Ритуалы и обычаи встречи Нового года.

Ритуалы и обычаи встречи Нового года.

На Руси было много календарных праздников и с ними были связаны многочисленные народные ритуалы и обычаи, суеверия и приметы, которым наши предки старались обязательно следовать, считая, что от этого зависит их  благополучная и счастливая жизнь в новом году.

Эти ритуалы и обычаи настолько прочно закрепились в культурном коде народа, в коллективном народном сознании, что действия, которые выполняются согласно этим ритуалам, обычаям и  и приметам, уже не воспринимаются как какая-то глупость или как странность. Эти действия выполняются автоматически и многие и не знают, откуда и как появились такие ритуалы и обычаи,  и что они обозначают.

Ритуалы и обычаи встречи  Нового года имеют древнее происхождение и строго соблюдались всегда и у всех народов.

Им приписывались особые, магические свойства.

Новогодняя ночь наступала у разных народов в разное время.

Например, древние кельты собирались в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря) вокруг самой старой и густой ели в лесу, которую они почитали  деревом, наделенным магическими свойствами, и в ветвях которой обитало по их верованиям лесное божество.

Ель - вечнозеленое дерево, она не поддается разрушительным силам холодного времени, следовательно в ее ветвях должно обитать лесное божество, которое и охраняет ель. Поэтому древние кельты и другие северные народы и собирались вокруг ели, чтобы  задобрить это божество, получить его благосклонность, принеся ему жертву.

Сначала это были человеческие жертвы, затем - животные. Внутренности жертвенных животных развешивались на ветвях ели, а ее ствол обмазывался кровью. Это и были прообразы нынешних украшений елки, елочных игрушек.

Постепенно  ритуал изменялся, люди перестали приносить кровавые жертвы лесному божеству, а ель стали украшать дарами этому божеству: кусками еды, хлеба, яблоками и кусочками ткани. Такими дарами  люди намекали, что  и от него хотелось бы получить то, что им было необходимо для жизни в новом году. Рубить живое дерево запрещалось, можно было только срезать ветки.

Магические свойства, которые приписывались многими древними народами вечнозеленой ели (и сосне)  сохранились также и в дошедшем до наших дней ритуале украшения ветками ели гробов и плетении похоронных венков. Такой обычай увязывает ель с пониманием смерти.

У древних европейских народов холодное время года - зима, ассоциировалась со  старцем с длинной бородой и косой в руках. Это был знак Сатурна, иногда он изображался с жезлом власти, которым управлял Смертью.

И в новогодних мистериях главный жрец друидов изображал Сатурна. В жертву Сатурну приносилась девственница.

Вот этот старец с длинной бородой и посохом (косой или жезлом) и стал прототипом нынешнего деда Мороза, а жертвенная девственница - Снегурочки. И мешок деда Мороза - это вовсе не мешок с подарками, как мы теперь думаем, а мешок для жертвоприношений, которые он требует с людей. Его появление в конце года говорит о том, что люди ему задолжали, не доплатили в течение года, и в канун Нового года он ждет дани-жертвы.  Вот таков настоящий смысл очень древнего ритуала проводов Старого года.

В жизни древних период зимнего солнцестояния был очень важным, поскольку люди не были уверены, что они смогут пережить очередное холодное время года. Период с января по апрель был известен как голодные месяцы.

Мистерии зимнего солнцестояния  были последними праздниками перед началом голодного периода. В это время забивали большую часть скота, так как  заготовленных кормов не хватило бы на всю зиму для всего скота, и в эти дни  больше всего потреблялось свежего мяса. К этому времени созревали вино и пиво и их можно было пить.

Празднества-мистерии начинались, чаще всего,  накануне зимнего солнцестояния, длились весь день и заканчивались на рассвете нового дня.

Интересно и происхождение обычая зажигать фейерверки, стрелять петардами, развешивать на елке хлопушки, которыми так весело хлопают дети в новогоднюю ночь. Традиция шуметь, кричать, громко хлопать и стрелять при встрече Нового года также очень древняя.  У многих народов существовала легенда, что накануне Нового года злые духи, которых изгнали из разных мест ищут  себе новый дом и селятся в нем, а весь следующий год строят разные пакости в доме и чинят беды хозяевам. Поэтому громкий гам и шум в новогоднюю ночь должны были отгонять этих злых духов.

До 15 века и, скорее всего, с дохристианских времен новый календарный год на Руси наступал 1 марта - в день весеннего равноденствия (по юлианскому календарю). С 15 века наступление нового  календарного года отмечалось с 1 сентября, а название праздника - "Первый день в году" сохранилось в "Парижском словаре московитов" (Dictionnaire Muscovite 1586). Это был первый словарь-разговорник русского языка XVI в., (автор словаря - капитан Жан Сова, который вместе с французскими купцами прибыл в Холмогоры. Словарь был опубликован в 1586 г. в Париже).

С 1700 г. Указом Петра I началом нового календарного года России  был определен первый день января (по юлианскому календарю).

С какими понятиями и обычаями был связан Новый год на Руси  и в других славянских странах?

- Новый год - это один из трех основных праздников святочного периода, который отмечался 14 января (ст. стиль). С этим праздником был связаны ритуалы и обычаи, которые нам известны в составе рождественского и крещенского праздничных циклов.

Но в отличие от них, имевших религиозную основу, этот праздник воспринимался как светский праздник, как дата, которая определяет благополучие в наступающем году.

Общеславянский обычай готовить в канун Нового года обильный скоромный ужин обозначен во многих славянских языках такими словами, как  Жирная коляда, Багата кутья, Мясная коляда, Сыта коляда, а сам ужин накануне называется - Щедрый вечер, Богатый вечер и т.д.

- важное место в новогоднем обычае празднования предновогоднего вечера и первого дня нового года занимается общая семейная трапеза. Трапеза должна быть обильная и включать мясные блюда: запеченного поросенка, вареную свиную голову, студень. Такой выбор объясняется тем, что св. Василий, день памяти которого приходится на эту дату, был покровителем свиней, а Новый год назывался "свиным праздником" ("на Василия Великого свиную голову на стол!").

Перед приготовлением новогоднего обеда, хозяин разрубал на пороге (сакральное место дома) свиную голову, "чтобы счастье осталось в доме", кости от поросенка закапывались в саду или затыкались в ветки плодовых деревьев - "для урожайности". В некоторых областях свиным ухом из холодца  и половиною блина "угощали" Мороз, выходя во двор.

У восточных славян обязательным блюдом новогодней трапезы считалась кутья, заправленная жиром или  толченым маком.

Большое значение придавалось и выпечке обрядового новогоднего хлеба. Этот хлеб мог быть в виде домашних животных (гарантировать приплод домашнего скота) или новогодних блинов (символизировать упитанность и "гладкость" домашнего скота), калачей, пирогов (для тучности коров), караваев, булочек с маком, который символизировал деньги и богатство.

Магические обычаи и ритуалы первого дня Нового года обеспечивали удачу или неудачу на весь год, отсюда и приметы:

- как встретишь Новый год, так его и проведешь,

- каким будет первый день нового года, таким будет и весь год,

- чтобы веселиться весь год, надо самым веселым образом провести вечер накануне и весь первый день  нового года - "коли первый день в году веселый, то и год будет таков".

- хозяева кормили домашнюю птицу внутри обруча, "чтобы она не разбегалась со двора"

- обвязывали фруктовые деревья для хорошего плодоношения,

- сытно ели, "чтобы не голодать в течение года",

- после ужина не пили воду, "чтобы летом пить не хотелось" - чтобы лето было не сухим и жарким,

- в новогоднее утро надо было встать пораньше " чтобы не лениться весь год",

- в первый день нового года нельзя было ссориться и ругаться, "чтобы не быть весь год в плохом настроении",

- плохой приметой была разбитая в новогодний канун или в первый новогодний день чашка "посуда будет биться весь год",

- больше всего опасались иметь в этот праздник покойника на селе - это предвещало массовые смерти  или несчастья. В некоторых областях, в деревнях скрывали, что кто-то умер в доме,

- не рекомендовалось давать ничего взаймы в этот день - это сулило убытки, наоборот, поощрялись магические "кражи" (вещи, еду, домашних животных), "чтобы прибывало весь год",

- придерживались правила до Нового года отдавать все долги, "чтобы не быть постоянным должником",

- на благополучие или неудачу в новом году по поверьям влияли и посетители в первый день года: у славян повсеместно считалось, что если в первый день нового года в  дом придет женщина, то год будет "дырявым", лето -"гнилым", у колодца или возле дома заведутся лягушки, а если в дом придет зрелый мужчина или юноша, желательно крепкий и здоровый, то благополучие хозяев дома будет обеспечено в новом году, иногда поэтому признаку судили и о приплоде скота,

В ритуалы и обычаи празднования прихода Нового года входил и обход домов с поздравительными "магическими" целями.

По своим характеристикам они практически совпадают с рождественскими обходами - колядованием. Но были и другие, чисто новогодние,  признаки таких обходов:

- при обходах  домов с поздравлениями в первый день наступившего года не рядились,

- ходя по домам, раздавали срезанные в лесу ветки "на счастье", осыпали дом зерном "для урожая" ("сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю, со скотом, с животом, с малыми детушками...")

- пришедшие обметали углы дома, выметая старый год,

Новый год - это календарный рубеж и в традиции было отмечать его разными новогодними очистительными  ритуалами, например,  действующие с Рождественского сочельника запреты подметать дом, выносить мусор, выбрасывать печную золу, снимались накануне Нового года. Первой заботой хозяек было вымести мусор утром Нового года и вынести сор в сад под фруктовые деревья,

- в канун нового года связывали новый веник, чтобы вымести им дом, а старый разрубали на пороге дома и сжигали, этим снимались все грехи старого года.

- в канун Нового года, как и в Рождественский сочельник, разрешалось гадать о судьбе домочадцев  на ближайший год об урожае, о погоде, о замужестве или женитьбе. Известны общеславянские гадания по выметенному мусору, по печной золе, по снятой со стола соломе.

Подобно рождественской и крещенской, ночь накануне Нового года считалась чудесной: люди верили, что в полночь раскрываются небеса, вода в водоемах превращается в вино, камни - в хлеб, глина - в мед; что волшебным огнем горят скрытые клады, ведьмы похищают звезды (у украинцев); что скот разговаривает человеческим языком (зап. и вост. лавяне).

Считалось, что сны, приснившиеся в эту ночь, непременно сбудутся.

Верили и в погодные приметы на эту ночь:

- красный небосвод на рассвете первого дня нового года сулил грозовое лето, неурожаи и беды,

- много звезд на небе в ночь - к урожаю грибов и ягод, к хорошей яйценоскости домашней птицы,

- ветреное утро сулило урожай лесных ягод,

- хмурое небо или моросящий дождь утром - к густым всходам и полному колосу,

- если солнце всходит чистое и яркое - весь год будет счастливым и уродятся фрукты,

- снег и обильный иней предвещали урожай хлебных культур.

А по русским сибирским поверьям, если Новый год приходится на понедельник, то весь год будет тяжелым.

 

Источник:

"Славянские древности" т. 3

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика