1847 год. В. Берг и А. Леде — воздухоплаватели.

Событие, случившееся в Москве в 1847 г.

В. Берг и А. Леде -  воздухоплаватели начала 19 века.

Любое событие в мире происходит в определенный момент в Первый раз.

Потом оно может повториться, но первое его рождение всегда будет отмечено в легенде, в устном рассказе, в историческом документе: записи, рисунке, журнале, книге и прочих свидетельствах.

То, что происходит впервые сохраняет какое-то особое очарование, хотя установить этот момент исторической "первости" бывает трудновато.

 

Воздушные путешествия Вильгельма Берга и Августа Леде.

Вечером 25 мая 1847 года в Лефортове, в Головинском саду гуляющая московская публика  заметила необычное  оживление вокруг какого-то удивительного предмета.

На одной из полян сада покачивался от ветра огромный шар. Он был весь увит  веревкамм, образовывавшими сетку. К концам сетки была прикреплена  гондола.

В диаметре шар имел 17 аршин (около 12 метров) и 50 аршин (более 35 метров) по окружности. Шар медленно раздувался.

Около 9 часов вечера в гондолу поднялся человек. Это был Вильгельм Берг.

Он осмотрел шар, проверил крепления гондолы и скомандовал подручным отпустить канаты, которые удерживали гондолу.
Свой подъем вверх шар начал как бы неохотно, медленно.

Тогда Берг начал сбрасывать балласт и шар быстро рванулся вверх.

Заинтригованные зрителю наблюдали за стремительным подъемом и удалением шара и уже через полчаса едва его различали вдали.

Современник, впоследствии беседовавший с Бергом  описывает картину того, что открылось перед воздухоплавателем: " Вид на Москву был очарователен: она расстекалась под ним, увенчанная главами церквей и как бы погруженная в зелень садов... Москва потом представилась ему горстью бисера, кинутого на роскошный ковер зелени, потом она обвилась туманом и, наконец, слилась с воздушным пространством"...

Вскоре после старта Берг решил возвращаться на землю.

Но, к великому своему огорчению, убедился, что не взял с собой ни часов, ни компаса, ни барометра.

Увы, он не мог определить ни скорость, ни высоту, ни время полета.

У него была бумага, которую он взял с собой для записи наблюдений, и он стал кидать за борт листки, чтобы определить направление ветра и быстроту движения.

Попытки начать выпускать газ для снижения закончились плачевно: шнур клапана примерз к оболочке шара - клапан не открывался.

Берг решил ждать, когда газ со временем естественным образом выйдет сам через поры ткани оболочки шара.

А шар между тем все набирал и набирал высоту.

Стало холодно, дышать становилось все трудней, из ушей и носа пошла кровь, временами у Берга мутилось сознание.

Его подстерегала большая опасность: в разреженном воздухе шар стал быстро увеличиваться в объеме и мог лопнуть в любую минуту.

В отчаянии Берг изо всех, что называется, последних сил рванул шнур и .. клапан открылся.

Аэростат стал опускаться и уже через полтора часа в полной темноте шар приземлился около леса, недалеко от дороги, которая вела к Сергиеву Посаду.

Берг при приземлении повредил ногу, но уже через 3 недели он снова осматривал аэростат, на котором, на этот раз, должен был лететь его коллега - Август Леде.

Шар был поврежден во многих местах, но дыры залатали.

Второй полет был удачнее первого - Август Леде проделал даже несколько экспериментов: спускал на парашюте корзины с голубями для увеселения публики и т.д.

И спустился он благополучно в 12 верстах (примерно 13 км.) от Москвы, в районе Владимирской дороги.

И в тот же вечер состоялся фейерверк в его честь.

Подробный рассказ об этом событии можно прочитать в небольшой книжке, изданной в 1847 году в "Типографии скоропечатания В. Кириллова".

Книжка называется -  "Подробное описание воздушных путешествий Берга и Леде в 1847 году.

В книге описывается и история полетов на воздушном шаре в Европе.

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика