Замоскворечье.
Во время предыдущей прогулки в Замоскворечье мы прошли мимо владений К.В. Третьякова, что тянулись по левой стороне Лужниковского переулка, вплоть до соседнего - Спасоболвановского переулка и Пятницкой улицы. По правой же стороне этого переулка, на углу Пятницкой, стоит церковь Живоначальной Троицы, что в Больших Лужниках ( Малые Лужники - местность под Новодевичьем монастырем, где была церковь Тихвинской Божьей матери, что в Малых Лужниках). Иначе эту церковь называют Троицей в Вишняках, т.к. первая на этом месте каменная церковь была впервые построена в 1686 году (разрешение на строительство храма было получено в 1678 г.) головами московских стрельцов "Матвеева приказа Вишнякова" (его же именем звался прежде и переулок), пятидесятниками с десятниками и всеми рядовыми стрельцами, бывшими в осаде на службе в Чигирине ( Малороссия). Но еще раньше, вероятно, в 1630-х годах (1642), заселявшие южные окраины Москвы и строившие Земляные оборонительные валы в Замоскворечье стрельцы "Алексеева приказа Мещеринова" поставили здесь деревянную церковь Троицы, которую затем, со сменой стрелецкого полковника, стали называть «Троицы в Стрелецкой слободе в Ивановом приказе Монастырёве».
В 1804 г. храм был разобран и перестроен, а после пожара 1812 г. подвергся новой перестройке, о которой говорит изящная, сделанная александровским шрифтом надпись на колокольне: 1826 г. В конечном виде получился храм стиля Empire.
Пересекая Пятницкую, выйдем в Курбатовский переулок ( назван по домовладельцу, бригадиру А.П, Курбатову). Это особняк первой половины 19 в. Мы опять на Большой Ордынке, свернем направо и по левой стороне идем в направлении к центру. Налево остается Казачий переулок, видимо, место было занято казачьей слободой. Здесь интересна церковь розовая церковь Иверской Божьей матери, иначе Георгия на Всполье, построенная иждивением капитана Ив.Ив. Савина в 1802 г., согласно надписи на церковном оловянном кресте. Архитектурный стиль церкви - переходный от екатерининского классицизма а александровскому Empire. В барабане главного купола любопытны тройные окна с парой тоненьких колонок.
Подходим к Марфо-Марьинской общине, учрежденной Великой княгиней Елизаветой Федоровной (1909 г.).
После гибели (покушение) своего мужа, Сергея Александровича, Великого князя и московского генерал-губернатора, Елизавета Федоровна продала свои личные драгоценности и купила здесь усадьбу с четырьмя домами и обширным садом. Соборный храм обители, Покровский собор, был спроектирован А. Щусевым, Б.В. Фрейденбергом и Л.В. Стеженским. Все постройки обители выдержаны в одном стиле. В центре стоит небольшой храм, представляющий собой как бы возрождение старинного московского стиля, в духе церкви Спаса на Бору. Роспись храма - работа М.В. Нестерова и его учеников. Церковь "не стремится ввысь, к небу, она вся низкая, приземистая, вросшая в землю, к земле привязывающая".
На противоположной стороне, темно-коричневый храм св. Николая, что в Пыжах, построенный, согласно записям в 1647 г. стрельцами "Богданова стрелецкого приказа Пыжова", откуда и пошло название. Над крестами коронки - обычный признак стрелецких храмов. Отойдем немного на угол, чтобы посмотреть на него со стороны Пыжовского переулка. Это типичный храм 17 века строгой обработки. У храма нет ни приделов, ни подклетов. Он построен "кораблем" - трапезная (1692 г.) и колокольня расположены по главной оси. Пятиглавый верх покрыт кокошниками "вперебежку", причем кокошники играют уже чисто декоративную роль - нет покрытия бочками. Из глав только средняя открывается внутрь, остальные - традиционная декорация. Очень хороша вся кирпичная обработка храма, пышный карниз и отделка окон. Шатровая колокольня открыта со всех сторон - это двухэтажный четверик с двойной висящей аркой - входом и с палаткой наверху под звоном. Восьмериковый звон накрыт каменным шатром с 16-ю "слухами" в 2 ряда. Звон ее колоколов, был слышен во всем Замоскворечье. Трапезная реконструирована в 1811 г.
Но внутри церковь подверглась большим изменениям. Живопись современная и не производит впечатления старины. В иконостасе ряд старинных икон: с левой стороны царских врат вторая икона Всех святых, в чеканном окладе с эмалью, приписывается царскому изографу Симону Ушакову (17 в.). Справа первая - местная икона Троицы (С. Ушаков ?) *.
С Ордынки, позади "Пыжей", видна другая шатровая колокольня - церкви Покрова "что на Голиках" ("что в Малых Ордынцах за Москвой -рекой") . Возможно, что местность здесь была голой - безлесной, отсюда и название.
Это образец небольшого, едва ли не домового храма 17 века. Каменную церковь на месте старой деревянной ("обыденной" - построенной в "один день", возможно по обету) начали строить в 1695 г., а достроена она была усердием купцов Лобазиных в 1702 г.
Вероятно, местность, где она стояла, была безлесной, голой, и поэтому называлась Голиками и церковь стала также называться – «что на Голиках»**. В 1902 году начали перестраивать трапезную и колокольню, а сломали церковь Покрова "в Голиках" в 1931 г., и теперь тут снова голое место.
Влево по Ордынке - Б. Толмачевский переулок - когда-то здесь были поселены толмачи (переводчики) царского двора. В этом переулке интересен дом 6-й гимназии (бывшая усадьба Демидовых-Соллогубов). Усадьба была построена во второй половине 18 в. (1770-е), возможно по проекту М. Казакова, для Аммоса Демидова в раннеклассическом стиле (см. «Альбомы партикулярных строений», собранные М. Ф. Казаковым). Но в том своем первозданном виде дом до нас не дошел. В конце 18 в. усадьба была Демидовыми продана, а во время пожара 1812 г. почти полностью сгорела, как и многие дома в Замоскворечье. Его восстанавливали по новому проекту, к дому был пристроен коринфский портик на арках, крайние окна пышно обрамлены сдвоенными колоннами, поддерживающими арку с двумя барельефами и таким образом дом приобрел черты стиля Empire.
В середине 19 в. владелицей усадьбы стала Мария Федоровна Соллогуб (ур. Самарина). В 1882 году усадьба была продана Московскому учебному округу, и в ней устроили 6-ю мужскую гимназию. Замечательна великолепная чугунная ограда: столбы ее украшены литыми плитами, на которых изображены гроздья винограда, промежутки между столбами заняты литой же, красивого рисунка решеткой. Прекрасны и ворота с ажурным верхом. Чудесные архитектурные формы нарушены пристройкой слева классных помещений гимназии, где для освещения классов допущены большие окна. На центральном фасаде - медальоны с барельефами.
Почти перпендикулярно к зданию 6-й гимназии идет Лаврушенский переулок, который, как и параллельный ему Малый Толмачевский, сохранил еще кое-какие черты замоскворецкого быта. В Б. Толмачевском любопытна церковь Николы в Толмачах по сочетанию храма 17 века (строенного "гостем" Лонгиным Добрыниным) и трапезной с колокольней первой половины 19 в. (1833 г.) по проекту арх. Ф.М. Шестакова.
Из Большого Толмачевского переулка попадаем в Старый Монетный переулок. Здесь в районе тогдашней Кадашевской слободы находился в 17 веке Монетный двор ( сами монетчики жили восточнее, в "Монетчиках", между Пятницкой и Кузнецкой, где и сейчас находятся несколько Монетчиковых переулков). Идя влево, отметим дом братьев Булочкиных (№ 22), по правой стороне. Дом начала 19 в., фасадом во двор, с характерными службами старинного особняка.
На противоположной стороне - угловой дом № 25\27 Шишкиной, образчик совсем небольшого дома первой половины 19 в. Характерны ворота с колоннами, а завернув во двор увидим деревянную "галдареечку" - крыльцо с деревянными же колонками. От них веет уютной мирной стариной.
И, наконец, по правой стороне переулка видим сказочно красивый храм Григория Неокесарийского, что при Полянке (или что в Дербицах ***, как его звали в старину) , построенный в 1668-1679 гг. "из казны Великого государя Алексея Михайловича" по указанию духовника его Андрея Саввинова **, бывшего священника прежней здешней деревянной церкви Григория Неокесарийского (между 1625 и 1632). Этот храм - третья стадия построек пятиглавых бесстолбных храмов, когда кокошники стали простым орнаментом над карнизом и отделены кровлей от храмовых глав, а главы стали тоже чисто декоративным мотивом - поставлены на кровли и не открываются внутрь. Можно сравнить: Успенье в Гончарах - 2 этап, храм Грузинской Божьей матери - 1 этап в таком развитии). Главная красота в его наружном "ценинном" убранстве - пояс цветных изразцовых фризов 17 в., наддверные кокошники в главном кубе храма, оконные наличники, расцвеченные жгуты колокольни. Внутри храма замечателен изразчатый портал и ряд старинных икон, есть писанная царским изографом Симоном Ушаковым икона "Верую в единаго Бога".
Интересны некоторые предписания по постройке этого храма - "прописать колокольню красками разными ротески, а где прямая стена, прописать в кирпичъ суриком, а у шатра стрелки перевить, а межъ стрелок обелить, а слухи и закаморы и окна прописать разными красками, да у колокольни которое резное дело каменное разветвить и прописать красками". Все это сохранилось и поныне. За постройкой наблюдал каменных дел подмастерье Иван Кузнечик, но и сам царь интересовался ее ходом.
Церковь вышла на славу, но А. Саввинов не присутствовал при ее освящении в 1779 г. Тому помешали следующие обстоятельства. В осенью 1674 г. царь уехал в Преображенское, где через неделю получил грамотку от своего любимца-протопопа с жалобой на патриарха Iоакима, который его, протопопа, безвинно посадил на цепь. Протопоп умолял царя "приттить к Москве и его из смиренья освободить". Царь приехал в Москву, встретился с патриархом, просил его за своего духовника, но патриарх был упорен, просьбу царя неудовлетворил и запретил А. Саввинову священствовать. Царь вернулся в Преображенское на "Комедиальныя действие", поставив к виновному духовнику караул из 20 стрельцов, чтобы упасти его от патриаршего гнева. Лишь под Рождество царю удалось выпросить у патриарха прощение своему духовнику и разрешение священствовать. Примиренные противники даже обедали вместе за царским столом. Но...отношения остались натянутыми и закончились для протопопа весьма печально. По смерти царя Алексея в 1676 г. патриарх свел счеты с протопопом. Созвав собор из высших духовных лиц, он выставил против Андрея Саввинова ряд обвинений - в подстрекательстве царя против патриарха, в блуде, в именовании себя протопопом без "ставленной грамоты", в том, что Андрей "церковь себе воздвиже без патриаршего благословения. Собор лишил сана бывшего царского духовника и сослал его в Кожеезерский монастырь.
Вот каким образом возник в глухом, по тому времени, Замоскворечье этот замечательный памятник цветистого зодчества времен царя Алексея Михайловича.
В Московском царстве празднование дня св. Григория Неокесарийского связан с историческим событием - 17 ноября 1445 г. возвратился в Москву из Золотой Орды Великий князь Василий Темный
Полянкой тогда звали, по низменному положению, только площадь Полянского рынка, а нынешняя улица Полянка звалась Большой Серпуховской дорогой (или улицей), или Космодемьяновской, по церкви в начале улицы, близ Малого Каменного моста на Канаве. Эта церковь, построенная горожанином Савельевым, числилась тогда в той же огромной Кадашевской слободе. Перейдя Каменный мост, мы попадаем на Болото.
Слева огромная электрическая станция, обслуживающая трамваи. Она занимает часть владений старого Винно-соляного двора (склад, с которого отпускали монопольную водку в московские кабаки), от которого уцелели классические ворота 18 в.
Большим Каменным мостом мы покидаем Замоскворечье. Вправо от нас Кремль.
----------------------
* В 1930 - храм был окончательно закрыт, иконы отданы в Третьяковскую галерею , один из колоколов - в Большой театр», потом - в Богоявленский собор в Елохове.
** После чумы 1652 года старая деревянная церковь Григория Неокесарийского пустовала. С 1660 г. священником в ней сделался Андрей Саввинов, который понравился царю и наречен был протопопом Благовещенского собора, т.е. стал царским духовником 25 марта 1666 г. Он же венчал царя Алексея Михайловича с Н.К. Нарышкиной. Он добился перестройки своего бывшего приходского храма. В 1668 году были записаны все расходы на эту постройку.
*** здесь проходила дорога из Москвы в Орду. Земля в этой низиной, затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», поэтому и была названа Дербицами, искаженное - дебри - так называли топкую низину.
Источник:
Путеводитель по Москве. Изд. Сабашниковых. 1917 г.