Прогулка XIII. Улица просвещения старой Москвы (конец)

 

Продолжим прогулку по Никольской улице - улице просвещения старой Москвы.

Для просвещения нужны прежде всего книги и типографии для их печатания.

Московская типография, восстановленная после Большого пожара, была значительно хуже первой.

Ею управляли Андроник Невежа и Никифор Тарасиев, дела ее пришли в упадок и, наконец, она была переведена в Александровскую слободу, где жил в то время Иван Грозный.

Лишь в царствование Федора Иоанновича возобновилась типографская деятельность на Москве "дабы царство его исполнилось Божественных книг печатных".

 

 

Борис Годунов и Василий Шуйский расширяли печатное дело, дело просвещения,  и строили для типографских нужд новые здания, а Лжедмитрий, помимо забот о типографии, дал ей титул " Царской Его Величества Друкарни".

Смутное время мало отразилось на типографии, она продолжала выпускать книги.

Лишь в 1612 году мастера московской типографии бросили работу и разбежались.

Царь Михаил Федорович по вступлении в Москву немедленно начал работы в типографии, причем она располагалась в Кремле, в дворцовой набережной палате, а на старом Печатном дворе в это время начались работы по строительству каменного двухэтажного здания, которое было окончено в 1620 году.

В этом здании находилась только типография, а мастеровые и все служащие были поселены в особой Печатной слободе у Сретенских ворот при церкви Успения, которая до сих пор называется "что в Печатниках".

Типографская деятельность в царствования Михаила  Федоровича и, особенно, Алексея Михайловича достигла блестящих результатов: было увеличено число печатных станков, внешность здания доведена до возможного на то время совершенства, типография была богато обставлена, снабжена шрифтами и одно время число служащих доходило до 165  человек.

Все это отразилось и на ее издательской деятельности.

Так, при патриархе Иосифе вышло до 100 изданий, среди которых помимо богослужебных книг было 18 изданий богословского характера и несколько учебных, например, азбука Бурцева и грамматика Мелетия Смотрицкого, причем азбука Бурцева вышла в двух изданиях - первое в 1649 году в 6000 экземплярах, а второе - в 1651 году в количестве 2400 экз., которые были раскуплены в их типографской лавке в один день.

Был еще ряд книг светского содержания: "Соборное Уложение" царя  Алексея Михайловича, "Книга райтарского строю" (1649), эта книга замечательна еще и тем, что в ней впервые в России были помещены гравюрки на меди, их Печатный двор выписал из Голландии.

В царствование Петра I при типографии в 1702 году 16 декабря начали печататься "Куранты" и "Ведомости", а в 1707 году началась отливка придуманного Петром I гражданского шрифта, которую делал Михаил Ефремов.

Первая книга, напечатанная этим шрифтом, была "Геометрия, славенскi землемерiе, iздадеся новотипографским тiсненiем" в 1708 году, в марте.

А в 1751 году вышла знаменитая Елизаветинская Библия (с незначительными правками до настоящего времени используется как авторизованный для богослужения текст в РПЦ).

С 1721 года типография была передана в Святейший Синод, в ведении которого находилась до 1917 года.

Продолжая путь по Никольской мимо массы магазинов, минуя Третьяковский проезд, остановимся перед аптекой Феррейна, на углу небольшого переулочка (Никольский тупик).

Феррейн  владел эти зданием с 1832 года, это  была старейшая аптека города.

После 1917 г. - Главная аптека № 1.

Существующее ныне здание построено в 1890-х годах архитектором Адольфом Эрихсоном по заказу магистра фармации Владимира Карловича Феррейна.

В.К. Феррейн  был основателем Российского общества акклиматизации животных и растений, на базе этого общества был основан  Московский зоопарк.

У многих старых москвичей еще сохранились стеклянные аптечные пузырьки с надписью "Карл Феррейн" (несколько лет назад аптека ликвидирована, помещения заняты рестораном).

Аптека Феррейна на Никольской

Аптека Феррейна на Никольской

На месте аптеки в 18 веке находился дом Санктпетербургской Академии и в нем лавки, "где всякiя книги продаются", в конце же 18 века владение это принадлежало известному книгопродавцу Глазунову, имевшему свою торговлю сначала на Спасском мосту у Кремля, а после французского нашествия в этом доме.

Прямо напротив - владение графа Шереметьева.

Это родовая вотчина боярского рода Шереметьевых, пожалованная им царем Иваном IV и с тех пор находящаяся в непрерывном их владении.

Вдали видны Никольские ворота Китай-города - древние Сретенские.

И перед нами, в самом конце Никольской улицы стоит небольшая, очень красивой архитектуры московского "барокко", церковка.

Это "обетный" храм царицы Нитальи Кирилловны, выстроенный в 1691-94 годах из доходов Стрелецкого Приказа, при боярине Троекурове.

Она была освящена  во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Издревле здесь стояла  часовня с Владимирским образом, это было то самое место,  где 26 августа 1395 году москвичи встречали чудотворный образ Богоматери из Владимира,  надеясь обрести спасение от страшного Тимура, который, как предполагали шел с войском на Москву.

Митрополит Киприан со множеством народа  молились , чтобы  Божьея Матерь заступилась за Москву, не позволила войску  Тимура сжечь город.

И она помогла -  Тимур не стал связываться с мятежным улусом Золотой Орды и не пошел на Москву.

Он неожиданно повернул к Ельцу и сжег его, затем пошел на Крым и разграбил там  Азов и Кафу, после чего пожег Сарай и Астрахань.

В память об этом событии был основан  московский Сретенский монастырь  и Владимирская часовня на московском посаде.

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь,освященную во имя Владимирской иконы, которую она  считала  своей покровительницей, так как  ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы.

Этой же иконой она была благословлена в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в 1671 году.

Именно этот фамильный образ овдовевшая Наталья Кирилловна  пожаловала в новоустроенную церковь, но до  освящения своего "обетного" храма она не дожила.

Обетный храм царицы Натальи

"Обетный" храм царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной

(До наших дней эта красивейшея церковь не дожила - осенью 1932 года ее закрыли, а здание передали  под клуб милиции.

В 1934 года ее снесли вместе с частью стены Китай-города, на месте храма теперь  - проезжая часть улицы).

Сворачивая налево в перулочек, сохранивший свою ширину с 17 столетия, мы проходим мимо дома Бостанжогло (Бостанжогло - почетные граждане, купцы, коммерции советники, табачные фабриканты), где в 1802-1804 годах жил  Н. М. Карамзин, и выходим на небольшую площадку, посреди которой высится церковь, окруженная небольшим садиком и вросшими в землю книжными лавочками букинистов.

Это - Троицкая, что в Полях церковь (Церковь Живоначальной Троицы).

По старой привычке здесь, как и у Никольских ворот, гнездятся многочисленные букинисты, торгующие старыми книгами, картинами, гравюрами.

Когда-то вся эта местность, весь угол Никольской торговал народной книжкой и картинкой "лубком"; все эти издания так и зовутся литературой "с Никольской".

Название "что в Полях" церковь получила оттого, что здесь в древности происходили судебные поединки - "поле".

Этими поединками решались запутанные тяжбы, и именовались они "Судом Божьим", - кто одолеет в этой борьбе, тот считался правым.

Старые поля начинались  примерно от нынешней Лубянской площади до Охотного ряда.

По преданию такие поединки происходили на этом месте, по летописям Троицкая церковь "в полях", или "у старых поль" существовала уже в 1493 году, но настоящая построена только в 1825-34 годах.

Церковь Живоначальной Троицы, что в Полях

Церковь Живоначальной Троицы, что в Полях

(Троицкая, что в Полях церковь была снесена в 1934 году при уничтожении Китайгородской стены.

В 1996-97 годах археологи раскрыли средневековые фундаменты и законсервировали их на поверхности земли).

Пройдем мимо книжных лавочек и через Проломные ворота в стене Китай города,  по узенькой лестнице спустимся вниз к небольшому скверу, посреди которого стоит памятник.

Из тихого уголка старой Москвы, где нет большой суеты и шума, от "Полей" мы сразу попадаем в кипучую артерию теперешней Москвы: справа и слева идут бесконечные трамваи, снуют толпы народа, и только  один человек, не обращая внимани на всю эту сутолку современного города, спокойно рассматривает свою работу: это Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров.

Дата на памятнике - 1563 год 19 апреля - день начатия типографских работ на Печатном дворе.

На обратной стороне памятника надпись:

Первее нача печатати

на Москве святыя книги

на лето от 7071 года

априля в 19

ради братiй моих

и ближних моих

Мы прошли по Никольской, улице Просвещения средневекового Московского царства, которая дала богатырей русской культуры и просвещения, и  среди них наиболее могучая фигура - это первопечатник.

И наша прогулка естественно заканчивается около памятника тому, кто положил основание наиболее мощному и легкому распространителю культуры - типографскому "тисненiю".

Памятник был сооружен в 1909 году стараниями Императорского Московского Археологического Общества

Строитель памятника - архитектор Иван Павлович Машков, автор статуи - скульптор С.М. Волнухин.

 

Источник:

Путеводитель по Москве. М. 1917 год

изд. Сабашниковых

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика