Гадания на Рождественские праздники

Гадания  периода Рождественских праздников.

Две недели празднования Рождества (Святки) - с вечера рождественского Сочельника (6 января) до вечера 18 января, на Крещение - можно гадать.
Это один из более значимых периодов народного календаря, который характеризуется большим количеством обрядов, магических действий, обычаев, запретов, примет и поверий.
Мифологическое значение Святок объясняется их "пограничным" характером - это время зимнего солнцестояния, когда Солнце поворачивается с зимы на лето, световой день увеличивается, "тьма бежит" от "света", заканчивается старый год и начинается новый, рождается Спаситель и мир от хаоса переходит к божественному порядку. Святки - это время от "звезды до воды" - от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. В некоторых районах, в Полесье например, к Святкам относят еще полтора дня после Крещения (7\20 января и половину дня 8\21 января).

Во многих  традициях первая неделя Святок была особо значимой и в эту неделю особо соблюдались все предписания и запреты. У некоторых славянских народов в названиях Святочных дней отражается негативная оценка этого периода,  периода бесовского, нечистого, злого, страшного, вредного, это время считалось временем разгула нечистой силы: их так и называли - погански, нечисты, некрещены дни, волчьи ночи, ворожные вечера и т.д.

И один из главных мотивов общеславянской святочной мифологии было понимание Святок как опасного времени, которое принадлежит потусторонним силам. На русском Севере считалось, что в ночь под Новый год целые сонмы бесов выходят из преисподней и начинают делать всякие пакости и пугать народ.

К сонму "святочных" духов (они появляются только на Святки) народ причислял шуликунов, куляшей и святков. Они начинали ходить на второй день Рождества и исчезали в день Крещения после вечерни. В некоторых областях Западной Украины верят, что святочные духи по вечерам Святок ходят по улицам и дворам и наказывают нарушителей запретов, предписаний и правил поведения, которыми так богаты святочные праздничные трапезы, в которых, как считалось участвуют и души умерших родственников.

Святки были временем гуляний молодежи, посиделок, "вечерниц". На весь период праздников "снимали" избу (святочную), где проводились  совместные "подблюдные" гадания, игры, песенные развлечения, танцы. Именно на Святки чаще всего устраивались так наз. деревенские смотрины невест, проходило активное общение молодежи и определялись, зачастую, будущие супружеские пары.

Самым подходящим временем для гадания считались вечер накануне праздника и ночь до первых петухов. Именно в это время "открывается" потусторонний мир и можно узнать будущее.

- Для того, чтобы приснился вещий сон девушке надо положить под подушку или под кровать обрядовую пищу: кутью, блин, обрядовый хлеб.

- Сразу после рождественского ужина девушке, захватив щепотку кутьи, надо подбежать к окну соседнего дома и прислушаться к речи хозяев: слова "иди", "возьми", "спеши", "скорее" будут означать для нее  близкое замужество; слова: "сядь", "останься", "не ходи" - девичество. В некоторых краях русского Севера девушки, бегая слушать под чужие окна, брали с собой обрядовый блин, прокусывали в нем отверстия для глаз и рта и надевали его на лицо как маску.

- Широко известно у всех славян святочное гадание, при котором гадающие девушки сами спрашивали имя первого встречного, чтобы узнать имя суженого (Как ваше имя? Смотрит он  И отвечает: Агафон. Пушкин, Евгений Онегин).

- Для гадания в рождественские вечера толковали поведение домашних животных: кур, петухов, овец, собак, котов, свиней и лошадей. Например, девушки бегали ночью к курам или овцам и ловили в темноте животное: попадется под руку белое животное - жених будет блондином, темное - чернявым.

- В дом вносили животное и каждый клал на пол еду (зерно, хлеб, кости) и следил, чей кусок будет съеден первым, тот и выйдет первым замуж или женится.

- Наблюдали также  в какую сторону пойдет чье животное: если к двери, то скоро будет свадьба, если в угол - то скорой свадьбы не будет.

- Большое значение для гадания имело расположение брошенных предметов, например, бросали башмак,  если он падал носком к порогу, то это предвещало скорое замужество.

-  Было широко распространены коллективные гадания, когда сложенные вместе вещи участников такого гадания (пояса, ленты, платки, кольца) много раз подбрасывали вверх ("палали") в полотне, сите,  в подоле платья и следили за тем, чья вещь выпадет первой, что сулило скорое замужество.

- На русском Севере такие действия, связанные с подбрасыванием снега, кольца - это называлось "полоть" снег, "полоть" колечко - сочетали с гаданием по  "вещим" звукам. Девушка набирала снег в передник или подол и, закрыв глаза, потряхивала снег , приговаривая " Полю, полю, белый снег на собачий след. Где собачка взлает, там мой суженый живет!" (Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали, снег пололи, под окном слушали ...В. Жуковский) .

-  Гадали по собачьему лаю и по-другому. Девушка выходила в полночь на улицу, взяв с собой нож. Подходила  к сугробу  и начинала  ножом резать снег, приговаривая: "Чёрт не молчи, чёрт подскажи, какой муж мне попадётся, плакать или смеяться придётся?". При этом она прислушивалась, не начнут ли на деревне лаять собаки. Лай собак в селе и подсказывал ей каким будет муж: отрывистый и злобный лай - муж будет злым, угрюмым и строгим. Если она услышит заливистый радостный лай - муж будет добрым и веселым. А если вдруг она услышит, вместо лая,  вой, то это будет не к добру. Брак будет недолгим или горестным.

- Гадали на прибыток\ убыток  в семье по длине соломинки, вытянутой  из-под скатерти рождественского стола (рождественский стол застилали сначала соломой, а сверху клали скатерть).

- Были в обычае рождественские гадания на свечах. Для этого зажигали восковую свечу и капали воском в посуду с водой. В холодной воде воск немедленно застывал, образуя разные фигурки, вот по этим фигуркам и "считывали" будущее. Иногда снимали со свечки  наплывы, растапливали их в металлической плошке, быстро выливали в посуду с холодной водой и "читали" судьбу той девушки, чья была свеча .

Толкования фигурок:

- фигурка дома сулит свое хозяйство (замужество);

- что-то похожее на пещеру или яму - самая нежелательная фигурка, "погребальная яма", - символизирует смерть или тяжелую болезнь;

- дерево с поднятыми ветвями - радость;

- дерево с опущенными ветками - тоска, печаль, скука;

- кольцо или свеча - скорая свадьба;

- если трудно определить фигурку - она какая-то бесформенная, то это плохой признак для будущего гадающего;

- фигурка на дне блюда напоминает блин - это к продолжительному девичеству.

Некоторые гадают на молоке и воске. Наливают в блюдце молока, ставят блюдце на порог, берут остатки от восковых свеч и растапливают их, приговаривая: "мой хозяин домовой, приди ко мне на порог, молочка попить, воска поесть", произнося последние слова, сразу вылить воск в молоко и посмотреть, что за фигурка получилась:

- четкий крест сулит болезнь,

- нечеткие края креста  предвещают  много мелких неприятностей в жизни гадающего,

- цветок  говорит о том, что девушка в течение года обвенчается,

- фигурка какого- нибудь животного указывает на то, что, возможно,  среди близких или друзей есть недоброжелатель,

-  много мелких капелек в молоке, напоминающих звездочки, сулят  удачу, прибыток,

- полоски, напоминающие дорожки, вещают о переезде, путешествии,

- фигурка, напоминающая человека -  появится новый знакомый, м.б., новый друг.

Девушки гадают на суженого по волосам.

Такое гадание производится в полночь. Наливали воду в миску и насыпали немного соли, потом немного сахара и снова немного соли. Все перемешивали, чтобы соль и сахар растворились. Когда вода успокаивалась бросали в нее волосок со своей головы и с головы любимого. Миску с водой и волосками оставляли  до утра. Утром смотрели, что получилось: если волосы переплелись, то это к свадьбе и долгой счастливой жизни, если волоски плавают отдельно, то - к разлуке, если чей-то волосок утонул и лежит на дне - к болезни или даже смерти владельца волоса.

Рождественские гадания о будущем по кольцу тоже простое.

Возьмите глубокую миску, а еще лучше,  гладкий стакан, налейте воды на три четверти, опустите осторожно на середину дна обручальное кольцо. Погасите свет и зажгите свечу. Внимательно всмотритесь в середину кольца. Смотреть надо долго и пристально, не отвлекаться. Может жених и покажется!

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

В.А. Жуковский (Светлана)

 

Поделитесь ссылкой с друзьями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика