Покров Пресвятой Богородицы

Покров

Покров Пресвятой Богороди­цы  (1/14 октября) -  праздник  уста­новлен в православии в память о видении св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Констан­тинополя Пресвятой Богородицы, которая распростерла  над осажденным сарацинами, а по некоторым другим  источникам  и русами, городом и молящимися в храме народом свое головное покрывало. Праздник, по-види­мому, был утвержден на территории Киевской митрополии и потому практически неизве­стен другим церквам, кроме русской, или по­является у них вследствие русского влияния.

Кстати в  Константинопольской церкви этого праздника нет.

Другие названия этого праздника: у русских - Первое зазимье, Свадебник, у белоруссов - Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, «День зустрічі зими» - у украинцев, День Романа Сладкопевца, Праздник урожая - у старообрядцев, у сербов - это «Покровица», Покровá Богородицы, Покровá, Покров-Батюшка. Служба на Покров предполагает наличие в храме праздничной иконы Богородицы, для молящихся она  заменяет то, что было дано св. Андрею в видении.

Идея праз­дника — заступничество Пресвятой Богоро­дицы («Покрый нас честным твоим покровом и избави нас от всякого зла»).

Идея покровительства-покрывания, основная для этого праздника, была вос­принята в народной традиции восточных славян, и эта традиция  предложила уже свою мифологическую и маги­ческую интерпретацию ключевого слова-понятия этого праздника.

Праздник Покрова приходится, практически, на середину осени и для календаря восточных славян - это переход к зиме, первые дни начала зимы: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима».

По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, загадывали о характере предстоящей зимы. Приметы Покрова:

- какова погода в Покров такая протянется до самой весны, считаю белоруссы ;

- молодой месяц и южный ветер на Покров - к легкой зиме, старый месяц и северный ветер — к холодной, загадывают полессцы;

- мороз на Покров предвещал своевремен­ное наступление зимы, теплая погода — позд­нюю зиму.

По другим поверьям, морозы и снег, случившиеся до Покрова , предвещали дол­гую осень.

Зайцы, поменявшие свой окрас на белый сразу после Покрова, предвещали скорое наступление зимы.

Белоруссы считали, что на Покров «Бог печатает землю», и до весны уже нельзя найти никакого клада.

На Покров земля обязательно должна быть покрыта — листь­ями или снегом:

- украинское «Покрова накривае траву листям, землю снiгом, воду льодом, а дiвчат — шлюбним вiнцем»,

- полесское  «Покрова мае покрытися чи листом, чи снигом».

С Покровом связывается и начало зимовки животных: «На Покрову прикриваюцца уси гадости...».  На Волыни считалось, что на Покров змеи, собранные главным ужом, влезают на лещину, чтобы в последний раз перед зимовкой увидеть небо.

По восточнопольской примете, с Покрова барсуки уходили под землю. Русские в эти дни  совершали обряды изгнания мух из изб.

Покров - на русском Севере  время подготовки изб к зиме, чинили крыши, затыкали пазы в стенах мхом, затыкали и обмазывали глиной пазы в оконных рамах:  «Чини избу до Покрова, а то не будет тепла», «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром».  На юге России и на Украине с Покрова начинали топить избы: «Покров! Натопи хату без дров».

В Тамбов­ской губернии, растапливая  в первый раз печь на Покров, пекли блинцы и говорили, что тем самым «запекают углы».

На Украине жгли в печи сухой кизяк, чтобы всю зиму в хате было сухо. Для этого же по углам раскладывали куски дерна травой вверх.

Покров знаменует собой начало зимнего сезона и в скотоводческом календаре.

После Покрова скот уже почти не выгоняли на улицу: «Не жди Покров, запирай коров», в Карпатах отары возвращались с пастбищ-полонин. В эти дни начинался переход на зимние корма для скота. На Севере крестьяне «закармливали» скот на зиму в хлеву, закладывая корма в ясли, даже если еще выгоняли скот на улицу. А для этого  с жатвы приберегали последний сноп необмолоченного овса и на  Покров его делили по  числу голов скота и давали его прежде осталь­ного корма. Это делалось для того, чтобы "скот не голо­дал зимой», чтобы «замор не брал скотину».

В Полесье скот на Покров "за­кармливали" высушенной травой со своей ме­жи, чтобы скотина не была разборчива в еде.

На Покров обычно заканчивались договоры пастухов, нанятых для летнего выпаса скота,  и пастухи получали расчет. На северо-востоке России на Покров лошадям ос­тригали гривы и хвосты и вывешивали их в конюшне как оберег от домового. Некоторые обы­чаи соблюдались для обеспечения приплода скота: на Смоленщине хозяева постились всю неделю перед Покровом, там же, а также в других местах на Покров происходила обетная варка пива (т. н. Покровщина), ее устраивали если скот плохо «велся» (плодился).

В Пермском крае на Покров обязательно варили пиво, говорили, что «на Покров даже у воробья пиво есть».

По при­метам, звездная ночь на Покров обещала хороший приплод овец. К Покрову нужно было завершить основные полевые и огородные работы, если такого не случалось, то это считалось безхозяйственностью, нерадивостью: «Хто cie по Покровi, той не мае що дати коровi".  На Покров нужно было уже заготавливать овощи на зиму - рубить капусту и закладывать картошку, морковь, свеклу, репу в погреба, тыкву на чердак: "Не жди Покрова — руби капусту», «Святая Покрова, коб была картопля здорова».

С Покрова мужская половина  жителей села могла уже уходить на заработки и  возвра­щались домой летние временные работники.

С Покрова начинался сезон осенних торгов и ярмарок.

В крестьянской жизни Покров - конец лета, когда вся домашняя работа переводится в избу: «Зазимье пришло — засидки привело».

С Покрова начинались прерванные на период полевых работ свадьбы.

Брачные мотивы это­го праздника, равно как и брачно-эротическая символика слова покрывать (покрывание - обозначение коитуса, покрывание головы - метафора брака, свадьбы), нашли отражение в любовной магии:

- ложась спать в канун Покрова, девушки обычно просили: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком», «Ты, Покров -Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей нетленной на чужую сторону», «Покров покровище, покрой верховище», Святая Покрiвонько, покрий менi голiвоньку, не стёнжкою, не квiткою, а чесною намiткою».

- в день Покрова девушки с утра пораньше бежали в церковь поставить свечку: считалось, что та, которая сделает это прежде других, первой выйдет замуж.

- на Вологодчине и в некоторых других местах девушки, собравшись вместе, за день выпрядали льняную нить и ткали из нее холст, кото­рый в Покров несли в церковь для освящения, а затем вешали его на икону Покрова и молились о замужестве.

С Покровом связывались и девичьи гадания о замужестве: считали колья в заборе, слушали на перекре­стке и мн. др.

Формированию будущих семейных пар немало способствовали зимние молодежные посиделки (беседы) в избах, которые с Покрова становились в русских селах регулярными, для чего девушки к Покрову нанимали на всю зиму избу, где и собирались: «Пряхи с Покрова по ночам за­сиживают».

У сербов в некоторых местах женщины, особенно беременные, на Покров день не работали и иногда соблюдали семидневный пост.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

А. Пушкин

В тот год снег на Покров не выпал.

 

Источник: Славянские древности . Т. IV.

из статьи Т. А. Агапкиной

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика