Праздник в русском быту.
Рождественский, или Филиппов , пост начинался 15/28 ноября (день св. Филиппа) и заканчивался 24 декабря / 6 января (рождественский сочельник). Пост соблюдался 40 дней и считался вторым по длительности и строгости после предпасхального Великого поста.
А.С. Пушкин в "Евгении Онегине" пишет деревенском быте четы Лариных.
«…Два раза в год они говели…».
Не все читатели обращают внимание на иронический смысл этой строчки, говеть (поститься) надо было не 2 раза в год, а 4 раза (по числу постов).
Этими словами Пушкин показывает, что Ларины, храня «в жизни мирной / Привычки милой старины», вовсе не были такими уж ревностными последователями церковных правил.
Филиппов пост или Филипповка - у Лескова в "Житие одной бабы": «Ноябрь уж приходил к концу, началась Филипповка».
Филипповкой назывался и канун поста - Филиппово заговенье.
Заговенье или Заговены - последний день перед постом.
«У меня к Филиппову посту будут и птичьи перья» ( "Мертвые души" Н.В. Гоголь) - к Филиппову посту забивали домашнюю птицу на зиму.
В Филиппов пост запрещаются свадьбы: «И так как приближались Филипповки, то решено было играть свадьбу в рождественский мясоед» (М. Салтыков-Щедрин "Пошехонская старина").
Мясоед - в это время разрешается есть мясо и отменяются все запреты, связанные с постами.
Рождественский мясоед - это период от Рождества Христова до Великого поста.
Подколесин в "Женитьбе" Р. Гоголя: «Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит» .
Сочельник (24 декабря / 6 января), или Голодная Кутья - последний постный день:
Кузнец Вакула («Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь) при виде Пасюка, пожирающего вареники, возмущается: «Ведь сегодня голодная кутья, а он есть вареники, вареники скоромные!»
Праздник Рождества Христова - второй после Пасхи важнейший праздник в христианском календаре.
После Рождества Христова начинаются Святки, о них было сказано в первой части.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы (Введение) празднуется 21 ноября / 4 декабря.
В этот день маленькая Мария, будущая Богоматерь, была введена родителями («введение») в иерусалимский храм и оставлена воспитываться при храме до совершеннолетия ( с 3-х до 15-ти лет).
С Введения начинается устойчивая зимняя погода: «Наложило Введенье на воду толстое леденье».
Вербное Воскресение или Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, а до Вербного Воскресения - праздник Вербной субботы и вся неделя называется Вербной. В Иерусалиме Христа встречали, неся пальмовые ветви и устилали ими путь Христа. В России пальмовые ветви заменили вербой, это дерево, по древним славянским языческим верованиям, обладало магическими свойствами.
Вознесение Господне - 40-й день Пасхи, 1/14 мая и 4/17 июня. В этот день Иисус, завершая свою земную жизнь, взошел на гору Елеонскую, благословил учеников - апостолов и вознесся на небо.
Воздвижение Креста Господня - постоянный праздник и отмечается 14/27 сентября, в этот день найденный на Голгофе - месте казни Христа - крест был воздвигнут. Воздвижение народ связал с крестьянскими приметами: «Хлеб с поля двинулся» (то есть убрана последняя копна) и «Птица в отлет двинулась» .
Духов День - это праздник в честь Святого Духа, снизошедшего на апостолов (Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух святой), Празднуется на другой день после Троицы.
Егорий Вешний - Георгий (в народе Егорий) Победоносец всегда был особо почитаемым святым. Отмечается 23 апреля / 6 мая. На Егория Вешнего начинали полевые работы.
Егорий Осенний (Юрьев День) - 26 ноября / 9 декабря, этот день также посвящен Георгию Победоносцу: «Один Егорий голодный, другой холодный» .
До 1607 года в день Егория (Юрия) Осеннего крепостным крестьянам разрешался переход от одного помещика к другому. Отмена этого права и породила поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» .
Ильин День - посвящен пророку Илие. Илья считался покровителем земледелия и воды. Также, как и многие другие праздники связан с верованиями славян. Считается, что этот праздник сменил день поклонения языческому богу громовержцу Перуну. Отмечается 20 июля / 2 августа. Для земледельца-крестьянина Ильин день означал конец сенокоса и начало жатвы: «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает» ; «Илья Пророк — косьбе срок» , то есть конец.
Никола Вешний отмечается 9/22 мая. Св. Николай - всегда был самым популярным святым у православных. Он - покровителем моряков, земледельцев, рыбаков и торговцев. Многие полевые и огородные работы начинались в этот майский день:
«Пришел бы Никола, а тепло будет», В «Первой любви» Тургенева дата прямо указана: «Мы переехали из города (на дачу) 9 мая, в самый Николин день» .
Никола Зимний - 6/19 декабря, день рождения святого Николы.
У Л. Толстого («Хозяин и работник») дата в рассказе указывается по празднику: «Это было в семидесятых годах, на другой день после зимнего Николы» . Это время в Центральной России отмечается и Никольскими морозами.
Преображение отмечается 6/19 августа. Во время моления Иисуса на горе Фавор облик и одежда его преобразились, а Божий глас оповестил всех, что Иисус — сын Божий.
Б. Л. Пастернак «Август»: «Вы шли толпою, врозь и парами, / Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня / Шестое августа по-старому, / Преображение Господне» .
В крестьянском календаре в это день начинали сев озимых.
Преполовение (от половинка, середина) - праздник приходится на половину срока между Пасхой и Троицей.
Спас Первый (медовый) празднуется 1/14 августа. Это праздник был установлен в честь поклонения кресту, на котором страдал Христос Спаситель ( Спас). В этот день крестьяне обычно вырезали соты из ульев.
Спас Второй (яблочный) празднуется 6/19 августа, также был посвящен посвящен Иисусу Христу (Спасу).
В этот день начинался сбор первого урожая яблок, до второго Спаса есть яблоки, даже спелые, почиталось за грех. На Спаса Второго значительно холоднее становились дни и ночи: «На второй Спас бери рукавицы про запас ».
Спас Третий празднуется 16/29 августа, как праздник был учрежден в память перенесения иконы - полотна с изображением Христа из города Эдессы (Малая Азия) в Константинополь.
В крестьянском быту был связан с окончанием жатвы и озимого сева: «Третий Спас — хлеб припас» .
Сретение празднуется 2/15 февраля. Это 40-й день после рождения Иисуса, и, согласно обычаю, Мария принесла младенца в Иерусалимский храм, чтобы представить его Богу. Их тут встретили ( Сретение, то есть встреча) благочестивый старец Симеон и пророчица Анна. Симеон объявил всем, что ребенок этот и есть «свет к просвещению язычников».
Это время сильных (сретенских) морозов, и поворота к весне: «На Сретенье — солнце на лето, а зима на мороз» ; «Зима весну встречает» ; «На Сретенье кафтан с шубой встретился», а также «цыган шубу продает».
По материалам книги Ю. Федосюка " Энциклопедия русского быта"