Один дореволюционный историк написал однажды: "Девятнадцатому столетию чуждо судебное преследование колдунов и волхователей, но в недрах народных время от времени и теперь совершаются над ними кровавые расправы
[Kанторович. Средн. Век. Процессы, стр. 161-218; Всенародное купание ведьм в озере имело место еще 1833 г. См. Киевская Стар. 1885 г. № 11, стр. 567-70]
Но это не было правдой, историк либо ошибался, не зная реальной картины, либо попросту не хотел писать истину.
Процессы против ведьм и колдунов в России были довольно часты и в 19 веке.
Однажды некоей крестьянке Дарье, жившей в одной из деревень Московской губернии в Подольском уезде приснился странный сон, будто бы надо выгнать из деревни колдуна Родиона Алексеева и принести в деревню икону Николая Чудотворца, отслужить молебен с водосвятием, обойти с иконами вокруг деревни, а потом всем жителям вместе с детьми искупаться в реке.
Тогда все нечистое и колдовство в деревне прекратится.
Дарья рассказала о своем сне подружкам, но дальше них молва не успела распространиться, так как всех подружек Дарьи скрутил вдруг страшный припадок.
И с тех пор эти припадки стали случаться с ними всякий раз, как они встречали Родиона: им делалось дурно и они начинали "выкликать".
А одна из них, Матрена, начинала видеть чертей, которые вылезали изо рта Родиона.
Женщины не выдержали мучений и обратились в суд с жалобой на то, что их испортил односельчанин Родион Алексеев.
Появление Алексеева в зале судебных заседаний вызвало у публики смешки: грозный колдун оказался плюгавым, неказистым мужичонкой, старым и глуховатым.
Жалкая фигура испуганного старика вызвала сочувствие у судьи и публики.
К удовлетворению присутствующих судья, исследовав все материалы дела и выслушав свидетелей, признал баб притворщицами и приговорил их за обман к заключению в смирительный дом сроком на 2 месяца.
Это дело происходило в конце 60-х годах 19 века совсем недалеко от Москвы.
Хуже обстояло дело в "глубинке" России.
Так в 1815 году в Архангельской губернии в Пинежском уезде слушалось дело крестьянина Михаила Чухарева, который был обвинен в порче икотой своей двоюродной сестры Офимьи - " ту Офимью злой дух теперь мучит".
Чухарев показал, что действительно "портил" сестру, а научил его этому другой крестьянин той же деревни Федор Крапивин.
Нужно было снять с себя нательный крест и нашептать на соль "пристаньте к Онфимье скорби-икоты, трясите и мучьте ее до скончания века......и т.д".
Наговоренную соль надо было бросить на дорогу, где должна была проходить Онфимья.
Колдовство обвиняемого было доказано, и суд приговорил Михаила Чухарева к 35 ударам кнута и публичному церковному покаянию....
В 1820 году в одной деревне Усть-Тартской волости Каинского округа производилось следствие, начатое по жалобе всего сельского общества на то, что крестьянская женка Дарья Горчакова и солдатка Афимья Бестрашникова портят разных женщин и девок.
Такие испорченные нередко приходили в беснование, икали, кричали по-птичьи, лаяли по-собачьи, ругали срамными словами всякого, кто им встречался по дороге, кусали и ломали себе руки, щипались зверски.
В таком возбужденном состоянии эти кликуши кричали, что их испортила Дашка Горчакова, а Афимья разносила порчу.
В 1824 году общество крестьян одной деревни Соль-Вычегодского уезда доносило начальству, что житель их деревни Андрей Копалин, мельник на мукомольной мельнице, занимался колдовством и был всем ведомым колдуном и злодеем, а поэтому терпеть его, Копалина, в своем селении общество не намерено: " ... и этот Андрюшка Копалин, имея за собой колдовство, портит людей, садит икоты под названием кликуш и впускает другие болезни, как-то грыжи, вздутие живота, боль в пояснице и прочее, от этого многие уже померли мучительной смертью..."
На суде Копалин в колдовстве не признался, однако против него выступило много свидетелей.
И в числе обвинителей оказался и его родной племянник, Евдоким " одержимый болезнью и не в полном разуме".
Когда с ним "случалось", он кидался на дядю с руганью и кричал при свидетелях, что тот запустил ему в утробу " воробья с золотыми перышками".
Оказалось, что свидетелями выступили и мужья некоторых женщин, на которых Копалин напустил порчу и они "бились о землю не щадя жизни своей".
Таких больных кликуш, испорченных Копалиным оказалось в волости не менее 17.
Каждая из них заявляла, что Копалин испортил ее "по злобе на отца, мужа, брата, а злобился он на них, по словам женщин "из-за денег, которых ему не дали взаймы", "из-за рыбной ловли", "из-за не поданного ему вина молодой на свадьбе", "из-за дрекольной палки".
Суд поначалу порешил "предав дело воле Божьей" наказать Копалина в селе прутьями, дав ему 75 ударов, но спустя 8 лет крестьяне, оставшиеся недовольны решением суда, на сходе приговорили Андрея Копалина к ссылке в Сибирь вместе со свояченницей его за "зловредные действия их порчею людей, напусканием кликуши или икоты, от которой порчи люди страждут".
Это - судебные приговоры "колдунам", но были и самосуды.
Чего стоит, например, дело о сожжении в "срубе" крестьянки - солдатки Игнатьевой!
Жители деревни Врачево, что недалеко от Москвы, сочли, что она - колдунья, напускает порчу на людей и скот и порешили всем миром сжечь ее в срубе, как «колдунью».
А был на дворе 1879 год!
Несколькими годами позже, в 1885 году в деревне Пересадовке крестьяне учинили самосудную расправу с тремя женщинами, которые по их словам "задерживали дождь».
В 1898 году в Москве, на Никольской улице, что в нескольких шагах от Кремля, толпа избила крестьянку Новикову, решив ни с того ни с сего, что она ведьма.
А причиной нападения толпы послужило то, что Новикова дала мальчику яблоко, и мальчик упал вдруг в "падучей".
Прохожие решили, что яблоко "заговоренное", собралась толпа, стали кричать, что женщина - «колдунья», результат - жестокое избиение.
Источник:
А.Ю. Низовский
"Легенды и мифы русской старины"
[продолжение следует...]