Русский быт. Праздник (продолжение)

Праздник в русском быту.

Рождественский, или Филиппов , пост начинался 15/28 ноября (день св. Филиппа) и  заканчивался 24 декабря / 6 января (рождественский сочельник).  Пост соблюдался 40 дней и считался вторым по длительности и строгости после предпасхального Великого поста.

А.С. Пушкин в "Евгении Онегине" пишет деревенском быте четы Лариных.

«…Два раза в год они говели…».

Не все читатели обращают внимание на иронический смысл этой строчки, говеть (поститься) надо было не 2 раза в год, а 4 раза (по числу постов).

Этими словами Пушкин показывает, что Ларины, храня «в жизни мирной / Привычки милой старины», вовсе не были такими уж ревностными последователями церковных правил.

Филиппов пост или Филипповка -  у Лескова в "Житие одной бабы": «Ноябрь уж приходил к концу, началась Филипповка».

Филипповкой назывался и канун поста - Филиппово заговенье.

Заговенье или Заговены  -  последний день перед постом.

«У меня к Филиппову посту будут и птичьи перья» ( "Мертвые души"  Н.В. Гоголь)  - к Филиппову посту  забивали домашнюю птицу на зиму.

В Филиппов пост запрещаются свадьбы: «И так как приближались Филипповки, то решено было играть свадьбу в рождественский мясоед» (М. Салтыков-Щедрин "Пошехонская старина").

Мясоед - в это время разрешается есть мясо и  отменяются все запреты, связанные с постами.

Рождественский мясоед  - это период от Рождества Христова до Великого поста.

Подколесин в "Женитьбе" Р. Гоголя: «Вот опять пропустил мясоед.  А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит» .

Сочельник (24 декабря / 6 января), или Голодная Кутья - последний постный день:

Кузнец Вакула («Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь) при виде Пасюка, пожирающего вареники, возмущается: «Ведь сегодня голодная кутья, а он есть вареники, вареники скоромные!»

Праздник Рождества Христова - второй после Пасхи важнейший праздник в христианском календаре.

После Рождества Христова начинаются Святки, о них было сказано в первой части.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (Введение) празднуется  21 ноября / 4 декабря.

В этот день маленькая Мария, будущая Богоматерь, была введена родителями  («введение») в иерусалимский храм и оставлена воспитываться при храме до совершеннолетия ( с 3-х до 15-ти лет).

С Введения начинается устойчивая зимняя погода: «Наложило Введенье на воду толстое леденье».

Вербное Воскресение  или Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, а до Вербного Воскресения - праздник Вербной субботы и вся неделя называется Вербной. В  Иерусалиме Христа встречали, неся пальмовые ветви и устилали ими путь Христа.  В России пальмовые ветви заменили вербой, это дерево, по древним славянским языческим верованиям, обладало магическими свойствами.

Вознесение Господне  - 40-й день Пасхи,  1/14 мая и 4/17 июня. В этот день Иисус, завершая свою земную жизнь, взошел на гору Елеонскую, благословил учеников - апостолов и вознесся на небо.

Воздвижение Креста Господня - постоянный праздник и отмечается 14/27 сентября, в этот день найденный на Голгофе - месте казни Христа -  крест был воздвигнут. Воздвижение народ связал с крестьянскими приметами: «Хлеб с поля двинулся» (то есть убрана последняя копна) и «Птица в отлет двинулась» .

Духов День - это  праздник в честь Святого Духа, снизошедшего на апостолов (Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух святой), Празднуется на другой день после Троицы.

Егорий Вешний -  Георгий (в народе Егорий) Победоносец всегда был особо почитаемым святым. Отмечается 23 апреля / 6 мая. На Егория Вешнего начинали полевые работы.

Егорий Осенний (Юрьев День) - 26 ноября / 9 декабря, этот день также посвящен Георгию Победоносцу: «Один Егорий голодный, другой холодный» .

До 1607 года в день Егория (Юрия) Осеннего крепостным крестьянам разрешался переход от одного помещика к другому. Отмена этого права и породила поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» .

Ильин День - посвящен  пророку Илие. Илья считался покровителем  земледелия и воды. Также, как и многие другие праздники связан с верованиями славян. Считается, что этот праздник сменил день поклонения языческому богу громовержцу  Перуну.  Отмечается 20 июля / 2 августа. Для земледельца-крестьянина Ильин день означал  конец сенокоса и  начало жатвы: «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает» ; «Илья Пророк — косьбе срок» , то есть конец.

Никола Вешний отмечается  9/22 мая. Св. Николай - всегда  был самым популярным святым у православных. Он -  покровителем моряков, земледельцев, рыбаков и торговцев. Многие полевые и огородные работы начинались в этот майский день:

«Пришел бы Никола, а тепло будет»,  В «Первой любви» Тургенева дата прямо указана: «Мы переехали из города (на дачу) 9 мая, в самый Николин день» .

Никола Зимний - 6/19 декабря, день рождения святого Николы.

У Л. Толстого («Хозяин и работник») дата в рассказе указывается по празднику: «Это было в семидесятых годах, на другой день после зимнего Николы» .  Это время в Центральной России отмечается и  Никольскими морозами.

Преображение отмечается  6/19 августа. Во время моления Иисуса на горе Фавор облик и одежда его преобразились, а Божий глас оповестил всех,  что Иисус — сын Божий.

Б. Л. Пастернак «Август»: «Вы шли толпою, врозь и парами, / Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня / Шестое августа по-старому, / Преображение Господне» .

В крестьянском календаре в это день начинали сев озимых.

Преполовение  (от  половинка, середина) - праздник приходится на половину срока между Пасхой и Троицей.

Спас Первый (медовый) празднуется  1/14 августа. Это праздник был установлен в честь поклонения кресту, на котором страдал  Христос Спаситель ( Спас). В этот день крестьяне обычно вырезали соты из ульев.

Спас Второй (яблочный) празднуется  6/19 августа, также был посвящен посвящен Иисусу Христу (Спасу).

В этот день начинался сбор первого урожая яблок,  до второго Спаса есть яблоки, даже спелые, почиталось за грех. На Спаса Второго значительно холоднее становились дни и ночи: «На второй Спас бери рукавицы про запас ».

Спас Третий празднуется 16/29 августа, как праздник был учрежден в память перенесения иконы - полотна с изображением Христа из города Эдессы (Малая Азия) в Константинополь.

В крестьянском быту был связан  с окончанием жатвы и озимого сева: «Третий Спас — хлеб припас» .

Сретение празднуется  2/15 февраля. Это  40-й день после рождения Иисуса, и, согласно обычаю, Мария принесла младенца в Иерусалимский храм, чтобы  представить его Богу. Их тут  встретили ( Сретение, то есть встреча) благочестивый  старец Симеон и пророчица Анна. Симеон объявил всем, что ребенок этот и есть «свет к просвещению язычников».

Это время  сильных (сретенских) морозов, и поворота к весне: «На Сретенье — солнце на лето, а зима на мороз» ; «Зима весну встречает» ; «На Сретенье кафтан с шубой встретился», а также «цыган шубу продает».

По материалам книги Ю. Федосюка " Энциклопедия русского быта"


Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика