Жил в былые времена Александр Юзеф Лисовский, легендарный предводитель польских отрядов времен Смуты (1598 - 1613 гг.).
Собственно он гетманом официально никогда и не был, был он гусаром польских войск но такая уж молва народная - всех предводителей более или менее большого военного отряда называть гетманом. Александр Лисовский родился где-то около Вильны (Вильнюс нынешний), учился в школе у иезуитов, а карьеру свою военную начал в Валахии у тамошнего господаря Михая.
Но, когда польские войска в 1600 году вторглись в Валахию, он присоединился к поляками.
Известным Лисовский стал во время мятежа (рокоше) в Речи Посполитой в 1607 г.
Шляхтичи-рокошане (мятежники) выступили против реформаторской политики Сигизмунда III, стремившегося централизовать власть и управление государством.
А за участие в мятеже ротмистр Лисовский был объявлен вне закона (заочно осужден на вечное изгнание и казнь в случае возвращения в отечество).
Лисовский оставил по себе память не только в Польше и Литве, где с той поры всех головорезов называли "лисовчиками", но и во многих российских уездах, которые он с "огнем и мечом" прошел рейдом во главе собственной дружины (около 1200 человек), а дошел он во времена Смутные вплоть до Кинешмы на Севере.
Там, где проходил Лисовский, оставалась пустыня, грабили, убивали, сжигали все, а шапки и пояса "лисовчиков" все наполнялись и тяжелели от зашитых в них драгоценностей, которые они срезали с уборов бояр и их жен.
Грабил он всех, от простых крестьян до бояр и монастырей.
Но не всегда удавалось им унести награбленное с собой, когда они проигрывали бои с русскими войсками.
В ярославской деревне Каменке до сих пор рассказывают легенду о том, что будто бы близ Каменки был зарыт клад с польским золотом, которое "лисовчики" спрятали после сражения с русским войском воеводы Черкасского, что будто бы после неудачного боя с русскими поляки отступили к окраине этого села и, отгородившись обозом, несколько дней сидели в окружении, отбивая атаки русских.
Но в конце концов им удалось вырваться, но уже без обоза, налегке, а накануне прорыва Лисовский, якобы, приказал закопать награбленное в ярославских и костромских краях.
Об этом событии и приказе Лисовского будто бы сохранилась запись в какой-то старинной хронике, которая хранилась в польском монастыре.
Какой-то монах, бывший на послушании около западной границы Российской империи, узнал об этой хронике случайно и, поискав в библиотеке монастыря, нашел рукопись, прочитал ее и сделал "кладовую запись", проще говоря, скопировал описание места, где был зарыт клад.
Эта запись прошла через многие руки, все пытались найти клад, но...увы, безрезультатно.
Но однажды эта "кладовая запись" оказалась в руках у солдата Орловского пехотного полка Я. Шуваева.
Прошло много лет, прежде чем Шуваеву удалось добраться до Каменки.
Он долго изучал окрестности, сверяясь с "записью", но найти место все не удавалось, ведь за многие годы, а прошло двести с лишним лет, места эти сильно изменились.
Пришлось пойти на контакты с местными жителями-старожилами.
Они не пришли в восторг от того, что какому-то пришлому человеку стало известно, что в их селе спрятан большой клад, но постарались выведать как можно больше.
Они, конечно, помнили прежнюю планировку села и быстро сообразили, что клад запрятан в яме-срубе из сосновых и дубовых бревен.
А найти эту яму-сруб или, как было написано в летописи - "Колодчика", можно было только, зная, что тень от креста на куполе церкви при закате солнца в равноденствие падала как раз на место ямы.
Это понял только дьячок местной церкви, так как расположение построек села уже изменилась и церковь перестраивалась.
А знал о том, как перестраивалась церковь только дьячок местный.
И он больше всех старался в сокрытии настоящих примет.
Дьячок, слыл в селе чернокнижником, славился своей начитанностью, был немного знахарем.
Он сам хотел воспользоваться кладом, но его удерживал страх: в "кладовой записи" было написано, что клад заклят и что человек, который овладеет кладом, непременно умрет, а уезд этот и все село постигнет страшное бедствие.
И дьячок боялся последствий.
Прошло несколько лет и около церкви начались какие-то строительные работы.
Рабочим нужно было много воды и они начали рядом со стройкой около церкви копать колодец.
Они не знали ничего о существовании клада и принялись раскапывать прямо на месте этого самого "Колодчика".
На небольшой глубине открылся сруб из дубовых и сосновых бревен.
А дьячок все бродил рядом и наблюдал за рабочими, но сам не принимал участия в работах.
Он по простоте своей душевной полагал, что как только рабочие найдут клад, сработает наложенное на клад заклятие и все рабочие погибнут, а он после их смерти легко его заберет.
Смотрел он , как рабочие копают и радовался, что работы идут так споро.
На глубине в полторы сажени рабочие наткнулись на каменную плиту.
Окопав землю порешили они вытащить плиту назавтра, так как день уже кончался.
А ночью пошел сильный дождь и яма наполнилась водой: "Колодчик" и вправду превратился в колодец.
Ну, рабочие и не стали дальше вытаскивать плиту и копать, вода-то уже была!
А дьячок побрел домой.
По окончании стройки яму ту снова засыпали землей, так и остался клад неотрытым.
Дьячок молчал, боясь заклятья.
А солдат так и не нашел нужное ему место.
Старожилы - тоже, как ни старались.
Перекопали всю местность, но увы...
Наверное, клад до сих пор и лежит там.
Источник:
А.Ю. Низовский
"Легенды и мифы русской старины"