В истории России есть много любопытных и интересных событий, зачастую, уже забытых.
Любое событие в мире происходит в определенный момент в Первый раз.
Потом оно может повториться, но первое его рождение всегда будет отмечено в легенде, в устном рассказе, в историческом документе: записи, журнале, книге и пр.
То, что происходит впервые сохраняет какое-то особое очарование, хотя в установить этот момент исторической "первости" бывает трудновато.
В 1950-х годах в Вологде (Вологодская областная библиотека) и в Лионской городской библиотеке (Франция) были почти одновременно (1957 и 1959) обнаружены списки драмы "Артасерксово действо".
В сафьяновом переплете с золотым тиснением вологодского списка, потемневшем и пострадавшем от времени, хранились более 70 листов текста, написанного древнерусской скорописью.
А ведь текст драмы считался давно утерянным!
"Артасерксово действо" было поставлено в первом русском театре, на первом его представлении в октябре 1672 года в царствование Алексея Михайловича (Романова).
Среди приближенных царя Алексея Михайловича был один из самых умных и образованных людей того времени - боярин Артамон Сергеевич Матвеев (1), возглавлявший Посольский приказ.
Он по праву считался также одним из знатоков произведений литературы и искусства.
Знание нескольких языков позволяло ему читать в подлиннике произведения зарубежной литературы.
Из своих дворовых людей Артамон Матвеев составил театральную труппу и развлекал царя и ближних представлениями для своего домашнего театра.
Увидев однажды в доме Матвеева своеобразное музыкальное представление, царь загорелся идеей создания своего "кремлевского" театра.
К тому же приближалось событие - рождение ребенка у царицы Натальи Кирилловны.
И царь в мае 1672 года подписал указ об устройстве придворного театра.
Место для театра было выбрано в верхних покоях дома боярина И. Д. Милославского в Кремле.
В спешном порядке помещение готовилось для представлений - стены обивались иноземными дорогими тканями, а окна драпировались шторами.
Однако представление у Милославского не состоялось, видимо, из-за отсутствия людей, "которые б умели всякие комедии строить".
Но мысль о настоящем театре не оставляла ни царя, ни Артамона Матвеева.
В мае 1672 года по царскому указу в Курляндию, Швецию и Пруссию направляется полковник Николай фон Стаден, которому было поручено изыскивать и вербовать на службу в Московское царство различных специалистов по этому делу.
Но еще до отъезда Стадена в Немецкой слободе нашли человека, который смог бы помочь организовать театр.
Им был пастор лютеранской кирхи Иоганн Готфрид Грегори, человек образованный, он преподавал одновременно и в школе, открытой для детей жителей Немецкой слободы.
Царский указ, считающийся основным документом о рождении первого театра и первых русских театральных представлений был подписан 4 июня 1672 года.
В указе предписывалось "иноземцу магистру Ягану Годфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии "Книгу Есфирь" и для того действа устроить хоромину вновь".
По совету Матвеева "комедийную хоромину" (в те времена комедией вообще называли всякое театральное представление) стали строить на берегу Яузы в селе Преображенском, в летней резиденции царя.
Для первого представления выбрали библейский сюжет - историю персидского царя Артаксеркса и его жены Эсфири (дочери Мардохея - пленного иудея), которая спасла свой народ от истребления.
Пьеса для театра была заимствована из английской комедии и переведена на немецкий.
Премьера первого русского театрального представления состоялась 17 октября 1672 года.
Спектакль продолжался около 10 часов, женские роли исполняли мужчины.
Действо получило большое одобрение от царя и его приближенных, несмотря на то, что шло на немецком языке.
Первая труппа состояла из 64 человек и обучалась театральному искусству в течение 3 месяцев.
Зрители были довольны, царь наградил Иоганна Грегори 40 соболями, а театральная школа была снабжена дровами.
На следующий год царь приказал повторить спектакль в селе Преображенском.
В спешном порядке готовили костюмы снова, ремонтировали декорации, приводили в прядок театральное имущество.
Но по новому распоряжению царя театральное представление было перенесено в помещение над дворцовой аптекой в Кремле.
И зимой здесь состялись еще 2 представления "Артаксерксова действа".
В 1673 году театральная труппа расширяется за счет молодых людей из ремесленных семей, живших в Немецкой слободе.
Труппа подготавливает еще 2 спектакля: "Юдифь" и "Олофернова комедия".
В 1674 году в труппе было 48 русских актеров и 36 иноземных.
В октябре 1675 года здание "Комедийной хоромины" в селе Преображенском расширяется
Строят новую "горницу" и сени, чтоб "в комедийное действо утеснения не было", а в помещении зрительного зала устанавливается круглая изразцовая печь.
Но со смертью царя Алексеея Михайловича и ссылкой Артамона Матвеева деятельность театра прекращается.
За 4 года своего существования первая театральная труппа показала 9 спектаклей.
------------------------------
1. Артамон Сергеевич Матвеев (1625 - 1682) - государственный деятель в царствование Алексея Михайловича Романова, его ближний боярин. Был незнатного происхождения, сыном дьяка и одним из самых образованных людей Московского царства. Это - первый "западник" России на государственном посту. В его доме была огромная библиотека, он же способствовал организации типографии при Посольском приказе и первой аптеки в Москве. Человек образованный, Матвеев написал несколько литературных работ, к сожалению утерянных, исторического содержания: "Историю русских государей, славных в ратных победах, в лицах" и "Историю избрания и венчания на царство Михаила Федоровича". Он же составил "Царский титулярник" - справочник по монархам и по первым лицам России и других стран. В доме Матвеева царь Алексей Михайлович познакомился с Натальей Кирилловной Нарышкиной, его племянницей, которая воспитывалась в доме Матвеева и состояла при его супруге, Евдокии Григорьевне (урожд. Мэри Гамильтон). Наталья Нарышкина стала второй супругой царя Алексея и матерью Петра I.