Суеверные поверья - запреты, связанные с едой.
Не ешьте украдкой и в темноте, дети могут стать воришками.
С чем связано такое поверье? Скорее всего оно относится к этике поведения человека. Если кто-то ест ночью украдкой, прячет пищу под подушку или одеяло, то этим он ничем не отличается от животных, которые добыв пищу, съедают ее, прячась ото всех. Еда для крестьянина - сакральная церемония, она предназначена для продления жизни. Есть надо за столом, открыто, не скрываясь от посторонних - сам заработал свой хлеб, не украл его, следовательно, мне таиться ото всех незачем. А если ты ведешь себя как воришка, то и дети станут такими же: яблоко от яблони недалеко падает.
Нельзя есть с ножа, иначе будешь злым.
Нож был оберегом от нечистой силы, относились к ножу с уважением. Воспринимали нож с мистическим страхом. Нож может поранить язык и губы и тогда через рану войдет нечистая сила, и, поневоле, будешь злым.
Нельзя есть телятину - это грех.
Это поверье - запрет бытовало на селе. Известно, что коровы хорошо доятся, когда с ними рядом телята, даже уже подросшие и не нуждающиеся в материнском молоке. Неразумно было убивать теленка, от этого корова хуже доилась, а молоко и хлеб были основной пищей на селе, если было молоко, то и дети были сыты.
Если ешь черствый хлеб, то будешь хорошо плавать и не бояться грозы.
О пользе подсушившегося, вчерашнего хлеба говорят и сейчас. Потому и сухари - привычная еда русского человека. В. Даль говорит об этом запрете, как о "педагогической обманке": ешьте, что дают, не привередничайте. А какая связь с грозой и плаванием? В старину считалось, что полезно купаться и плавать в грозу, так наши предки общались с Перуном, богом молнии и грома - получали энергию от грозовой воды, насыщенной электричеством. И если ты следовал этому запрету, ел и черствый хлеб, не привередничал, то сулилось очень важное умение - плавать в грозовой воде.
Большой грех - выбрасывать хлеб, даже его крошки, тем более недоеденные куски.
Нельзя выбрасывать недоеденный хлеб, даже заплесневелый, его надо скармливать птицам, иначе бедным станешь. Поверье - запрет древнейшее, с очень прозрачным смыслом. Хлеб надо беречь, рожь и пшеница растет по милости Дажьбога. Чтобы вырастить урожай надо затратить много сил, и кто не бережлив к хлебу, того Дажьбог накажет голодом и бедностью. В древности считалось, что в птицах живут души умерших, поэтому крошки хлеба и недоеденные куски надо было отдавать им.
Первый блин - заупокойный. Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Если чужие смотрят, как блины печешь, то блины не зададутся, чужой глаз и сглазить их может. Первый испеченный блин надо класть на подоконник с приговором: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!"
В славянских обрядах блины - сакральное блюдо. По своей форме блины олицетворяли солнечный круг, само Солнце (Ярило), которому славяне поклонялись, как верховному богу. Блины пеклись, когда зима переходила в весну - встреча весны (теперь Масленая неделя), блины пекли на свадьбу и на поминки.
Все поверья, связанные с первым блином, а их немало, основаны на том, что они предназначаются для душ умерших родных. Такие блины оставляют на подоконнике или на могиле. Слова печь (что-то) и печься = радеть (заботиться о ком-то, иметь попечение о ком-то, сравн.: Только о себе и печется!) - однокоренные. Поэтому они и перекликаются в примете: Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется (радеет, заботится). Блины - это первые изделия из зерна, они символизируют не только Солнце - Верховного бога славян, но и вечность ( круг). А что касается творения теста для блинов и их выпекания при чужих, то это, скорее всего, можно применить ко всему, что готовится хозяйкой: при чужих она может отвлекаться и плохо следить за готовкой. Почему это особо оговаривается для блинов в этой примете? Конечно, потому, что выпекание блинов, в принципе, было сакральным действием.
Отговев, надо купить связку бубликов и разделить их со всеми ближними (родными и друзьями) - тогда увидишься с ними и на том свете.
Говение - соблюдение строгого поста перед исповедью и причастиями. Т.е. в этой примете заключается важное правило, уходящее корнями в язычество: первая пища после говения - бублик, символ круга, символ вечности. А связка бубликов символизирует всех ближних, родных и друзей, связка, как бы, включает их в вечность и, если ты поделишся с ними бубликами на связке, то ты включаешь их в свой круг вечности.
Нельзя есть горох натощак - кого-нибудь сглазишь.
Горох у древних славян был магическим символом плодородия, невесту на свадебном обряде обсыпали горохом, желая ей много детей. Однако горох - пища тяжелая. Съеденная с утра гороховая каша будет весь день пучить живот. Настроение у человека испортится, следовательно, он может и сказать что-то ненужное.
Горшок с кашей в печи треснул - не к добру.
Наличие горшка с кашей в доме говорило о благополучии в семье, в доме. К горшкам относились уважительно их берегли, в горшке переносили домового (его переносили также и на венике) из старого дома в новый. Горшок в печи, круглый и горячий, в сознании славян соотносился с Солнцем. Печной горшок - предмет с которым гадали и связывались с душами умерших. Поэтому, если горшок с кашей, стоявший в печи давал трещину, то в этом усматривали мистическое зло, ожидающее дом или семью.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может.
Порог дома, избы - граница домашнего, защищенного домовым и другими покровителями дома, пространства. Там, за порогом чужое пространство, населенное разной "нечистью". Особенно всякие "нечистые" силы вьются перед порогом и, если человек ест переступая порог, то в открытый, жующий рот может вселиться "нечистый". Но этот правило важно еще и в бытовом смысле: есть надо не на ходу, можно и о порог споткнуться. Процесс приема пищи - сакральная церемония, она предназначена для продления жизни. Есть надо за столом, удобно и комфортно.
Не ешь во время учения: заешь выученное.
То же самое, что и не читай во время еды. Тут просто физиология.Еда стимулирует прилив крови к желудку и мозг в это время недостаточно снабжается кровью для того, чтобы воспринять и запомнить читаемое или услышанное во время учения. В этом поверье отражено и отношение к еде, как процессу приема пищи. У славян правила приема пищи строго оговаривались: что, когда, где и как можно есть.
Ложку на столе после обеда забыть - к гостю.
Понятие гостя у древних было связано с угощением, пищей. Оставить случайно ложку на столе, не прибрать ее, когда все уже встали из-за стола можно только для нежданного гостя.
Если соления (например, солонину) готовить во время новолуния, то они скоро испортятся.
Почему с новолунием у многих народов связана порча продуктов, пищи? Для древних Луна - планета мертвых, обитель душ, улетевших туда с Земли. Мертвый свет Луны - источник отрицательного влияния на все живое на Земле. Свет растущей Луны или Луны в полнолуние самый сильный. Поэтому и готовить что-то впрок нельзя. И на это указывает жизненный опыт и народные наблюдения: в разные фазы Луны процессы сушки, засолки, заготовки на зиму происходят по разному.
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой.
Вспомним сказку об Аленушке и братце Иванушке! Напился Иванушка из открытого "водоёма" и превратился в козлика. В основе лежит мистический запрет утоления жажды из открытого водоема, как бы кланяясь ему, т.е кланяясь водяному и всякой другой водяной нечисти. Вы можете оступиться (подтолкнет черт лопаткой), упасть в воду и вас утянет водяной.
Бумагой стол вытирать - к ссоре.
Поверье, вообщем -то, недавнее, т.к. и бумага в быту появилась недавно. Но основано на старинном уважении к столу, как к месту, за которым едят. Стол надо не просто обмахнуть, а тщательно вытереть и вымыть после еды мягкой тряпкой или полотенцем. Шорох бумаги ассоциируется в этом поверье с шумом ссоры. А ссориться в избе нельзя.
Ладонью крошки со стола не смахивай, будешь этой ладонью милостыню просить.
Поверье - запрет выражающее уважение к столу и хлебу. Крошки надо собрать и съесть или высыпать птице на дворе. Нельзя их смахивать на пол.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью.
Сочетание хлеба и соли - это символ гостеприимства. Но не только - соль это еще и оберег. Соль защищает от нечистой силы («Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). Соль была в очень дорогим продуктом, но необходимым для приготовления пищи: без соли, и хлеб не естся, без соли стол кривой, без хлеба несытно, а без соли не сладко. В Древнем Риме солью платили жалование солдатам. Происхождение слова в языках индоевропейских народов связано с прилагательным "солодкий", т.е сладкий. Хлеб же в сознании народном - святой продукт.
Чаинка в стакане плавает - к подарку. Тоже самое и о мухе, попавшей в суп.
Такая примета успокаивает, скрашивает досаду от неприятного ощущения.
Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным.
Яблоко символизирует любовь. Вспомним миф о Парисе, отдавшего яблоко Елене и таким образом признавшись в любви, вспомним библейское яблоко, которым Ева поделилась с Адамом или сказочное яблоко на тарелочке, которое помогает увидеть любимого или любимую. А второй символ - это упавший предмет предвещает встречу, вспомните примету: нож упал - придет мужчина, ложка - придет женщина.
Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду.
Воткнутый в каравай нож - кощунство, хлеб может "обидеться" и исчезнуть со стола - семья будет голодать.
Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась.
В одном из любовных заговоров, связанное с солением пищи для предмета любви, указывается, чтобы девушка соли не жалела. Во время свадебного обряда нужно было пищу для родителей жениха солить невесте и чтобы ее не заподозрили в жадности (соль была дорогим продуктом) невеста соли не жалела, она хотела, чтобы родители жениха ее полюбили. Примета давняя, подмеченная в жизни, ее можно объяснить и по другому, с физиологической точки зрения: в состоянии влюбленности женщина ощущает нехватку соли, поэтому она и пересаливает пищу, не замечая, что другим слишком солоно.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь.
Скорее болезни, хотя, конечно, наши предки придавали этому мистический смысл.
Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется.
Соль это один из самых древних оберегов, нечистая сила боится соли. Это пищевой продукт, который не портится. Соль хранит продукты зимой (засолка овощей, засаливание мяса), поэтому для древних это м.б. стало символом вечности. Соль была очень ценным продуктом в смысле его дороговизны. Тот, кто отведал твоего хлеба-соли, не мог уже быть тебе врагом. Просыпать соль значило разгневать родителей и старших домочадцев. И, если это вдруг уже случилось, то надо обязательно отвести от себя и дома нечистую силу. Почему надо бросать соль через левое плечо? Считалось, что именно на левом плече сидит черт-искуситель и поэтому надо бросить щепотку рассыпанной прямо в него и при этом рассмеяться, показав, что ты не боишься лукавого и не показываешь ему своего страха и уныния. Тогда и ссоры в доме не будет.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь.
Передавать соль за столом бывает опасно, можно просыпать, тогда случится ссора (см. выше) - передающий соль, сам того не желая, рассердится. Не нервничайте, опасаясь нехорошей приметы, улыбайтесь.
Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится, черт в ведро плюнет
Считалось, что если не прикрыть чем-то ведро или кувшин с питьем, то к ним придет попить нечистая сила, а после нее и пить нельзя. Оно и понятно в открытые сосуды действительно попадает всякая нечисть: пыль, мошки, мухи, пчелы
Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит.
Поперхнулся, значит поспешил, а торопливость за столом нарушает обычай степенного, неторопливого "вкушения" пищи. Торопливость за столом осуждалась: "Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет".
Не убирай в дому, когда хлеб в печи, - достатка не будет.
Выпечка хлеба также была священнодействием, ритуалом. К хлебу относились как одушевленному существу. Если хозяйка начинала тесто для хлеба творить, то из дома нельзя было выходить - хлеб обидится, что его одного оставили. Нельзя было шуметь - тесто испугается и опустится. А убираться в дому, пока тесто поднимается или сидит в печи - вообще кощунство!
Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить.
Осина - известное в поверьях дерево, с ним связано много примет. Из осины делали домашнюю посуду - плошки, ложки и пр. Осина имеет свойство сохранять продукты, в частности, капусту.
Большой урожай хлеба - к близкому голоду.
Наблюдения над закономерностями сельских работ позволило крестьянам сделать следующий вывод: за урожайным годом следовал неурожайный. Имея небольшой земельный надел, крестьянин сеял рожь, пшеницу, овес на одном и том же месте, не имея возможности чередовать злаковые с другими культурами. Земля истощалась, ей требовался отдых. За урожайным годом, зачастую, следовал неурожайный.
[начало статьи о суеверных поверьях см. здесь]