Слово опера происходит от итальянского слова "l'opera", (от operare - трудиться, делать, работать, обрабатывать, производить), которое, в свою очередь восходит к латинскому opera — труды, изделия, произведения( мн.ч. от opus). Опера - это один из жанров музыкально-драматического искусства.
В гостях у Музыки или
Музыка в моей Гостиной!
Литературная основа оперы - либретто (ит. libretto уменьшительное от книга - libro ). В этом музыкальном жанре текст, драматическое искусство, музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы слиты воедино. Сюжетом оперы может быть любое прозаическое или поэтическое произведение.
Первые оперы появились, это не были оперы в нашем понимании, как мистерии - представления на духовную тематику, некоторые части которой сопровождались музыкой.
Первой мистерией, в котором музыка сопровождала действие от начала и до конца, была мистерия «Обращение св. Павла», написанная в 1480 году итальянцем Беверини.
Но вкусы публики менялись, и к середине 16 века, начали сочинять пасторали. В пасторали музыка ограничивалась хорами, вокальных партий не было, но уже в конце 16 века в пасторали стали изредка вводить одноголосное пение.
Это и стало началом оперы в том смысле, который нам близок и понятен.
С начала 17 века музыкальное вокальное искусство стало быстро развиваться в таких произведениях, которые их авторы называли drama in musica (драма в музыке) или drama per musica (драма для музыки). Название опера появилось в первой половине 17 века.
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции. До этого drama in musica была только развлечением при дворе. чений.
Первым произведением - оперой можно считать "Дафну" (около 1597 г.) Джакопо Пери (Jacopo Peri 1561 - 1633), ее партитура не сохранилась.
Старейшая сохранившаяся опера - "Эвридика" (1600 г.). Либретто к этим двум произведениям было написано поэтом Оттавио Ринуччини (1562 - 1621).
По другой традиции первой оперой считается «Представление о душе и теле» (оратория - La Rappresentazione di anima е di corpo) Эмилио де Кавальери (Emilio de' Cavalieri, 1550 -1602), которая была представлена в 1600 г.
Опера "Эвридика" Джакопо Пери, пролог.
Анна Нетребко - O, mio babbino caro - Пуччини
Анна Юрьевна Нетребко род в 1971, в Краснодаре - певица сопрано, нар. артистка России, с 2006 года имеет второе гражданство - Австрии, живет в Вене, училась в СПб консерватории.
Известность в оперном мире ей принесли роли Памины в "Волшебной флейте" и Розины в "Севильском цирюльнике". Анна Нетребко успешно выступила и в итальянском репертуаре, стиль бельканто не характерен для нее, тем не менее, романтические партии Джильды в "Риголетто" (Верди), Джульетты в "Монтекки и Капулетти" (Беллини) и Мими в "Богеме" (Пуччини) eй удались.
- Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (Москва. 1993)
- Лауреат II Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова (СПб -1996)
- Лауреат российской оперной премии «Каста Дива (Casta Diva, 1998)
- Лауреат высшей театральной премии СПб «Золотой Софит", 1999.
- Лауреат премии «Музыкант года» журнала «Музыкальная Америка» (2007).
- Лауреат премии Classical BRIT Awards 2008 года в номинации «Лучшая исполнительница».
- German Media Award.
Из интервью с Анной Нетребко
"Моцартовская музыка — это как будто моя правая нога, на которой я буду прочно стоять всю мою карьеру."
В Зальцбурге не принято, чтобы русские пели Моцарта — считается, что не умеют. До Нетребко в моцартовских операх там удалось мелькнуть только Любови Казарновской и менее известной Виктории Лукьянец. Но Нетребко мелькнула так, что заметил весь мир — Зальцбург стал ее звездным часом и своеобразным пропуском рай.
Anna Netrebko - Wolfgang Amadeus Mozart: Idomeneo
Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli) (род. 1966 г. в Риме) - итальянское оперное, необыкновенно чистое колоратурное меццо-сопрано.
Опера "Норма". Cecilia Bartoli - Casta Diva
Родители - профессиональные оперные певцы. Начала выступать на публике в 9-летнем возрасте ( "Тоска") . Училась в Риме в консерватории Святой Чечилии.
Голос Бартоли - уникален. Он пластичен и гибок до такой степени, что дает ей возможность исполнять сложнейшие партии и передать полностью все интонации и настроения.
В 2009 году Чечилия Бартоли выпустила альбом «Sacrificium» (Жертвоприношение), это музыка неаполитанской школы, написанная для кастратов.
Sacrificium-Cecilia Bartoli "Ombra mai fu..."
Из интервью с Ч. Бартоли
"Трудность исполнения этой музыки в том, что она написана для мужчин. Для людей с женским голосом, но с мужским телом. Вы знаете, что мальчиков кастрировали до мутации голоса, в возрасте 6-7 лет. Этой операции подвергалось огромное количество детей: от трех до четырех тысяч каждый год только в Италии. Когда эти мальчики вырастали, они, естественно, становились мужчинами. И для женщины спеть арии кастратов предельно сложно, потому что у нас нет такого количества кислорода в легких, как у мужчин. Люди думают, что самое сложное в моем пении – колоратуры. Конечно, это сложно, но есть вещи гораздо сложнее. Самое трудное – спеть так называемые «страстные арии», arie patetiche, в которых мелодия разворачивается невероятно медленно, а текст полон горечи и тоски. Очень сложно продолжать движение и не быть чрезмерно взволнованной этой музыкой. Подумать только, я пою арии, написанные для всех этих мужчин, у которых было столько психологических проблем – это сильно!
Cecilia Bartoli, Sacrificium.