Когда в России произошла первая дуэль?

Первая дуэль в России.

Любое событие в мире происходит в определенный момент, в ПЕРВЫЙ раз в той или иной стране.

Потом оно может повториться, но первое его рождение всегда будет отмечено в легенде, в устном рассказе, в историческом документе: записи, журнале, книге и пр.

То, что происходит впервые сохраняет какое-то особое очарование, хотя  установить этот момент исторической "первости" бывает трудновато.

Так и дату первой в России дуэли установить удается только с большим приближением.

duellum (duelle - фр.) - дуэль, поединок двух людей, поединок, у которого  есть определенный порядок, так называемый дуэльный кодекс, строжайшим образом регламентированный.

Кодекс дуэли  - это правила, которые определяют причины и поводы, по которым не только можно, но и должно вызвать на дуэль, эти правила обговаривают виды дуэлей, порядок вызова и отклонения вызова, порядок подготовки и проведения дуэли, какое поведение дуэлянтов и секундантов допустимо, а какое - нет.

Цель такого поединка - желание оскорбленного восстановить свою честь. Оскорбитель должен ответить за нанесенное поругание чести.

Секунданты на дуэли следят за соблюдением честных и равных условий поединка.

В средневековой Руси собственной традиции дуэлей, как таковых, по европейскому образцу, никогда и не было.

Практиковались судебные поединки, так называемое "поле".

Но это традиция осуждалась церковью и государством, и к началу 17 века она полностью исчезла.

Кроме того, "поле" не было традицией аристократической, и основной чертой его была не "защита чести", это был поиск "высшей справедливости".

Эта традиция была закреплена в некоторых названиях московских территорий в черте Белого города и за его пределами, где за именем местности или церкви идет определение - "что в поле"

Боярское, аристократическое на тот момент, сословие отличалось от аристократов Европы.

В моральный кодекс русского боярства не входило понятие личной чести, которую надо было бы защищать самому с оружием в руках.

Все бояре считали себя холопами царя и только царь мог быть судьей в их личных обидах.

Отсюда огромное количество жалоб от бояр к государю на чинимые обиды.  То же самое можно сказать и о дворянстве и об офицерском сословии.

Несмотря на довольно тесные контакты с Западной Европой, начавшиеся еще при Алексее Михайловиче, задолго до Петра I, дуэльные традиции в России так и не  возникали вплоть до второй половины 18 века.

Но одна дуэль, зафиксированная в документах,  все-таки состоялась раньше, в 1666 г.,  впрочем, не между русскими офицерами, а между двумя иностранцами на русской службе.

Ими были  шотландец Патрик Гордон, личность весьма примечательная, оставившая большой след в истории России и английский офицер, майор Монтгомери.

Об этой же дуэли упоминает и С. М. Соловьев м: «Хотя десятские Немецкой слободы получали наказ — беречь накрепко, чтобы не было поединков, однако служилые иноземцы мало обращали внимания на это запрещение.

Гордон в 1666 году имел поединок с майором Монтгомери: поссорился с ним у себя на пирушке, которую давал у себя в царские именины» [Соловьев, VII: 171].

Результат дуэли - Монтгомери был убит, а царевна Софья издала указ, запрещающий дуэли.

Но всех фактов, касающихся первых дуэлей на "русской почве" собрать трудно.

Тем не менее, в мемуарах Жака Маржерета, французского капитана на русской службе при Борисе Годунове, есть упоминания о том, что во время своей службы он присутствовал на дуэлях между иностранцами на русской службе, которые имели место быть, несмотря на суровые запреты и возможные наказания.

Одно только можно утверждать с точностью:  идея оскорбленной чести и, как следствие, формализованный поединок оставалась для русских чуждой вплоть до самого конца XVII века.

Петр Толстой, русский дипломат, ставший свидетелем дуэли в 1697 году в Польше, отнесся к ней с изумлением и полным неодобрением.

Он охарактеризовал такой поединок, как пример грубости и дикости польских нравов:  «Воистину и поляки делом своим во всем подобятца скотине, понеже не могут никакого государственного дела зделать без бою и без драки, и для того о всяких делах выезжают думать в поле, чтоб им пространно было без размышления побиваться и гинуть».

Но постепенно русские привыкали к идее дуэлей.

Русский дипломат Борис Куракин в 1707 году в Риме также стал свидетелем возникновения "спора чести" и в своем Дневнике рассказал о нем в нейтральных тонах, без всякой негативной оценки, описав обстоятельства ссоры двух высокопоставленных лиц, чьи кареты не могли разъехаться на узкой римской улице: «И потом тот принц Дармштат просил сатисфакции, ничего не мог получить, только что тот кучер на некоторыя недели от дому отказан. И хотел идти на дуель <sic!>, только не пошел».

Привыкая к идее "защиты чести и достоинства" путем дуэльного поединка, русское офицерское дворянство до второй половины 18 века редко прибегало к такому способу решения вопросов чести.

Число дуэлей было очень низким.

Архивы военного министерства хранят упоминание и расследование обстоятельств всего 2-х дуэлей в период с 1700-1710 г. И опять-таки одна из них роизошла в Воронеже в 1706 году между одним иностранцем на русской службе, капитаном Андреасом де Куром, другим дуэлянтом был капитан Иван Петров.

Дуэлянтов взяли под стражу, но потом освободили.

Дуэль  и законы о ней в XVIII веке.

Всеподданнейший рапорт генерал-фельдцейхмейстера и генерал-адъютанта князя Репнина о поединке кадета Петра Линдемана.

7 декабря 1746 г.

 

Сего декабря «5» числа кадетскаго шляхетнаго корпуса подполковник фон Зихейм поданным ко мне репортом объявил, яко того корпуса кадета Петр Линдеман найден заколотый, что учинилось следующим обстоятельством: то-есть сего декабря 3 и на 4-е число оной Линдеман, самовольно отлучась, при корпусе не ночевал; а пришед уже 4 числа по утру, за что был арестован; а потом и штрафован фухтелем и из-под ареста свобожден; с приказанием крепким, чтоб его как во всю ту так и в будущую недели з двора не пускать, но он Линдеман паки самовольно того же числа после половины дни в классах не был; и в корпусе не сыскан; которой чрез посланнаго от корпуса кадетскаго сержанта Четкина с человеком его Линдемана, найден в измайловском полку в квартире того полку сержанта Зейтца заколот; а кем того оной Линдеман сказать не мог (потому), что был уже при смерти. Но потом помянутый сержант по сказыванию ему от сержанта того измайловскаго полку Гельмерсена объявил, яко реченный кадет Линдеман заколот вышесказаннаго уже 4 числа имянованным сержантом Зейтцом и того же числа восмом часу пополудни умре; котораго тело после число имелось в измайловских светлицах, а сего дня взято в кадетский корпус. Предписанным же подполковника фон Зихейма репортом объявлено, что о том убивстве о произведении надлежащего при определенном от корпуса депутате следствия в полковую означеннаго измайловскаго полку канцелярию того 5 числа сего месяца из канцедярии кадетскаго корпуса и промемория послана.

А по правам Вашего Императорскаго Величества узаконенным повелевает; воинскаго устава в главе «49-й» по нижеследующим пунктам, а имянно по 14-му: ежели случится, что двое на назначенное место выдут и один против другаго шпаги обнажат, то повелено таковых, хотя никто из оных уязвлен или умерщвлен не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертью казнить и оных пожитки отписать; однакож cиe с таким изъятием, что ежели оныя по обнажении оружия от других разлучены и силою уняты будут, а ежели сами престанут, то токмо жестокому штрафу подлежат по разсмотрении воинскаго суда.

—По 15-му: ежели биться начнут и в том бою убиты и ранены будут, то как живые так и мертвые повешаны да будут. По 10-му: и понеже часто случается, что многия для убежания онаго наказания, которое о поединках учреждено, причины и случая к ссорам ищут и тем предприятие свое к драке намерение покрыть хотят, будто бы оная ненарочно учинилась, или за какую свою обиду, о которой суду не бив челом в драку вступят, хотя один против одного, или с равным числом секундантов и равным или не равным оружием, а сыщется подлинно, что то учинено вымыслом, для убежания штрафа о поединках, то оная драка за поединок причтена и которые в том найдутся, таковые ж наказанием, како о поединках учреждено, наказаны имеют быть до по последующим же воинским артикулом повелено.

—По 139-му, все вызовы, драки, поединки, чрез cиe наикрепчайше запрещаются, таким образом, чтобы никто, хотя бы кто он ни был высокаго или нискаго чину, прирожденный, здешный или иноземец, хотя другой кто, словами, делом, знаками, или иным чем к тому побужден или раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ни же на поединок с ним на пистолетах или на шпагах биться; кто против сего учинит, оный всеконечно как вызыватель, так кто выйдет имеет быть казнен, а имянно повешен, хотя из них кто будет ранен, или умерщвлен, или хотя оба ранены от того отойдут; а ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить.

—По 142-му, для остерегания всякаго случая надлежит при зачатии таких драк посторонним ссорящимся приятельски помирить искать; и ежели того не могут учинить, то немедленно по караулу послать, или самим сходить и о таком деле объявить, дабы караул их развести или при нужном случае за арест взять мог; кто сего не учинит оный також, яко и виноватый накажется.

—Но понеже на каких обстоятельствах в том заколонии следствие окажется, того до акуратнаго онаго окончания подробно Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше донести не могу.

князь Репнин.

Чем дело закончилось - неизвестно, применен ли был такой строгий закон о дуэлях, мы не знаем, так как дальнейшего делопроизводства в Архивах не найдено.

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика