все выдающиеся люди 17 и 18 веков - братья Лихуды, Ф. Поликарпов, Карион Истомин, автор первой грамматики и др.

Здание много раз подвергалось переустройству, но основное - план здания, фасад и часть коридора и помещений первого этажа сохранили свой первоначальный вид.

Выйдя из Заиконоспасского монастыря, рядом с ним увидим часовню и ворота с поднимающейся вверх лестницей.

Это монастырь Николы Старого у Большого Креста или Николы Большая глава у Крестного целованья, ныне Никольский Греческий монастырь.

Когда он основан - неизвестно, но первый раз упоминается под 1390 годом.

Иваном IV Грозным он был  по просьбе Афонского Хиландарского монастыря пожалован ему в подворье для приезда и временного проживания в нем монашествующих с Афона, а когда в 1666 году была принесена икона Иверской Божьем матери и стояла здесь до перенесения в часовню у Курятных (Воскресенских) вотор, царь Алексей Михайлович пожаловал Никольский, Большая Глава, монастырь в вечное владение Иверскому монастырю и разрешил отправлять богослужение на греческом языке.

Монастырь древними сооружениями не отличается. В нем собор, стоящий посреди монастыря, имеет 2 этажа: нижний (1724 г.)  и верхний, куда ведет лестница с Никольской, построенный в 1736 г. князем Димитрием К. Кантемиром, имевшим свой дом, пожалованный ему Петром I, между монастырем и нынешней синодальной типографией.

Князья Кантемиры были вкладчиками и строителями Никольского монастыря, и монастырь был их родовой усыпальницей.

Известный сатирик и поэт 18 века, князь Антиох Дм. Кантемир (умер в 1744 г.) погребен в бывшей Дмитровской церкви этого монастыря.

К нашему времени ( к началу 20 века) Заиконоспасский и Никольский монастыри уже потеряли свое значение монастыря и обители.

Обойдя кругом по двору, мы с грустью должны сознаться, что в нем не осталось ничего привлекательного.

 

Источник:

Путеводитель по Москве. М. 1917

изд.  Сабашниковых

[продолжение следует...]

 

 

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
На сайте http://kz.vdetskommire.biz большой выбор спортивного инвентаря в Астане

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика