Русский быт. Праздники (начало)

Все соблюдавшиеся в России праздники и посты широко отраженны в русской классической литературе.
Что - то непонятно у классиков  19 века?
Юрий Федосюк:
«Сотни выражений, встречающихся в сочинениях русских классиков и отражающих общественные отношения и бытовые особенности дореволюционной России, становятся для все более широкого круга современных читателей „камнем преткновения“ – либо непонятными вовсе, либо понимаемыми превратно „…“ Мне, знакомому лишь с метрической системой, неясно, богат или беден помещик, владеющий двумястами десятин земли, сильно ли пьян купец, выпивший „полштофа“ водки, щедр ли чиновник, дающий на чай „синенькую“, „красненькую“ или „семитку“. Кто из героев выше по положению, когда одного титулуют „ваше благородие“, второго – „ваше сиятельство“, а третьего – „ваше превосходительство“? Отдельные события того ли иного романа происходят в „Успеньев день“ или „на Фоминой неделе“, но если тут не дается описания природы, мне непонятно ни время года, ни хронология событий».

Народный
 или Церковный календарь - у наших не таких уж и дальних предков, их исчисление времени отличалось от современного.
Для нас - это дни и месяцы, для них, например, - это "Сретенье", "Петровки", "Благовещение" и т.д.
 И до сих пор, иногда, в деревнях можно услышать о каком-то событии, которое произошло  "на Сретенье", "на Успенье", "в Петровки" или "на Казанскую", - время для наших предков исчислялось по памятным дням церковного календаря.
Все эти памятные дни пересекаются с дохристианскими народными поверьями и приметами. Много нашло отражение в классической художественной литературе:
Кто правильно скажет, когда же произошли события у Н.А. Некрасова в «Кому на Руси жить хорошо»?
Матрена Тимофеевна, деревенская жительница, крестьянка рассказывает о своей тяжкой жизни в деревне без мужа, который ушел на заработки в Питербург: " Зимой пришел Филиппушка, привез платочек шелковый, да прокатил на саночках в Екатеринин день", "Филипп на Благовещенье ушел, а на Казанскую я сына родила".
Есть только одно указание - зима, остальные даты многим нам ничего не скажут, а вот современникам Некрасова даты эти указывали и на месяц и на день:
Екатеринин день -  день св. Екатерины - это  24 ноября по старому стилю и 7 декабря - по новому. Благовещенье  – 25 марта (7 апреля), а чествование  иконы Казанской Божьей Матери приходилось на  22 октября (4 ноября).
Разница между календарями церковными и светским (григорианским и юлианским) в XX и XXI веках составляет 13 дней. Русская православная церковь реформы календаря не признала и до сих пор продолжает жить по юлианскому календарю.
Читая  произведения 19 - начала 20 века необходимо  знать  разницу между официально принятым в России григорианским календарем и старым, юлианским, чтобы точно воспринимать, время событий, описанных у классиков.
Например, во всем известном со школьных времен  стихотворении Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" ("Люблю грозу в начале мая") мало кто принимает во внимание, что это стихотворение  19 века,  тогда,  с поправкой на нынешний календарь, май начинался 13 -ого (- 12 суток) , в середине мая, гроза в средней полосе России совсем не "в редкость" и Тютчев в этом стихотворении, описывая первую грозу в начале (=в середине) мая, только радуется ей.
Еще пример: у  И.С. Тургенева в рассказе  «Стучит!» - «…дело было в десятых числах июля и жары стояли страшные…» Если перевести на наш календарь, то речь идет о двадцатых числах июля.
В  романе «Отцы и дети», Тургенев пишет: «Наступили лучшие дни в году – первые дни июня». Если мы добавим 12 дней, то вполне понятно,  какое время года по нынешнему календарю было лучшим для И.С. Тургенева.

Праздники и посты 
Главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать (двунадесять\дванадесять) . Каждый из них назывался Двунадесятым (дванадесятым).
Вот эти праздники:
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье),
Вознесение,
Троица (переходящие);
Крещение (Богоявление),
Сретение,
Благовещение,
Преображение,
Успение,
Рождество Богородицы,
Воздвижение,
Введение и Рождество Христово (непереходящие)
Пасха Христова - особый праздник, в число двунадесятых праздников не входит.
Помещик Оболт-Оболдуев у Н. Некрасова  в стихотворении «Кому на Руси жить хорошо» вспоминает, как ему жилось прекрасно при крепостном праве:
"Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил"
Современнику Некрасова очень даже понятно, что помещик был богат, т.к.  не у каждого в поместье многочасово служили всенощную (с вечера до полуночи) на двунадесятые праздники. Это было дорогое удовольствие и не каждый помещик мог позволить себе такое богослужение.
Все соблюдавшиеся в России праздники и посты широко отраженны в русской классической литературе.

Святки - главные зимние многодневные праздники - от Рождества Христова (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января). Это была передышка в сельских работах с массовыми гуляниями и увеселения.

А.С. Пушкин: «Настали святки! То-то радость!» («Евгений Онегин»).

У славян-язычников  время падающее на период наших Святок было временем очищения от скверны, дни уборки и мытья дома и праздничных пиршеств с жертвоприношениями.

Накануне Рождества, в Сочельник, молодежь ходила по улицам, распевала колядки  и плясала перед домами , за что хозяева дарили мелочь и угощала.

На Святках было принято переодеваться, надевать на себя маски животных или нелепых чудищ и уродов.

Хождение по домам ряженых показано в некоторых пьесах А.Н. Островского,   Л.Н. Толстой в "Воне и мире" описывает святочное   веселье с ряжеными в имении Ростовых.

Праздники Крещения или Богоявления  поминают обряд крещения Иисуса Христа (в реке Иордан),  при этом, по Евангелию от Матфея, Иисусу явился Дух Божий в виде голубя – отсюда название праздника Богоявление.

На Крещение девушки гадали о суженом «гадает ветреная младость» (Пушкин). Разновидности крещенских гаданий перечислены в балладе В.А. Жуковского «Светлана»:«Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали…»

На Крещение практически всегда обычны сильные холода - «крещенские морозы, крещенские холода».

Вот впечатление от Татьяны у Онегина после встречи на столичном балу: «У! как теперь окружена / Крещенским холодом она!»

Масленица - самый веселый праздник начала весны. Она длилась неделю. Это очень древний, практически, языческий праздник, праздник проводов зимы и встречи весны. Масленая неделя не имеет точного времени.

Каждый год время Масленицы меняется, потому что масленая неделя связана с главным православным праздником Пасхи, который не имеет постоянной даты. Время праздника  зависит не только от стояния Солнца, но и от местонахождения Луны.

Пасха празднуется обязательно первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.

Поэтому дата Пасхи ежегодно блуждает в пределах 35 дней – от 22 марта до 25 апреля по старому стилю (5 апреля – 8 мая по новому). А Масленица начинается за восемь недель до Пасхи, то есть в феврале – марте нового стиля.

В Масленую  неделю запрещалось есть мясо, все остальное разрешалось есть вволю, так как сразу же за масленичным весельем следовал продолжительный и строгий Великий пост, тянувшийся почти семь недель.

«Не все коту масленица, придет и Великий пост» – предупреждает пословица, первую часть которой взял Островский для названия одной из своих комедий. Широкой, то есть самой разгульной, Масленицей называют последние четыре дня масленичной недели, от четверга до воскресенья.

Последний день Масленицы называется Прощеным Воскресением или  Прощеным днем. Этот день - канун Великого поста, - все отмечали тем, что просили прощения у родных и близкие за все обиды, совершенные вольно или невольно по отношению к окружающим и домашним.

И.А. Бунин в романе "Жизнь Арсеньева": «У нас в доме, поздним вечером, все вдруг делались тогда кроткими, смиренно кланялись друг другу, прося друг у друга прощенья».

В Прощеное воскресенье совершался абсолютно  языческий обряд – проводы масленицы. Чучело Масленицы, одетое в женское платье, сжигали  под песни и пляски. См. у А. Островского и у Н.А. Римского-Корсакова в "Снегурочке".

Следующий день после Прощеного Воскресенья  -  Чистый  Понедельник  – это начало Великого поста.

У Бунина есть рассказ «Чистый понедельник», главное событие этого рассказа  происходит  в этот день.

В церковном календаре некоторые  недели имеют особое название. Масленица называется мясопустной  неделей (пустая мясом), неделя до нее – пестрой, на этой неделе чередуются  постные и скоромные  дни, неделя, предшествующая пестрой называется "сплошной" (сплошь целостные дни без постов) и т.д.

У Островского  в комедии «Грех да беда на кого не живет» Жигулина, «девица пожилых лет», говорит своему собеседнику: «Я очень хорошо помню: с пестрой недели третий год пошел, как вы уехали».

Великий пост накануне Пасхи – самый главный и строгий из всех постов, обязательных для верующих. Он отличался особенно суровым говеньем (воздержанием от скоромной, мясной и молочной, пищи).

Все посты налагают на верующих немало тяжелых требований:

частые молитвы,

воздержание от различных видов пищи,

полный отказ от мирских увлечений и плотских удовольствий.

Пост - это отрешение от всех жизненных радостей. Всего в году четыре многодневных поста и три однодневных – по второстепенным праздникам, не считая двух постных дней в неделю – среды и пятницы. Общее количество постных дней в году составляет 178-199.

У А.П. Чехова -  «Дома, по случаю поста, ничего не варили и не ставили самовара» («Убийство»).

Полностью запрещались всякого рода публичные увеселения, не допускались бракосочетания.

У Ф.М. Достоевского:«Теперь Великий пост и венчать не станут» («Униженные и оскорбленные»).

Последняя неделя Великого поста, перед Пасхой, называется Страстной , в память "страстей Господних", страданий, распятого Иисуса Христа, и каждый день этой недели именовался Страстным или Великим.

У А.С.Пушкина в стихотворении «Городок»:
Не ведал я покоя,
Увы! ни на часок,
Как будто у налоя
В великий четверток
Измученный дьячок.

Великий  четверток (он же - четверг) назывался еще  Чистым.

У Ф. Достоевского: «Все это происходило в страстную пятницу» («Униженные и оскорбленные»), т. е. в пятницу на Страстной неделе перед Пасхой.

Мать Адуева, провожая сына на службу в Петербург («Обыкновенная история» Гончаров), назидает юношу:

«Блюди посты, мой друг: это великое дело! В среду и пятницу – Бог простит, а в Великий пост – Боже оборони. Вот Михайло Михайлыч и умным человеком считается, а что в нем? Что мясоед, что страстная неделя – все одно жрет. Даже волос дыбом становится!»

Главный в году православный праздник – Пасха, или Светлое Христово Воскресение.

Сам праздник Пасхи (воскресенье) назывался в народе Святой неделей или просто Святой. Слово «неделя» здесь следует понимать в устаревшем значении – воскресный день; неделя – от "не делать", "не работать".

Впоследствии слово "неделя" стало обозначать всю семидневку, или, по-церковнославянски, седмицу, а нерабочий день назвали воскресеньем – в честь Воскресения Христова.

У Ф. Достоевского Раскольников «пролежал в больнице весь конец поста и святую», то есть праздник Пасхи ("Преступление и наказание").

Неделя после праздника Пасхи называется Светлой.

За светлой неделей следует Фомин Понедельник и Фомина неделя (по-народному, Красная Горка) – это время свадеб.

В Великий пост свадьбы были запрещены, и поэтому на Красную Горку  (на Фомину неделю) венчавшихся было особенно много.  Таня в "Плодах просвещения" Л. Толстого просит хозяев отпустить ее в деревню,  у нее с женихом Семеном «дело теперь сладилось… А на Красную горку и свадьба».

У  А.И. Куприна («Бонза»): «…ее жених – морской офицер, гостил в Москве в ожидании Фоминой недели, на которой назначен был день свадьбы».

В повести Чехова «Моя жизнь» Михаил и Маша повенчались «вскоре после Фоминой недели».

Как бы ни колебалось из-за лунного цикла время Пасхи и Красной горки, но это всегда весна.

Не случайно в «Анне Карениной» говорится: «…на второй день святой, понесло теплым ветром… и на самую Красную горку… открылась настоящая весна».

Праздник Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, в отсчет включается и самый праздник Пасхи, т.е. Пасхальное воскресение, поэтому его называют иногда Пятидесятницей,  праздник приходится на седьмое воскресенье после Пасхи. А седьмой от Пасхи четверг именуется Семик.

Праздник Троицы по своему происхождению был связан с языческим культом растительного мира, от этого культа остался  обычай украшать на Троицу дом и церковь березовыми ветками и цветами. Один из сохранившихся языческих обрядов  описан во второй главе «Евгения Онегина» (строфа XXXV), где о Лариных говорится:

…В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три

Заря, или Зоря  (любисток) – трава, которую во время троицкого богослужения следовало оросить слезами, дабы очиститься от грехов.

Н.В. Гоголь: «Троицын день и семик – не работают три дня: заплетают венки, поют песни; хороводный праздник, оканчивающийся бросанием венков в реку».

А.М. Горький «На Ярилином поле по семикам городское мещанство устраивало гулянье» («Жизнь Матвея Кожемякина»). В Москве эти гулянья были в Марьиной Роще.

24 июня (7 июля) празднуется день Ивана Купалы. Церковь поминает в этот день Иоанна Крестителя (Предтечу).

Иван Купала - по сути своей языческий дохристианский славянский праздник, посвящен он борьбе со злыми духами с помощью огня и разного рода растений. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, устраивали игры и пляски.

Ближайшая после Семика суббота Родительская - это день поминовения близких родственников.

Сразу после Троицы начинается Петров Пост, он длится до дня Петра и Павла (29 июня / 12 июля). Время этого поста определялось по Троице (лунным календарем), конец поста приходится на определенный день, поэтому длительность поста была различной – от 5 до 42 суток.

Петров день (Петровки) , середина лета, время сенокоса.

У Н. Некрасова:  «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос»

У С. Тургенева  в «Муму»: «о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…»

У И. Бунина ("Худая трава"): «Аверкий слег, разговевшись на Петров день».

Следующий после Петрова большой пост – Успенский.  Он длится с 1/14 по 15/28 августа, заканчивается в праздник Успения Богородицы. Успенский пост в народе назывался Спожинками (или Госпожинками) , так как приходился на время уборки ржи  – "спожинать" означало "дожинать". Это слово  превратилось в «госпожинки» по созвучию со словом «госпожа\госпоженка» (Богоматерь).

У Ф. Достоевского («Преступление и наказание»)  мать Раскольникова пишет, что Лужин «хочет сыграть свадьбу в нынешний мясоед (между Петровым и Успенским постом), а если не удастся, по крайности срока, то тотчас после госпожинок».

В «Былом и думах» А.И. Герцен:

«– Да ты что это, Анна Якимовна, больна, что ли, ничего не кушаешь?

– …да так-с, по-старинному-с, ха, ха, ха, теперь спажинки».

У  Л. Толстого («Семейное счастье»): «Был Успенский пост, и потому никого в доме не удивило мое намерение – говеть в это время».

Успенский пост, или спожинки, соблюдался немногими, и говение в него не считалось обязательным.  Отсюда и удивление собеседника Анны Акимовны.

Главный осенний праздник – Покров (1/14 октября). История этого праздника восходит к 910 году, когда в одном из храмов Константинополя во время богослужения Андрей и его ученик Епифаний увидели Богородицу, которая распростерла над молящимися свое белое покрывало – покров – и пообещала спасти мир от невзгод и страданий.

В дохристианское время праздник знаменовал окончание всех работ по уборке урожая и наступление холодов.

Народная пословица  кратко формулирует  значение Покрова в пословице: «До Покрова – осень, за Покровом зима идет».

К Покрову крестьяне-отходники, искавшие заработок в городах и в других деревнях, возвращались в родные деревни.

У Н. Некрасова («Коробейники») мы можем определить время действия: «Опорожнится коробушка, / На Покров домой пойду», «Да, трудненько Катеринушке / Парня ждать до Покрова… Чуя близость холодов, Катя пуще разгорается… Вот и праздничек Покров!»

Покров был не только веселым днем окончания всех полевых работ, но и печальным днем рекрутчины.

У Л. Толстого ("Поликушка"): «В приказе сказано, до Покрова нужно свезти рекрут в город».

 

 

По материалам Ю. Федосюка " Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта"

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика