Этикет официального вечера, конечно же, более строгий, чем этикет неформальной встречи.
И многие поступки, жесты, формы приветствий и реплики, допустимые в кругу друзей, вызывают недоумение окружающих на официальном приеме. Поэтому, чтобы судорожно не вспоминать, что можно и в какой ситуации следует делать, лучше следовать общим правилам этикета ежедневно, вне зависимости от того, где вы находитесь и с кем вы общаетесь.
Этикет. Как знакомиться и приветствовать друг друга. Общие правила.
Этим правилам лучше следовать ежедневно.
Люди, которые в ежедневной жизни не обращают внимания на свое поведение, а на официальном приеме преображаются в галантных кавалеров и в изысканно-утонченных дам, вызывают недоумение и неприятие.
- мужчина, перед дверью (в любое помещение) пропускает женщину вперед, открыв ей дверь и придерживая ее. Только, если дверь тяжелая и массивная, мужчина проходит вперед и держит дверь, пока женщина не пройдет.
- младший по возрасту пропускает вперед старшего.
- подчиненный пропускает вперед начальника, но если старший по возрасту и положению любезно уступает вам дорогу, то можно пройти, но не забыть поблагодарить.
- если гости равны по возрасту или по социальному положению, первым проходит тот, кто ближе всего к двери.
- гости пропускают вперед хозяйку вечера, а хозяин вечера пропускает вперед гостей.
- по лестнице вверх впереди идет женщина, по лестнице вниз впереди спускается мужчина, при таком порядке мужчина может сразу помочь женщине, если та случайно оступилась.
Можно ли опаздывать на приемы?
Обычно время сбора гостей указывается на пригласительной карточке:
- если указано - S.t. (sine temporre), нужно придти вовремя, без опозданий,
- если указано - C.t. (cum temporre), можно опоздать не более, чем на 15 минут, это "академическое" опоздание.
Если это не фуршет, где гости "бродят" по залу с тарелками и вилками, а рассаживание гостей за столом и начало обеда или ужина, то опоздание гостей вызывает некоторое замешательство хозяйки и неудобства для уже пришедших гостей.
Если вы опоздали менее, чем на 15 мин., то причину опоздания можно и, даже не нужно, указывать. Но если вы опоздали больше, чем на 15 мин., то вам нужно подойти к хозяйке и, извинившись, кратко объяснить причину опоздания.
Не надо уходить с официального приема раньше старших гостей. Это можно сделать только, если вам срочно нужно уйти, тогда вам надо подойти к хозяевам приема, объяснить ситуацию и попрощаться, с остальными гостями прощаться не нужно.
Этикет официального вечера или приема требует также соблюдения правил приветствия хозяев и собравшихся гостей и знакомства.
В большинстве случаев хозяева приема или вечера встречают гостей в дверях. Если это свадьба, то гостей встречают родители или старшие родственники молодых.
- мужчина должен первым приветствовать женщину, молодой человек - старшего, вновь прибывший гость - тех, кто пришел раньше.
Рукопожатие - основной жест приветствия. Незачем сильно сжимать и долго трясти руку другому человеку, ничего кроме боли, неприятных ощущений, а иногда и недоумения, это вызвать не может.
Женщине не обязательно пожимать руки другим, при рукопожатии ей не надо обязательно снимать перчатки, только если она хочет оказать почтение гостю намного старше ее, то надо бы это сделать.
Если тот, кто с вами здоровается снял перчатку, то и вам надо сделать тоже самое.
Сейчас стало модно европейское приветствие - касание щеками, в Европе такое приветствие практикуется между друзьями, знакомыми и незнакомыми. Обычно так приветствуют друг друга женщины или мужчина и женщина, но никак не мужчина мужчину.
Правила этикета приветствия оговаривают еще пункт для мужчин:
- нельзя при рукопожатии держать одну руку в кармане. В кругу друзей на это никто не обратит внимания, но для просто знакомых и незнакомых людей это будет знаком вашей невоспитанности.
Есть и определенные правила очередности рукопожатий:
- сначала женщина здоровается с женщиной, потом мужчина с женщиной, после этого мужчина с мужчиной.
Кроме рукопожатий можно поприветствовать друг друга и легким наклоном головы.
Когда можно целовать руку женщине? И при каких обстоятельствах нужно или можно это делать?
Этикет предусматривает следующие случаи:
- если вы хотите этим оказать женщине уважение и почтение,
- целовать руку женщине принято только в помещении, целование рук на улице и т.д. считается грубым нарушением этикета,
- не целуют руку в перчатке,
- не целуют руку, протянутую над столом,
- не целуют руку страстно или с "причмокиванием" - это дурной тон,
- не целуют руку только одной из присутствующих женщин, если они стоят вдвоем или втроем.
Этикет знакомства на официальном приеме.
В позапрошлом веке и в начале прошлого процедура представления была полна всяческих нюансов и ее можно было назвать церемонией.
Сейчас, правила этикета в этом отношении не так строги. Но основные правила остались неизменными:
- мужчину представляют женщине,
- того, кто занимает менее значимое положение в обществе, представляют тому, кто занимает более значимое положение,
- отдельного человека представляют парам,
- своих родственников нужно представить остальным гостям, используя формулу: «моя сестра N, моя племянница N, моя дочь N, мой братN, мой сын N" и т.д.
- не говорите: "N, познакомься, это мой друг N....", если вы знакомите двух своих друзей. Таким представлением вы, может быть и не желая этого, подчеркнете, что первый не входит в число ваших друзей,
- представляя своего супруга, надо сказать: " моя жена N" или "мой муж N",
- во время представления нужно смотреть в глаза человеку, которого вам представляют, не на его переносицу или куда-то вбок,
- после представления надо повторить имя того, с кем вас познакомили, сказать: "Очень приятно (здравствуйте) NN", можно молча поклониться, и , по этикету, следует обменяться хотя бы парой фраз, а не разбегаться тотчас же по разным углам помещения приема. Начинает такую короткую беседу тот, кто выше по социальному статусу или старше по возрасту. Если друг другу были представлены мужчина и женщина, то завязывать разговор можно и нужно женщине.
- если вас представили неправильно, что-то перепутали, поправьте, уточните, но без раздражения, при представлении в официальной обстановке нужно называть фамилию, а иногда и должность представляемого.
Нужно ли вставать во время представления, если вы сидите, а к вам подвели человека для знакомства? Для такой ситуации есть 2 основных правил этикета:
- мужчина всегда встает, независимо от того, кого ему представляют, мужчину или женщину,
- женщина может остаться сидеть, если ее знакомят с молодым мужчиной, но встает, когда ее знакомят со старшими по возрасту.
А в остальном, будьте воспитанными, следуйте правилам хорошего тона и уважайте окружающих вас людей.
Ведите себя так, чтобы вам не смогли испортить настроение.