А.Ю. Лисовский и его исчезнувшее золото.

Известность гусару Лисовскому принесло его участие во внутреннем мятеже (рокоше) в пределах Польско-Литовского государства, случившемся в 1607 г. Шляхтичи-рокошане во главе с Зебжидовским выступили против реформаторской политики Сигизмунда III, нацеленной на централизацию власти и управления. За участие в рокоше ротмистр Лисовский был объявлен вне закона (заочно осужден на вечное изгнание и казнь в случае возвращения в отечество).

Жил в былые времена Александр Юзеф Лисовский, легендарный предводитель польских отрядов времен Смуты (1598 - 1613 гг.).

Собственно он гетманом официально никогда и не был, был он гусаром польских войск  но такая уж молва народная - всех предводителей более или менее большого военного отряда называть гетманом. Александр Лисовский родился где-то около Вильны (Вильнюс нынешний), учился в школе у иезуитов, а карьеру свою военную начал в Валахии у тамошнего господаря Михая.

Но, когда польские войска  в 1600 году вторглись в Валахию,  он присоединился к поляками.

Известным  Лисовский стал во время мятежа  (рокоше) в Речи Посполитой в 1607 г.

Шляхтичи-рокошане (мятежники) выступили против реформаторской политики Сигизмунда III, стремившегося централизовать власть и управление государством.

А за участие в мятеже  ротмистр Лисовский был объявлен вне закона (заочно осужден на вечное изгнание и казнь в случае возвращения в отечество).

Лисовский  оставил по себе память не только в Польше и Литве, где с той поры всех головорезов называли "лисовчиками", но и во многих российских уездах, которые он с "огнем и мечом" прошел рейдом во главе собственной дружины (около 1200 человек), а дошел он во времена Смутные вплоть до Кинешмы на Севере.

Там, где проходил Лисовский, оставалась пустыня, грабили, убивали, сжигали все, а шапки и пояса "лисовчиков" все наполнялись и тяжелели от зашитых в них драгоценностей, которые они срезали с уборов бояр и их жен.

Грабил он всех, от простых крестьян до бояр и монастырей.

Но не всегда удавалось  им унести награбленное с собой, когда они проигрывали бои с русскими войсками.

В ярославской деревне Каменке до сих пор рассказывают легенду о том, что будто бы близ Каменки был зарыт клад  с польским золотом, которое "лисовчики" спрятали после сражения с русским войском воеводы Черкасского, что будто бы после неудачного боя с русскими поляки отступили к окраине этого села и, отгородившись обозом, несколько дней сидели в окружении, отбивая атаки русских.

Но в конце концов им удалось вырваться, но уже без обоза, налегке, а накануне прорыва Лисовский, якобы, приказал закопать награбленное в ярославских и костромских краях.

Об этом событии и приказе Лисовского будто бы сохранилась запись в какой-то старинной хронике, которая хранилась в  польском монастыре.

Какой-то монах, бывший на послушании около западной границы Российской империи, узнал об этой хронике  случайно и, поискав в библиотеке монастыря,  нашел рукопись, прочитал ее и  сделал "кладовую запись", проще говоря, скопировал описание  места, где был зарыт клад.

Эта запись прошла через многие руки, все пытались найти клад, но...увы, безрезультатно.

Но однажды эта "кладовая запись" оказалась в руках у солдата Орловского пехотного полка Я. Шуваева.

Прошло много лет, прежде чем Шуваеву удалось добраться до Каменки.

Он долго изучал окрестности, сверяясь с "записью", но найти место все не удавалось, ведь за многие годы, а прошло двести с лишним лет, места эти сильно изменились.

Пришлось пойти на контакты с местными жителями-старожилами.

Они не пришли в восторг от того, что какому-то пришлому человеку стало известно, что в их селе спрятан большой клад, но постарались выведать как можно больше.

Они, конечно, помнили прежнюю планировку села и быстро сообразили, что клад запрятан в яме-срубе из сосновых и дубовых бревен.

А найти эту яму-сруб или, как было написано в летописи - "Колодчика", можно было только, зная, что тень от креста на куполе церкви при закате солнца в равноденствие падала как раз на место ямы.

Это понял только дьячок местной церкви, так как расположение построек села уже изменилась и церковь перестраивалась.

А знал о том, как перестраивалась церковь только дьячок местный.

И он больше всех  старался в сокрытии настоящих примет.

Дьячок, слыл в селе чернокнижником, славился своей начитанностью, был немного знахарем.

Он сам  хотел воспользоваться кладом, но его удерживал страх: в "кладовой записи" было написано, что клад заклят  и что человек, который овладеет кладом, непременно умрет, а уезд этот и все село постигнет страшное бедствие.

И дьячок боялся последствий.

Прошло несколько лет и около церкви начались какие-то строительные работы.

Рабочим нужно было много воды и они начали рядом со стройкой около церкви  копать колодец.

Они не знали ничего о существовании клада и принялись раскапывать прямо на месте этого самого "Колодчика".

На небольшой глубине открылся сруб из дубовых и сосновых бревен.

А дьячок все бродил рядом и наблюдал за рабочими, но сам не принимал участия в работах.

Он по простоте своей душевной полагал, что как только рабочие найдут клад, сработает наложенное на клад заклятие и все рабочие погибнут, а он  после их смерти легко его заберет.

Смотрел он , как рабочие копают и радовался, что работы идут так споро.

На глубине в полторы сажени рабочие наткнулись на каменную плиту.

Окопав землю порешили они вытащить плиту назавтра, так как день уже кончался.

А ночью пошел сильный дождь и яма наполнилась водой: "Колодчик" и вправду превратился в колодец.

Ну, рабочие и не стали дальше вытаскивать плиту и копать, вода-то уже была!

А дьячок побрел домой.

По окончании  стройки яму ту снова засыпали землей, так и остался клад неотрытым.

Дьячок молчал, боясь заклятья.

А солдат так и не нашел нужное ему место.

Старожилы - тоже, как ни старались.

Перекопали всю местность, но увы...

Наверное, клад до сих пор и лежит там.

 

Источник:

А.Ю. Низовский

"Легенды и мифы русской старины"

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика