Прогулка XVI. Замоскворечье (конец)

Замоскворечье.

Во время предыдущей прогулки  в Замоскворечье мы прошли мимо владений К.В. Третьякова, что тянулись по левой стороне Лужниковского переулка, вплоть до соседнего - Спасоболвановского переулка и Пятницкой улицы. По правой же стороне этого переулка, на углу Пятницкой, стоит церковь Живоначальной Троицы, что в Больших Лужниках ( Малые Лужники - местность под Новодевичьем монастырем, где была церковь Тихвинской Божьей матери, что в Малых Лужниках). Иначе эту церковь называют Троицей в Вишняках, т.к. первая на этом месте каменная церковь была впервые построена в 1686 году (разрешение на строительство храма было получено в 1678 г.) головами московских стрельцов "Матвеева приказа Вишнякова" (его же именем звался прежде и переулок), пятидесятниками с десятниками и всеми рядовыми стрельцами, бывшими в осаде на службе в Чигирине ( Малороссия). Но еще раньше, вероятно, в 1630-х годах (1642),  заселявшие южные окраины Москвы и строившие Земляные оборонительные валы в Замоскворечье стрельцы "Алексеева приказа Мещеринова" поставили здесь деревянную церковь Троицы, которую затем, со сменой стрелецкого полковника, стали называть  «Троицы в Стрелецкой слободе в Ивановом приказе Монастырёве».

В 1804 г. храм был разобран и перестроен, а после пожара 1812 г. подвергся новой перестройке, о которой говорит изящная, сделанная александровским шрифтом надпись на колокольне: 1826 г.  В конечном виде получился храм стиля Empire.

Пересекая Пятницкую, выйдем в Курбатовский переулок ( назван по домовладельцу, бригадиру А.П, Курбатову). Это особняк первой половины 19 в.  Мы опять на Большой Ордынке, свернем направо и по левой стороне идем в направлении к центру. Налево остается Казачий переулок, видимо, место было занято казачьей слободой. Здесь интересна церковь розовая церковь Иверской Божьей матери, иначе Георгия на Всполье, построенная иждивением капитана Ив.Ив. Савина в 1802 г., согласно надписи на церковном оловянном кресте. Архитектурный стиль церкви - переходный от екатерининского классицизма а александровскому Empire. В барабане главного купола любопытны тройные окна с парой тоненьких колонок.

Покровский храм Марфо-Марьинской обителию Б.Ордынка

Покровский храм Марфо-Марьинской обителию Б.Ордынка, Замоскворечье.

Подходим к Марфо-Марьинской общине, учрежденной Великой княгиней Елизаветой Федоровной (1909 г.).

После гибели  (покушение) своего мужа, Сергея Александровича, Великого князя  и московского генерал-губернатора, Елизавета Федоровна продала свои личные драгоценности и купила здесь усадьбу с четырьмя домами и обширным садом.  Соборный храм обители, Покровский собор, был спроектирован А. Щусевым, Б.В. Фрейденбергом и Л.В. Стеженским. Все постройки обители выдержаны в одном стиле. В центре стоит небольшой храм, представляющий собой как бы возрождение старинного московского стиля, в духе церкви Спаса на Бору. Роспись храма - работа М.В. Нестерова и его учеников. Церковь "не стремится ввысь, к небу, она вся низкая, приземистая, вросшая в землю, к земле привязывающая".

На противоположной стороне, темно-коричневый храм св. Николая, что в Пыжах, построенный, согласно записям в 1647 г. стрельцами "Богданова стрелецкого приказа Пыжова", откуда и пошло название.  Над крестами коронки - обычный признак стрелецких храмов. Отойдем немного на угол, чтобы посмотреть на него со стороны Пыжовского переулка. Это типичный храм 17 века строгой обработки. У храма нет ни приделов, ни подклетов. Он построен "кораблем" - трапезная (1692 г.) и колокольня расположены по главной оси. Пятиглавый верх покрыт кокошниками "вперебежку", причем кокошники играют уже чисто декоративную роль - нет покрытия бочками. Из глав только средняя открывается внутрь, остальные - традиционная декорация. Очень хороша вся кирпичная обработка храма, пышный карниз и отделка окон. Шатровая колокольня открыта со всех сторон - это двухэтажный четверик с двойной висящей аркой - входом и с палаткой наверху под звоном. Восьмериковый звон накрыт каменным шатром с 16-ю "слухами" в 2 ряда. Звон ее колоколов, был слышен во всем  Замоскворечье. Трапезная реконструирована  в 1811 г.

Церковь Св. Николая в Пыжах, фото Найденова. 1882 г.

Церковь Св. Николая в Пыжах, фото Найденова. 1882 г., Замоскворечье

Но внутри церковь подверглась большим изменениям. Живопись современная и не производит впечатления старины. В иконостасе ряд старинных икон: с левой стороны царских врат вторая икона Всех святых, в чеканном окладе с эмалью, приписывается царскому изографу Симону Ушакову (17 в.). Справа первая - местная икона Троицы (С. Ушаков ?) *.

С Ордынки, позади "Пыжей", видна другая шатровая колокольня - церкви Покрова "что на Голиках"  ("что в Малых Ордынцах за Москвой -рекой") . Возможно, что местность здесь была голой - безлесной, отсюда и название.

Это образец небольшого, едва ли не домового храма 17 века. Каменную церковь на месте старой деревянной ("обыденной" - построенной в "один день", возможно по обету) начали строить в 1695 г., а достроена она была  усердием купцов Лобазиных в 1702 г.

Вероятно, местность, где она стояла, была безлесной, голой, и поэтому называлась Голиками и церковь стала также называться – «что на Голиках»**. В 1902 году начали перестраивать трапезную и колокольню, а сломали церковь Покрова "в Голиках" в 1931 г., и теперь тут снова голое место.

 Влево по Ордынке - Б. Толмачевский переулок - когда-то здесь были поселены толмачи (переводчики) царского двора. В этом переулке интересен дом 6-й гимназии (бывшая усадьба Демидовых-Соллогубов). Усадьба была построена во второй половине 18 в. (1770-е), возможно по проекту М. Казакова, для Аммоса Демидова в раннеклассическом стиле  (см. «Альбомы партикулярных строений», собранные М. Ф. Казаковым).  Но в том своем первозданном виде дом до нас не дошел. В конце 18 в. усадьба была Демидовыми продана, а во время пожара 1812 г. почти полностью сгорела, как и многие дома в Замоскворечье.  Его восстанавливали по новому проекту,  к дому был пристроен коринфский портик на арках, крайние окна пышно обрамлены сдвоенными колоннами, поддерживающими арку с двумя барельефами и таким образом дом приобрел черты стиля Empire.

Замоскворечье. Б. Толмачевский. Усадьба Соллогубов.

Замоскворечье. Б. Толмачевский. Усадьба Соллогубов.

В середине 19 в. владелицей усадьбы стала  Мария Федоровна Соллогуб (ур. Самарина). В 1882 году усадьба была  продана Московскому учебному округу, и в ней устроили 6-ю  мужскую гимназию. Замечательна великолепная чугунная ограда: столбы ее украшены литыми плитами, на которых изображены гроздья винограда, промежутки между столбами заняты литой же, красивого рисунка решеткой. Прекрасны и ворота с ажурным верхом. Чудесные архитектурные формы нарушены пристройкой слева классных помещений гимназии, где для освещения классов допущены большие окна.  На центральном фасаде - медальоны с барельефами.

Почти перпендикулярно к зданию 6-й гимназии идет Лаврушенский переулок, который, как и параллельный ему Малый Толмачевский, сохранил еще кое-какие черты замоскворецкого быта. В Б. Толмачевском любопытна церковь Николы в Толмачах по сочетанию храма 17 века (строенного "гостем" Лонгиным Добрыниным) и трапезной с колокольней первой половины 19 в. (1833 г.) по проекту арх. Ф.М. Шестакова.

Из Большого Толмачевского переулка попадаем в Старый Монетный переулок. Здесь в районе тогдашней Кадашевской слободы находился в 17 веке Монетный двор ( сами монетчики жили восточнее, в "Монетчиках", между Пятницкой и Кузнецкой, где и сейчас находятся несколько Монетчиковых переулков). Идя влево, отметим дом братьев Булочкиных (№ 22), по правой стороне. Дом начала 19 в., фасадом во двор, с характерными службами старинного особняка.

Дворик Шишкиных в Старомонетном. Гравюры И. Павлова.

Дворик Шишкиных в Старомонетном. Гравюры И. Павлова.

На противоположной стороне - угловой дом № 25\27 Шишкиной, образчик совсем небольшого дома первой половины 19 в. Характерны  ворота с колоннами, а завернув во двор увидим деревянную "галдареечку" - крыльцо  с деревянными же колонками. От них веет уютной мирной стариной.

 И, наконец, по правой стороне переулка видим сказочно красивый храм Григория Неокесарийского, что при Полянке (или  что в Дербицах ***, как его звали в старину) , построенный в  1668-1679 гг. "из казны Великого государя Алексея Михайловича" по указанию духовника его Андрея Саввинова **, бывшего священника прежней здешней деревянной церкви Григория Неокесарийского (между 1625 и 1632).  Этот храм - третья стадия построек пятиглавых бесстолбных храмов, когда кокошники стали простым орнаментом над карнизом и отделены кровлей от храмовых глав, а главы стали тоже чисто декоративным мотивом - поставлены на кровли и не открываются внутрь. Можно сравнить: Успенье в Гончарах - 2 этап, храм Грузинской Божьей матери - 1 этап в таком развитии). Главная красота в его наружном "ценинном" убранстве - пояс цветных изразцовых фризов 17 в., наддверные кокошники в главном кубе храма, оконные наличники, расцвеченные жгуты колокольни. Внутри храма замечателен изразчатый портал и ряд старинных икон, есть писанная царским изографом Симоном Ушаковым икона "Верую в единаго Бога".

Интересны некоторые предписания по постройке этого храма - "прописать колокольню красками разными ротески, а где прямая стена, прописать в кирпичъ суриком, а у шатра стрелки перевить, а межъ стрелок обелить, а слухи и закаморы и окна прописать разными красками, да у колокольни которое резное дело каменное разветвить и прописать красками". Все это сохранилось и поныне.  За постройкой наблюдал каменных дел подмастерье Иван Кузнечик, но и сам царь интересовался ее ходом.

Храм Григория Неокесарийского в Замоскворечье

Храм Григория Неокесарийского в Замоскворечье

Церковь вышла на славу, но А. Саввинов не присутствовал при ее освящении в 1779 г. Тому помешали следующие обстоятельства. В осенью 1674 г. царь уехал в Преображенское, где через неделю получил грамотку от своего любимца-протопопа с жалобой на патриарха Iоакима, который его, протопопа, безвинно посадил на цепь. Протопоп умолял царя "приттить к Москве и его из смиренья освободить". Царь приехал в Москву, встретился с патриархом, просил его за своего духовника, но патриарх был упорен, просьбу царя неудовлетворил и запретил А. Саввинову священствовать. Царь вернулся в Преображенское на "Комедиальныя действие", поставив к виновному духовнику караул из 20 стрельцов, чтобы упасти его от патриаршего гнева. Лишь под Рождество царю удалось выпросить у патриарха прощение своему духовнику и разрешение священствовать. Примиренные противники даже обедали вместе за царским столом. Но...отношения остались натянутыми и закончились для протопопа весьма печально. По смерти царя Алексея в 1676 г. патриарх свел счеты с протопопом. Созвав собор из высших духовных лиц, он выставил против Андрея Саввинова ряд обвинений - в подстрекательстве царя против патриарха, в блуде, в именовании себя протопопом без "ставленной грамоты", в том, что Андрей "церковь себе воздвиже без патриаршего благословения. Собор лишил сана бывшего царского духовника и сослал его в Кожеезерский монастырь.

Вот каким образом возник в глухом, по тому времени, Замоскворечье этот замечательный памятник цветистого зодчества времен царя Алексея Михайловича.

В Московском царстве празднование дня св. Григория Неокесарийского связан с историческим событием - 17 ноября 1445 г. возвратился в Москву из Золотой Орды Великий князь Василий Темный

Полянкой тогда звали, по низменному положению, только площадь Полянского рынка, а нынешняя улица Полянка звалась Большой Серпуховской дорогой (или улицей), или Космодемьяновской, по церкви в начале улицы, близ Малого Каменного моста на Канаве. Эта церковь, построенная горожанином Савельевым, числилась тогда в той же огромной Кадашевской слободе. Перейдя Каменный мост, мы попадаем на Болото.

Замоскворечье. Трамвайная электростанция. Начало 20 в.

Замоскворечье. Трамвайная электростанция. Начало 20 в.

Слева огромная электрическая станция, обслуживающая трамваи. Она занимает часть владений старого Винно-соляного двора (склад, с которого отпускали монопольную водку  в московские кабаки),  от которого уцелели классические ворота 18 в.

Большим Каменным мостом мы покидаем Замоскворечье. Вправо от нас Кремль.

----------------------

* В 1930 - храм был окончательно закрыт, иконы отданы в Третьяковскую галерею , один из колоколов - в Большой театр», потом -  в Богоявленский собор в Елохове.

** После чумы 1652 года старая деревянная церковь Григория Неокесарийского пустовала. С 1660 г. священником в ней сделался Андрей Саввинов, который понравился царю и наречен был протопопом Благовещенского собора, т.е.  стал царским духовником  25 марта 1666 г. Он же венчал царя Алексея Михайловича с Н.К. Нарышкиной. Он добился перестройки своего бывшего приходского храма. В 1668 году были записаны все расходы на эту постройку.

*** здесь проходила дорога из Москвы в Орду. Земля в этой низиной,  затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой»,  поэтому и была названа Дербицами, искаженное - дебри - так называли  топкую низину.

Источник:

Путеводитель по Москве. Изд. Сабашниковых. 1917 г.

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика