Чему можно и «нужно» учиться.

у достойного удивления всего белого света великого государя Руси
и первого царя России  ИВАНА IV?  [по следам двух  юбилеев – 450 летия венчания на царство Ивана Грозного и 850-летнего юбилея г.  Москвы].

Нужно ли учиться политическим традициям эпохи Ивана Грозного?

За что же первый царь удостоился от своего царелюбивого народа звания Грозного? Обычный набор ответов – расширение  териитории страны за счет покорения Казанского и астраханского ханств и Сибири. Но были ли эти «достижения» результатом деяний мудрого царя?

Долженствующее в разумных пределах почитание
(законопослушание) власти в тоталитарных режимах разбухает до чудовищных размеров, ибо закон замещает персона, долженствующая собой олицетворять сам закон.

Вся репрессивная мощь государства, идеология, религия – все было направлено на установление «сыновно-отеческого» единства, подмену истинной иерархии – государственной, духовной – ложной («сами царь-батюшка», «народ и партия едины», «лично тов. Сталин» и т. д.). Химера хорошего правителя без надзора активной гражданственности, руководствующейся законом, рассыпается в прах, ужасая размерами и жестокостью расплаты за идеологическую «ошибку», иногда необратимую.

Россия – классический пример пагубности такой традиции, прошедшей все стадии «родственного» отношения власти к народу от слезливо любвеобильного до презрительно ненавистного. Все эти этапы вырабатывали очень
сложный психический конгломерат народного сознания, очень опасный для здорового общежития.

И совсем не понятно, сумеет ли такое больное государственное образование выйти из штопора. Без решения этой проблемы невозможно не только успешное развитие, но и самое жалкое существование страны. 

Посмотрим на опыт России «эпохи Грозного».

При нем внешняя политика – решение внешнеполитических задач глупыми, кровавыми, жесткими, бессмысленными войнами, в целом колониальная (ныне - «Чечню добить»…) вместо действительно сложной, тяжелой тонкой политики уступок, инструмента цивилизованной христолюбивой дипломатии. Отсюда милитаризация, демилитаризация, возвратная милитаризация и т.д., сопровождающий ее упадок ремесел и необходимость реформы.

Внутренняя политика. При Грозном вместо Земского собора, системы сдерживания и противовесов в достижении и удержании власти, определявшейся сословными связями и необходимостью сохранения ситуации в стране при противоборстве сил, рвущихся к власти – бояр, княжат и т.д., опричнина – твердая рука – мечта современных государственников.

Опричник - цепной пес, ограждающий хозяина от сношений с народом.

Ныне - решение внутренних проблем путем устранения общества от самодеятельности и приучение его к бездеятельности, а в результате окостенение политической, общественной и государственной машины.

Ныне передача в руки чиновничества торговли, валюты и самого престижа России. Сдача настоящих граждан России. Экономические проблемы – при Грозном не решалась никак, решаются ли они теперь?

Разрушение национальной идеи. Смена нестяжателей – хранителей древних духовных заповедей и самой христианской церкви,  церковно-государственным аппаратом во главе с самим царем. Становая жила народа – духовность разрушена. В результате было-будет  отсутствие гражданской воли горячо любящих свой народ сограждан,  ныне потеря – до очередного героического порыва в будущее - морально-эстетического качества в архитектуре города, экологии общения, духовной терпимости, медицинской безопасности  и, как следствие, вымирание.

Каждое новое поколение воспринимает имеющееся в данный момент состояние жизни города, как наилучшее, не имея представления об урбанизме.

Ныне деревья сохнут, реки отправлены под землю, заводы – в центр, отходы рядом – свалка гнусная, невыносимая, опасная, очень опасная (о чем все время трубят  экологи…).

Эстетика – пошлый побег за образцами запада. Увеличение объема строительства за счет ухудшения его качества, нарушение освященной веками традиции. Образ города меняется не по законам эволюции (промышленной,  научной, экономической и т.д.), а по закону восполнения и приспособления, антигуманного отречения от себя – “ну и пусть”- и отступления к пропасти. Москва – уже город-убийца с 850-летним стажем, а москвичи – самоубийцы,  снова выбирающие  несвободу… Так нужно ли нам брать в учителя Грозного Ивана? Свят, свят, свят…

А.Л. Хорошкевич

Конец 1997 г.

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Чему можно и «нужно» учиться.”

  1. Bedbattacle:

    Конечно благодарю, замечательная статья

    [Ответить]

  2. EmpomoFoW:

    Случайно увидел. Не ожидал

    [Ответить]

  3. Аноним:

    замечательный пост

    [Ответить]

    admin Reply:

    Спасибо за комментарий, я смотрю Вы уже у меня 2 раза! Статьи Авторские, еще нигде неопубликованные.

    [Ответить]

  4. Михаил:

    Очень много клеветы на царя Ивана Грозного, а правду умалчивают. О достоинствах его не очень любят говорить, или не хотят. Такое впечатление, что специально хотят вдолбить в наши головы только одну клевету и негатив про наших Самодержцев. У меня есть файлы документальных фильмов про царя Иоанна Грозного, но не знаю как вам их передать они очень больших размеров. Может когда-нибудь узнаю как это сделать.

    [Ответить]

    admin Reply:

    У вас есть файлы документальных фильмов? Об Иване Грозном?
    Кошмар какой! И когда же они были сняты? При Иване Грозном?

    [Ответить]

  5. Владимир:

    Большое спасибо за простоту и доступность изложения материала!

    [Ответить]

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика