Передача предметов у славян наделялась особым магическим значением.
Это был один из видов контакта, который совершался по ритуализированым правилам и предписаниями. Существовали, да и поныне существуют, иногда и незаметно для нас (мы совершаем это неосознанно, т. к. память о них хранится в нашем "подсознательном"), целый ряд запретов и разрешений на способы передачи предметов, времени и места передачи, самих объектов передачи и участников этого действия.
Славяне считали, что вместе с предметом осуществляется и передача благополучия, удачи, «спора», силы и т. п. Они думали, что вместе с предметом можно наслать несчастье, болезнь, раздор и тому подобное.
Такие представления касались прежде всего предметов, которые имели и имеют, иногда и до сих пор, высокую, почти сакральную (священную) ценность. Это - семена для будущего посева, первый сжатый сноп, веревка за которую водят скот, серп, ткацкий инвентарь, иголки, хлеб и соль. Эти предметы запрещалось передавать из рук в руки, или "голой" рукой. Их передавали, обернув руку полой одежды или платком, надев рукавицу или поставив (положив) предмет на землю, на стол, откуда их потом брал тот, кому эти предметы передавали.
Передача предметов запрещалась в опасные, в понимании славян, временные периоды - ночью, на закате, в большие праздники.
Особые правила соблюдались для передачи предметов в ситуациях купли-продажи, обрядов лечения, передачи на «тот свет». Такие передачи проходили также по особому ритуалу.
Передача предметов некоторым лицам: пастухам, ряженым, колядникам, невестам, беременным, также проходила особыми способами, чтобы предотвратить сглаз и порчу или другие несчастия в семье или с домашним скотом.
Как проходила такая передача "сакральных" предметов:
- семена не передавали из рук в руки, а клали на землю, чтобы зерно «не пошло за руками», а вдруг рука дающего окажется "тяжелой".
- при передаче скотины (продажа) веревку не отдавали из рук в руки покупателю. Скотину отпускали, сняв с рогов веревку, чтобы корова или овца пошла сама, а продавец при этом должен был сказать про себя: " Не я тебе даю, пусть тебе Бог дает", только потом веревка отдавалась новому хозяину (Закарпатье)
- соль за столом нельзя было подавать просящему в руки, надо было поставить солонку на стол перед ним. Так принято было у белорусов на Витебщине.
- серп по время жатвы у болгар, белорусов и украинцев не давали из рук в руки, а клали на землю и брали его тоже с земли. Волыняне думали, что если серп принадлежит "злому" человеку или рука дающего "недобрая", то серп, взятый из рук в руки, может покалечить при работе. А белорусы считали, что если кто-то хочет передать серп из рук в руки, то у него злой умысел.
- передача ткацкого инвентаря также подразумевала боязнь сглаза будущей работы через орудие труда и окружалась всяческими запретами. Например, запрещалось давать бердо, ниты после захода солнца, ночью, переносить инструмент через реку, через границу села, давать их "голыми" (необернутыми, непокрытыми). Если нечем было их обернуть или покрыть, то обвязывали инструмент нитками (в Полесье).
Передача предметов имела также и пространственные ограничения.
Повсюду у славян нельзя было передавать через покойника или через ребенка. У южных славян (сербов, македонцев, болгар) есть поверье, что если над телом покойника по неосторожности передать из рук в руки какой-либо предмет: еду или цветы, то такой покойник станет "заложным" вампиром - будет «ходить» после похорон.
Белорусы на Витебщине верили, что если через колыбель передать что-либо съестное, то ребенок будет прожорливым, а если перебросить через него вещи или одежду, то он будет "варовитым". Нельзя было даже переговариваться через колыбель - ребенок будет болтливым.
Передача предметов на "тот свет" должна была проходить в сакральных местах, например, в церкви, куда жертвуются еда и вещи, предназначенные для душ умерших, или в пограничных местах дома: на окне, чердаке, крыше, куда ставили или клали еду и предметы, предназначенные покойникам.
Вспомним широко известный обычай класть еду - первый блин, хлеб - на окно или подвешивать ее к крыше (в Курской губернии), относить еду - коливо, хлебцы, яйца и др. пасхальные кушанья - на кладбище и класть на могилу, крошить ее на могилу, закапывать в могилу или подвешивать к кресту (у восточных и южных славян). Болгары и сербы поливают могилу вином, они же пускают специальные поминальные хлебы по воде.
Передача поминальной еды душам умерших должна была происходить в особые дни - в основном в годовые поминальные праздники: на масленицу, Пасху, в Фомино воскресенье, на Радуницу, Троицу, Дмитровскую субботу и др. или на поминки после смерти.
Повсюду у славян используется возможность передать предмет, который забыли положить в гроб умершему, на "тот свет" со следующим покойником, вкладывая нужную вещь в его гроб.
Передача предметов с "того света" на "этот" проходила также по особому ритуалу. Например, веревку, на которой опускали гроб в могилу и которая как бы "побывала на том свете", надо было сначала бросить на землю и протащить ее ногой несколько метров по земле, после этого кто-то из домашних поднимал ее и брал с собой домой. Это обычай македонцев. Считалось, что земля очищает предмет.
Одаривание ряженых один из ритуалов передачи предметов на "тот свет". Ряженые - это персонажи "иного мира".
В Чехии и Моравии угощение для них клали на окно или быстро и осторожно подавали через полуприкрытую дверь так, чтобы ряженые не успели коснуться руки дающего или испачкать ее сажей.
В народной традиции Полесья и Русского Севера запрещалось брать и давать что-либо из рук в руки пастуху во время выпаса скота, то есть после совершения им оберегающего магического обхода стада. Оплату пастуху в это время клали на землю. Беременной не разрешалось ни передавать, ни принимать предметы через огонь, иначе ребенок будет красть. Особенно запрещалось передавать или принимать те предметы, которые давала или брала через огонь его мать (в Белоруссии).
В Белоруссии, на Витебщине, во время свадебного пира жених передавал невесте свой подарок — башмаки, которые невеста тут же обувала — через стол.
Вероятно, с той же целью - избежать прямого контакта из рук в руки новобрачные обменивались кольцами, положив их в стакан с вином. Этому действию приписывалось оберегающее значение у восточных славян.
Перекладывание чего-либо из одной руки в другую также трактуется отрицательно, например, на Волыни верили, что если сеющий пересыплет зерно из одной руки в другую, то взойдет другое растение, чаще все сорняк.
Источник: Славянские древности. Т. 3
Статья М. М. Валенцо