Прогулка XXII. Волхонка. Остатки барской Москвы.

Волхонка.

Название возникло в конце 18 в. по владению кн. Волконских, где размещался популярный в народе питейный дом "Волхонка".

Ул. Волхонка - это одна из древнейших улиц Москвы. Ее формирование началось в 14 веке. Это был путь, соединявший Кремль с великокняжеским селом Семчинским. Вся местность называлась Чертольем по ручью Чёрторыю, который вытекал из Козьего болота, протекал вдоль нынешнего Бульварного кольца и впадал в Москву-реку. Населяли эту местность торговые и ремесленные люди Чертольской сотни. Их приходами были посадские церкви - Всех Святых (заложена в 1365 г.) и Николая Чудотворца Явленного, позднее Похвалы Богородицы (уп. в 1475 г.). С середины 16 в. Чертолье было отдано под опричнину и здесь стали селиться служилый царский люд.

Волхонка от Боровицкой пл. 1911 г.

Волхонка от Боровицкой пл. 1911 г.

В течение 18 в. дома и  подворья разного, уже разночинного люда в Чертолье , были  вытеснены барскими и аристократическими усадьбами. Лебяжий пруд был спущен, появился сначала двор князя А. Д. Меншикова, выходивший на Волхонку, в 1728 г.  был построен двор царевны Екатерины Иоанновны, который в 1742 году он перешёл к князю А. М. Черкасскому.

Итак, предыдущую прогулку мы закончили на Пречистенской площади (ст. м. Кропоткинская.),  пройдя по Гагаринскому пер. и спустившись к Пречистенскому (Гоголевскому) бульвару. Направо мы рассмотрели Красные и Белые палаты (о них на прогулке XXI). Сейчас перед ними сквер с памятником Ф. Энгельсу. Впечатление от этого соседства - самое неприглядное.  Поднимемся к Храму Христа Спасителя и мы начинаем прогулку по Волхонке. Местность, на которой стоит храм, имеет древнюю историю, так же как и Алексеевский монастырь обойденнный вниманием историков искусства, оставаясь «в тени» построенного на его месте храма Христа Спасителя.

На углу Волхонки и Малого Знаменского переулка  стоит бывший дом Голицына (д. № 14). Эта старинная барская усадьба с архитектурной точки зрения более интересна со стороны Малого Знаменского переулка, куда мы и заворачиваем, оставляя вправо боковой фасад здание музея изящных искусств ( м. Александра III). В 17 веке эта барская усадьба принадлежала Борису Гавриловичу Юшкову (ум. в 1717 г.), стольнику и окольничему, дядьке (воспитателю)  царевича Иоанна Алексеевича, брата Петра I.

Затем она перешла  в 1738 г. к  семье генерал-адмирала кн. Михаила Илларионовича  Голицына. Каменные палаты усадьбы  на Волхонке перестраивались.  Самой значительной была перестройка в 1761 - 1766 гг. , когда  на месте палат  был выстроен дворец, автором проекта которого был Савва Иванович Чевакинский (1713 (?) - между 1774 и 1780),  архитектор русского барокко 18 века, главный архитектор Адмиралтейств-коллегий. В числе его учеников был  В. И.Баженов), а внутренней отделкой занимался И. П. Жеребцов.  В это время усадьба принадлежала уже Михаилу Михайловичу Голицыну,

Волхонка. Остатки барской Москвы. Ворота усадьбы Голицыных в Малом  Знаменском пер.

Волхонка. Остатки барской Москвы. Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском пер.

чей ажурный вензель красуется на прекрасной работы монументальных парадных воротах усадьбы - "PMG" - (Prince Michail Golitzin). Внутри этого вельможного дома кое-что еще долго сохранялось, например, парадный вестибюль. В 1768 г. была построена и освящена домовая церковь Рождества Богородицы (была закрыта после 1917 г., но иконостас сохранялся еще долго, вплоть до 1925 г., когда  член президиума Коммунистической академии В. П. Милютин потребовал убрать из помещения иконостас, ввиду возможного размещения там "гистологического отдела Института мозга").   В 1774 г. особняк Голицыных и рядом стоящие особняки  Долгорукова (№ 16, бывший  графа Орлова-Давыдова) и Лопухина (М. Знаменский переулок, № 3), были  приспособлены для пребывания в нем двора Екатерины II, во время ее приездов  в Москву, а между ними (место сейчас занято бензоколонкой), построили по проекту М. Ф. Казакова большой деревянный дворец с большим двухсветным тронным залом. Но построенный на Волхонке  дворец  Екатерине не понравился, она посчитала его неуютным и непригодным для жилья, в письме к Гримму она написала: "Вы желаете иметь план дома, где я живу. Я вам его пришлю, но опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию, и все-таки их вдвое больше, чем нужно".  В начале 19 века усадьба и дом перешли к князю Сергею Михайловичу Голицыну (1774 - 1859), внуку генерал-адмирала М.М. Голицына, прозванному "последним московским вельможей".

Волхонка. М. Знаменский пер. Надворные службы. Дом кн. С. М. Голицына. 1910

Волхонка. М. Знаменский пер. Надворные службы. Дом кн. С. М. Голицына. 1910

После смерти князя С. М. Голицына  ему наследовал племянник (детей у князя Сергея не было), М.А. Голицын, любитель искусств, коллекционер книг, картин и различных редкостей - фарфора, мрамора, резных изделий из кости и камня, ювелирных изделий и бронзы, которые затем, после смерти князя, составили коллекцию открытого в 1865 г. Голицынского музея, в нем были картины  Конельяно, Караваджо, Веронезе, Тициана, Каналетто, Рубенса, Пуссена и др. В библиотеке музея насчитывалось более 20 тысяч редких изданий. Музей принимал посетителей вплоть до 1886 г., когда сын коллекционера, С.М. Голицын, вступивший в права наследства, перестал интересоваться музеем (его больше увлекали скачки и лошади), продал всю коллекцию  Эрмитажу и Публичной библиотеке в СПб, а дом стал сдавать жильцам и учреждениям, например, частному училищу И. М. Хайновского или Русскому хоровому обществу. В 1903 г. усадьбу купило Московское художественное общество, при котором состояло училище живописи, ваяния и зодчества. Общество в свою очередь  стало сдавать помещения различным учреждениям - торговой школе, женской гимназии Л. Н. Громогласовой, университету имени Л. А. Шанявского (физической лаборатории и лабораториям биологии), Высшим женским с\х курсам и т.д.*

Надворные службы усадьбы Голицыных с колоннами довершают картину былого барского простора.

Волхонка. М.Знаменский пер. д. Лопухиных со двора.

Волхонка. М.Знаменский пер. д. Лопухиных со двора.

Рядом за старыми тополями, скрывается более скромный барский особняк фрейлины императрицы М.М. Петрово-Соловово (д. № 3), а под углом к нему стоит неинтересный по стилю большой дом кн. Долгоруковых (бывший гр. Орлова-Давыдова). История особняка М.М. Петрово-Соловово (д. №3 по М. Знаменскому) также полна событиями. Дворовый фасад здания сохранил следы архитектурных элементов 17 в., а парадный фасад - это уже классические формы 18 в.

Дом был построен  во владении, подаренном Петром I своему тестю, боярину Федору Авраамовичу Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной. Владение находилось около Колымажного двора в Чертолье. Он и возвел здесь каменные палаты в 2 этажа на подклете - все по архитектурным правилам 17 в. В декабре 1718 года  А.Ф. Лопухин, брат Евдокии, был осужден по розыскному делу царевича Алексея Петровича, все Лопухины попали в опалу,  усадьба была конфискована в казну, здесь содержались шведские офицеры, попавшие в плен и среди них, например, были  ген.-фельдмаршал Рейншильд и первый министр Карла XII граф Пипер.  Затем усадьбу получил голландский купец и промышленник Иван Тамес, который устроил здесь филиал (ткацкий цех) своей крупной полотняной фабрики (см. Хамовники).

В правление Петра II (в 1757 г.), внука Петра I и Евдокии Лопухиной  усадьба возвращается к Лопухиным - вдове генерала Ф.А. Лопухина (внука Федора Авраамовича  Лопухина) – В.Б. Лопухиной.

Волхонка. М. Знаменский. Красное крыльцо палат Лопухиных

Волхонка. М. Знаменский. Красное крыльцо отреставрированных палат Лопухиных

В 1774 – 1775 годах палаты Лопухиных были частью так называемого  Пречистенского дворца, построенного за 2 месяца в 1774 г., где разместился на год двор Екатерины II во время пышных празднований  Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией в ходе первой Русско-турецкой войны. Дворец возводил о архитектор М.Ф.Казаков. Он объединил два частных дома – М.М. Голицына и В.С. Долгорукова – деревянным корпусом, вместившим в себя двухсветный тронный зал и другие помещения. Усадьба Лопухиных была связана переходом с остальной частью дворца и в ней размещались высшие придворные лица. В это время главный дом усадьбы Лопухиных активно перестраивается в классическом стиле (в дальнейшем главный дом переделывался в приемах зрелого классицизма рубежа XIX – XX веков). Территория усадьбы также претерпела изменения в плане.  После отъезда Екатерины II в СПб дворец разобрали  и  перенесли на Воробьевы горы. Там его поставили вновь на фундаменте дворца царя Алексея Михайловича, но через несколько лет он был окончательно разобран.

Владельцы этого барского дома многократно сменялись в течение конца 18 -19 вв. В начале 19 в. владелицей усадьбы была графиня В. А. Протасова, вдова А.Я. Протасова – воспитателя Александра I. Она и пристроила к восточному фасаду главного дома портик с колоннами коринфского ордера и поместила на фронтон фамильный герб Протасовых, которые и владели усадьбой около 50 последующих лет. Герб сохранился до наших дней. После нее усадьба находилась во владении дворянских семей Бологовских, Бахметьевых, Оболенских, и в начале 19 в. владелицей стала вышеупомянутая М. М. Петрово-Соловово*.

Обойдем по этому тихому переулку задний фасад музея Изящных искусств. На противоположном углу увидим синие купола церкви священномученника Антипы [епископ Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 - 68)], что у бывшего Колымажного двора (площадь Колымажного двора занята музеем (бывшем Александра III, ныне - Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Волхонка. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Н.А. Найденов. 1882.

Волхонка. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Н.А. Найденов. 1882.

Первые упоминания о строительстве (арх. Алевиз Фрязин) деревянной церкви близ Большого конюшенного двора (его называли также Колымажным): датируются первой половиной 16 в. (1514 г.) . Во второй половине 16 в. вместо деревянной церкви царские конюхи - люди зажиточные - построили каменную. В ней было 2 придела: главный придел был освящен во имя свм. Антипы, второй - во имя св. преподобного Григория Декаполита*(есть версия, что строил придел Малюта Скуратов, в крещении Григорий). Исследователи истории церкви предполагают, что в ней, в фамильном склепе похоронен Малюта Скуратов. Усадьба Скуратовых в 17 в. стояла с восточной стороны церковного участка. В 1737 г. церковь сильно пострадала при Большом пожаре Москвы, случившемся на Троицу 29 мая (9 июня) 1737, начавшемся в одном из домов А. Милославского. Круглая колокольня храма датируется уже 19 в.

Заканчивая прогулку укажем на дом Павла Афанасьевича  Бурышкина (№4).  Это двухэтажный особняк, с фасадом в Колымажный переулок, с мезонином, балконом и галереей, с типичной для стиля Empire решеткой. Это была постройка 1826 - 1828 гг. Дом строила  вдова  д. ст. советница Варвара Александровна Глебова (супруга Павла Ивановича Глебова) в по проекту арх. М.Ф. Шестакова.  В интерьерах дома - традиционное для того времени анфиладное расположение парадных комнат, парадный вестибюль богато расписан, комнаты  украшены лепниной.

По завещанию В.А. Глебовой в 1856 г. дом перешел к ее родственникам. Последний наследник продал дом княгине М.Н. Оболенской. Но она владела им не долго. В 1896 г. особняк купил московский купец 1-й гильдии Афанасий Васильевич Бурышкин, любитель театра и благотворитель. Он перестроил службы дома, основной дом с мезонином остался нетронутым.

Бурышкины были известной в конце 19- начале 20 в. купеческой семьей. История этого владения при них описана Павлом Афанасьевичем Бурышкиным в его книге "Москва купеческая" (Нью-Йорк. 1954).

Волхонка. Антипьевский пер. Дом Глебовых-Бурышкина. 1914.

Волхонка. Антипьевский пер. Дом Глебовых-Бурышкина. 1914.

Тогда фасад особняка выходил на огромную площадь, образованную на месте Колымажного двора. Флигель позади позади особняка, по линии въездных ворот, с керамическим фасадом, был уже новым владельцем в неоклассическом стиле (арх. С. Воскресенский). Глава семьи А.В. Бурышкин в последние годы своей жизни жил и лечился в Европе. Он умер в 1912 г. после операции на мозге. Дом перешел к его сыновьям (1887-1955), но в семье он считался малопригодным для жизни в силу отсутствия технических усовершенствований того времени, его нужно было или перестраивать, либо отдать под какую-то надобность, так решил Афанасий Бурышкин, завещав дом семье и одновременно городу Москве для устройства музея или библиотеки его имени.

Один из сыновей - Павел Афанасьевич Бурышкин, купец 1-й гильдии ("Товарищество мануфактурных товаров А.В. Бурышкина"), большой любитель "россики"*,  мемуарист, член редакционного комитета газеты "Утро России", окончил Катковский лицей (1905), юридический факультет Московского университета, Коммерческий институт (1911) и получил третье образование в Археологическом институте. В доме Бурышкиных было много произведений искусства, "собирательством" начал заниматься Афанасий Васильевич  и его сыновья унаследовали собранное, а также "тягу к собирательству". Павел Афанасьевич вспоминал: "Моя дань коллекционерству заключалась в том, что я собирал с раннего времени "Россику" и в особенности все, что касалось Москвы. С течением времени коллекция стала очень большой. Мне помогал — и в деле покупки, и в приведении ее в порядок — И. Э. Грабарь. Были необычайно ценные вещи, которые я приобрел с известным собранием Аргутинского-Долгорукова» (1, с. 213—214).

Собрание князя Владимира Николаевича Аргутинского-Долгорукова (искусствоведа, хранителя Эрмитажа) было особенно богатым. Это были картины, миниатюры, рисунки русских и западноевропейских мастеров, планы городов, фарфор, мебель и большую подборку автографов деятелей литературы и искусства.

И так как еще отец Павла Афанасьевича говорил о своем желании создать в своем доме музей, посвященный старой Москве, то и свою богатую коллекцию Павел Афанасьевич  собирался передать городу для организации музея имени своего отца.

При жизни П. Бурышкина создать музей Москвы в этом доме удалось. Город не принял дар, т.к. в своем завещании А.В.Бурышкин включил пункт: созданный в его доме и на его средства музей не должен никогда покидать своих стен. Городские власти посчитали такое условие невыполнимым: малое пространство особняка не позволило бы музею расширяться.

С началом 1Мировой войны в доме разместили лазарет. После 1917 г. здесь размещались разные учреждения.

В 1918 г. П.А. Бурышкин уехал "налегке" из России. Коллекция была распределена по разным музеям и библиотекам Москвы и СПб. 

 ---------------------------------------

* В наше время здесь были Голицынские с\х курсы, потом - Лесной институт и техникум, Институт мозга, редакции нескольких журналов, с 1925 г. - Коммунистическая академия. Для КомАкадемии здание надстроили  в 1928 - 1929 гг. , надстройка исказила пропорции здания.

*После 1917 г. в доме размещался военный отдел ВЧК, позже - Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. Затем здесь были устроены коммунальные квартиры. Затем дворец был отдан Минтяжмашу. В 1989 году С. Н. Рерих и Л. В. Шапошникова приняли для основания Музея Н.К. Рериха полу-развалины этой усадьбы, главный дом  и флигель были отреставрированы.

* Григорий Декаполит - христианский подвижник 8-9 вв. , аскет. Родился в области Декаполь (Десятиград) - отсюда и имя -  в городе Иринополь (название Багдада до 762 г.).

* Сейчас - это Отдел графики ГМИИ им. А.С.Пушкина.

*"россика" - зарубежные издания, посвященные России и ее истории. Но Бурышкины собирали не только "россику", их собрание включало и другие материалы, а именно, живопись и графику города Москвы, чертежи и проекты старинных зданий, их макеты, планы города.

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика