
Рождество Христово, как глубоко в веках прослеживается празднование христианами этой даты?
Первые свидетельства празднования датируются не ранее 4 века н.э. Дата 25 декабря вряд ли была связана с настоящей датой рождения Иисуса Христа и, вероятно, его рождение произошло не зимой. В 4 веке вопрос, связанный с датой рождения, был предметом многих дискуссий авторов церковных текстов, например в текстах Климента Александрийского упоминается дата 20 мая, а это был один из самых ранних авторов, писавших на эту тему.
День 25 декабря был установлен Римской церковью в начале 4 века ("Календарь Филокала", 336 год). Выбор этого дня календаря, возможно, объясняется тем, что этот день приходился на языческий солярный (от латинского солнце) праздник - Рождение Солнца Непобедимого, это был день зимнего солнцестояния. В Риме с принятием христианства языческие праздники наполняются новым содержанием и это день стали воспринимать как рождение Иисуса - "Солнца Правды".
В восточных Церквях - Антиохийской, Иерусалимской, Александрийской и Кипрской - в этот период праздник Рождества Христова совпадал с праздником Крещения Господня (6 января). Праздник носил общее название Богоявления. В восточных церквях такое совмещение двух праздников продолжалось до конца 4-6 веков. Армянская церковь и сейчас празднует Рождество Христово 6 января, совмещая его с праздником Крещения.
В 438 и 535 гг. в кодексах Феодосия и Юстиниана соответственно, было установлено законодательно всеобщее празднование дня Рождества Христова. Константинопольский собор утвердил день этого праздника.
Какое позднее толкование выбора дня 25 декабря?
- месяц и день смерти Христа известен из Евангелий, считалось, что Христос находился на земле полное число лет, следовательно Христос был зачат тот же день, в который пострадал, т.е в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. От этой даты и отсчитывали 9 месяцев и получали дату рождения Христа - 25 декабря,
- выбор даты Рождества обуславливался тем, что ранние христиане праздновали одновременно день Боговоплощения (не рождение, а зачатие Христа) и Пасху и прибавление ко дню весеннего равноденствия (25 марта) 9-ти месяцев и указывало на дату рождения Христа в зимнее солнцестояние 25 декабря. В древних христианских церквах праздник Рождества считался вторым главным праздником после Пасхи. Таким он и остался в восточной православной церкви.
В православной традиции Рождеству Христову предшествует Рождественский (или Филиппов) пост. Он длится 40 дней, с 14 (27 ноября по 24 декабря (6 января). В католической традиции Рождественскому посту соответствует период, который называется "Адвент" (от лат. adventus — пришествие), по продолжительности он несколько меньший и католики не постятся.
Праздник завершается днем Обрезания Господня. Канун (вечер-навечерие) Рождества называется сочельником (сочевником) и проводится в строгом посте. Пищей в этот день может быть только сочиво - сушеные хлебные зерна, которые размачивали в воде.
Рождественская служба начинается с 17 часов 6 января и продолжается литургией утром 7 января. Во многих храмах служба проходит ночью с 6 на 7 января (Христос родился ночью).
От Рождества Христова (7 января) до Навечерия Крещения Господня (18 января) - период, называемый Святками. В это время среда и пятница - не постные дни. 18 января - Крещенский строгий пост, а 19 января - Крещение.
Так какие же приметы и обычаи существовали и по сей день живут в народных традициях периода Рождественских праздников? Они все связаны с мифологической основой Рождества, как о представлении природного рубежа между старым и новым годом, между земным миром и потусторонним. Они связаны как с идеей Рождения Сына Божьего, так и "рождением нового солнца - нового года", началом нового этапа жизни - плодородия земли, нового урожая, нового приплода скота. С этим же связано рождественское почитание Богородицы как роженицы и обычаи одаривания в эти дни баб-повитух, например, на Черниговщине, вечером второго дня Рождества матери грудных детей ходили к повитухам и одаривали их 3 хлебами и колбасой.
В обычай-обрядность первого дня Рождества входили утренние обходы домов "христославами" - славельщиками. Ими на русском Севере были подростки, которые начинали "славить" - "рождествовать" ранним утром на Рождество и заканчивали с восходом солнца. Их впускали в дом, они пели рождественский тропарь "Рождество Твое, Христе, Боже наш". Иногда они носили с собой "вифлеемскую звезду". В отличие от колядников, "христославы" редко рядились и всегда пели что-нибудь божественное. А у русских до недавнего времени был обычай во второй день Рождества относить кутью в церковь в честь рожениц последнего года и в честь баб-повитух ( т.н. Бабин день).
Мотив "рождения Христа" наделялся в рождественских обрядах магической силой, способной повышать урожайность растений и плодовитость людей. Так, чтобы заставить фруктовые деревья обильно плодоносить в новом году, хозяева их "будили" (трясли, трижды ударяли топором по стволу), приговаривая: "Христос народился, сказал и тебе родить", "сегодня Дитя Божье народилось, чтобы и ты, деревце, уродило", "спишь, не слышишь, а Сын Божий уже родился" и т.д.
Однако, как и другие крупные праздники, Рождество оценивалось мифологическим народным сознанием и как опасное, нечистое, страшное время, когда нечистая сила особо разгуливается и и на землю приходят души умерших родственников. По русским поверьям с рождественской ночи начинается "бесовский разгул": бегают по дворам дьяволы, мертвецы пробуждаются, появляются "святке" (святочные демоны), которые нападают на тех, кто отваживается гадать вечером вне дома. В ночь перед Рождеством во всех домах ожидали прихода в дом умерших родственников, их приглашали на ужин: оставляли для них на столе еду, ложки, их почтительно провожали после ужина (после сочельника).
Основные обычаи обрядности Рождества определялись значением этого праздника, как "начала", "обновления", "первого события", которое влияет на весь следующий год и когда особенного строго надо было соблюдать запреты, правила и обычаи:
- обязательно нужно было рано встать в рождественское утро и подготовить дом к приему первых посетителей (христославов, колядников): убрать остатки ужина, которые оставили специально на ночь с вечера Сочельника, вылить "старую" воду и принести "новую", "здоровую" (считалось, что Господь ранним утром, до восхода Солнца освящает воду в колодцах и тот, кто успеет набрать ее первым будет иметь в хозяйстве удачу и прибыток) воду из колодца, окропить ею домочадцев, стены дома, мебель и умыться "для здоровья" первый раз в новом году. Новой водой поили скот, обрызгивали ульи, на ней замешивали новый хлеб.
- идти в церковь на рождественскую службу полагалось в новой одежде - "на светлой (неделе) рубаха хоть плохонька, да белехонька, к Рождеству - хоть сурова, да нова".
- праздничный обед с обильной мясной пищей - один из основных компонентов рождественской обрядности. Весь период от Сочельника до Крещения на столе должен был оставаться хлеб. В некоторых областях утром Рождества пекли новые хлеба. Но главным блюдом было мясо. У русских было принято готовить поросёнка, начиненного гречневой кашей или запекать кабанью голову, кроме того подавался копченый окорок, студень из свиных ножек, жареную грудинку,
- на весь день был запрет на все хозяйственные работы и домашние дела. В некоторых местах запрещалось: застилать постели, расчесывать волосы, смотреться в зеркало, спать в дневное время, мести пол, ходить в доме босиком, пользоваться ножом и т.д. Интересно, что нарушение таких запретов преследовало магические цели. Во многих славянских традициях считалось полезным хотя бы на мгновение приняться за какое-нибудь запрещенное в этот день дело,
- как и в другие святочные праздники, на Рождество совершали ритуалы, призванные обеспечить урожайный год, приплод скота и прочее: например, приносили в дом кур и навали им поклевать зерна на крышке от дежи (в ней замешивали тесто) или в обруче - чтобы они не клали яиц по чужим дворам; подбрасывали вверх солому от разных злаков и судили об урожае по тому, который зацепился за потолочную балку; хозяева старались в этот день не уходить далеко от дома, " чтоб коровы до кони далеко не заходили".
- вечером начинали ходить по домам и колядовать, но у западных славян считалось обязательным проводить весь день в кругу семьи, они начинали колядовать на второй день.
В некоторых областях на второй или третий день Рождества из дома удаляли все главные рождественские символы: уносили солому, рождественский сноп уносили в хлев и скармливали его скоту, выметали мусор, выбрасывали золу из печи. В других - нельзя было подметать и выносить мусор в течение всех Святок, "чтобы не вымести удачу".
В течение всего периода рождественских праздников запрещалось убирать на ночь еду, особенно кутью, готовя праздничную еду нельзя было ее пробовать, стучать ложкой о край горшка, прикасаться голой рукой к печи, мешать кочергой головешки в печи.
Надо было обязательно оставлять одно свободное место за столом, садясь на свое место за столом надо было подуть на лавку, чтобы не придавить невидимого "гостя". Во время еды запрещалось дуть на ложку с горячей пищей. Нельзя было часто вставать и опять садиться, поэтому все блюда трапезы выставлялись сразу на стол, чтобы хозяйка часто не вставала, подавая еду. Нельзя было пользоваться ножом, поднимать упавшую ложку, ставить локти на край стола, громко разговаривать.
Нельзя было в течение всех святочных дней дотрагиваться до посевного зерна, "чтобы оно не замерло", выливать воду за порог, "чтобы не облить души", оставлять в доме все, чем пряли и ткали,шили, вязали, кололи и рубили.
Особенно строгими были запреты шить, вязать, крутить, вить и мотать пряжу, прясть, рубить, резать, колоть шилом, ломать хворост,считалось, что эти действия вредят будущим новорожденным детям и будущему приплоду у скота.
Типичными были и некоторые ограничения в речи. Например головешки в печи называли "золотушками" , чтобы пожаров в новом году не было.
Рождественские праздники воспринимались как единый двухнедельный цикл и обычаи этого периода охватывали весь период от Сочельника до Крещения:
- четыре обрядовых калача, испеченных в Сочельник, следовало есть ежедневно вплоть до Нового года,
- ежедневно ели сваренный в Сочельник борщ, который не должен был переводиться на столе до Крещения - к остаткам борща каждый день добавляли овощи и воду и доваривали его вновь, его доедали только за последней крещенской трапезой.
О погоде на весь предстоящий год судили по приметам:
- густо падающий снег сулил урожай и хорошее лето,
- оттепель и дождь предсказывали плохое лето для урожая, здоровья людей и скота,
- снежное и пасмурное утро на Рождество были к хорошему урожаю, ясная погода к гнилому лету (в Полесье),
- иней на деревьях говорил о будущем большом урожае фруктов,
- сосульки на крышах предвещали "молочный" год у белорусов,
- "белое" (снежное) Рождество предвещало раннюю весну и "зеленую" Пасху,
- дождливое Рождество сулило заморозки на Пасху,
- звездная рождественская ночь сулила изобилие лесных ягод, орехов, грибов и яйценоскость домашней птицы.
Пусть всё поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо преклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живёт не заглушён,
И над руинами позора векового
Глагол её звучит, как похоронный звон.
Родился в мире Свет, и Свет отвергнут тьмою,
Но светит Он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осуждён и все его дела.
1894г. Соловьёв В.